UA / RU
Поддержать ZN.ua

КРОВНАЯ ЧЕСТЬ ИЛИ КРОВАВАЯ МЕСТЬ

Недавно некоторые отечественные масс-медиа распространили информацию со ссылкой на Национальный...

Автор: Ольга Лунченко

Недавно некоторые отечественные масс-медиа распространили информацию со ссылкой на Национальный комитет по борьбе со СПИДом о том, что в Кировоградской и Черкасской областях зафиксированы два случая заражения ВИЧ через донорскую кровь. Согласитесь, это ЧП отнюдь не областного масштаба.

Заинтересованные и задействованные в системе медицинского обслуживания населения инстанции поспешили активизировать свои контакты с прессой. Так, председатель Национального комитета по профилактике наркомании и СПИДа Валерий Ивасюк причиной трагедии считает «халатность врачей и

плохую организацию донорской службы».

За комментариями я обратилась к практику - главврачу Киевской станции переливания крови Людмиле Заневской:

- Таких случаев, как в Черкассах и Кировограде, у нас быть не может. Любая доза крови, которая берется в столице, проходит обязательное тестирование на СПИД и ассоциированные инфекции, гепатит В и С и сифилис. Согласно постановлению Минздрава Украины, плазма донорской крови замораживается на три месяца (раньше было шесть), после чего проводится повторное тестирование на ВИЧ.

Однако случаи, когда кровь переливается пациенту без предварительной проверки - при угрозе жизни, - вполне вероятны во врачебной практике. После такой вынужденной инъекции кровь донора постфактум все равно подвергается ретроспективному анализу. В разговоре главврач станции переливания крови вскользь упомянула, что факт заражения ВИЧ-инфекцией через донорскую кровь в Кировограде не подтвердился...

Но даже если кировоградский и черкасский инциденты будут исчерпаны, если периферийные ЧП - не объективная реальность, а плод журналистской (или еще чьей-нибудь) сенсации, то все равно стоит задуматься, на какой почве они могли возникнуть.

Очевидно, одноразовые шприцы не являются панацеей от опасности заражения чумой ХХ века. Украинские службы донорской крови преимущественно работают на импортных тест-системах. Уже существуют и отечественные, но пользоваться ими станции переливания крови пока не рискуют - нет стопроцентной безопасности. И никакие лозунги, призывающие к защите национального потребителя, не заставят «кровяных» практиков применять тест-системы, дающие около 70% гарантии.

По словам Людмилы Заневской, в техническом и технологическом плане отечественная донорская служба безнадежно плетется в хвосте. Все оборудование морально и материально устарело. Да и само понятие «донорство» не соответствует первоначальному замыслу.

Донор в переводе означает «дарить». Во всем мире изначально кровь сдавалась безвозмездно, это благотворительное дело, дело чести, если хотите. По мнению г-на Ивасюка, «платное» донорство неминуемо ведет к массовым заражениям ВИЧ через кровь.

У нас в стране, учитывая социально-экономическое положение, донорство становится профессией. В цивилизованных странах донорство находится под патронажем Красного Креста. До второй мировой войны в СССР благородное «кровное» дело тоже курировалось этой благотворительной организацией. Во время войны оно, как стратегически важный объект, перешло под крыло Министерства обороны, затем под свою опеку донорскую службу взяло Министерство здравоохранения Союза. (Кстати, до сих пор количество крови, хранящейся в донорских банках, является государственной стратегической тайной.)

Из истории известно, что в союзные времена сбор крови у населения был не только медицинской процедурой, а и отчасти - идеологическим мероприятием. Кровь сдавали сознательные трудящиеся безвозмездно, т.е. даром, получая, однако, за эту услугу два отгула и талоны на усиленное питание. В бывшем СССР доноров было примерно столько же, сколько отличников ГТО.

Киевлянка Генриетта Васильевна Коновалюк, инженер столичного мотозавода на пенсии, относится к этой славной плеяде «дарящих свою кровь». Ее история, которую мне поведали на станции переливания крови, подкупает своей искренностью и благородством. Еще в 43-м году, приписав себе лишние пару лет до совершеннолетия, Генриетта сдавала кровь на лечение самого Покрышкина. Как донор она известна во всем мире. За свою жизнь Коновалюк отдала людям сотни литров крови (у человека в среднем около 8 литров крови). Ее заслуги перед человечеством оценил украинский премьер-министр - Генриетта Коновалюк получает персональную правительственную премию.

Сегодня донорская служба в Украине заметно «похудела». В ее рядах остались лишь проверенные бойцы, для которых отдать свою кровь нуждающимся - дело чести и совести. Только в Киеве около 5 тысяч доноров. А город требует крови... Только в течение одного года в столице переливается до 10 тонн эритромассы и 5 тонн плазмы.

Высокую гражданскую сознательность проявляет интеллигенция и, по традиции, трудовые коллективы. Случайных людей среди доноров практически нет. Они проходят строгий медицинский контроль. Как сообщили на станции переливания крови, поток студенческой массы, еще недавно так активно сдающей кровь (два отгула, видимо, существенно влияли на сознание учащейся молодежи), нынче заметно «обескровился». Киевский банк крови, например, спасает милиция - с этой силовой структурой у столичной станции переливания крови заключен договор.

Впрочем, сегодня не очень-то приходится рассчитывать на благотворительную сознательность масс. Поэтому это благородное дело в нашей стране поставлено на оплачиваемую основу. Согласно последнему прошлогоднему постановлению Кабинета министров Украины №1466, утвержден новый порядок оплаты донорам сдачи крови и ее компонентов. Она производится из расчета 2,4 необлагаемого налогом минимума доходов граждан за 1 литр крови (необлагаемый минимум составляет 17 грн.), т.е. 40,8 гривни. Тем, кто жертвует своей плазмой, положен гонорар из расчета: при ручном методе плазмафереза - 37,4 грн. за литр, при машинном - 34 грн. Следует заметить, что доза сдачи крови в один «заход» составляет в среднем 440 мл, а плазмы - 300 мл. При этом кровь рекомендуется сдавать не чаще пяти раз в год.

При такой оплате донорство в Украине все же можно считать благотворительной процедурой.