UA / RU
Поддержать ZN.ua

Кровавая инициация

Проблема наркомании в нашей стране чрезвычайно остра. Уровень распространения инъекционных нарк...

Автор: Ирина Кириченко

Проблема наркомании в нашей стране чрезвычайно остра. Уровень распространения инъекционных наркотиков, в том числе среди подростков и молодежи, стремительно растет, увеличивая угрозу ВИЧ/СПИДа, гепатита С, а также инфекций, передающихся половым путем.

Наибольшее количество наркозависимых в Днепропетровской, Донецкой и Одесской областях. По данным Минздрава, уровень распространенности употребления наркотиков выше на юге и востоке, ниже — на западе страны. Потребители инъекционных наркотиков (ПИН) сейчас являются основной группой, определяющей распространение ВИЧ/СПИДа в Украине. На протяжении ряда лет среди наркопотребителей в Одессе уровень распространенности составляет более 55%, в Донецке — более 40%.

Среди потребителей инъекционных наркотиков (так, «политкорректно», социологи и психологи советуют именовать этих больных людей, которых мы привыкли называть наркоманами) удельный вес молодых людей в возрасте до 24 лет составляет от 42 до 58%.

Три жертвы одного укола

Украинский институт социальных исследований имени Александра Яременко при участии Исследовательского учебного центра «DV8» и Института по вопросам исследований наркотической зависимости (Нидерланды), при содействии представительства Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Украине и ЮНЕЙДС провел социологическое исследование с целью выявления причин и путей вовлечения молодежи в инъекционное потребление наркотиков в четырех городах Украины. Целевыми группами исследования стали молодые потребители инъекционных наркотиков в возрасте до 23 лет и их друзья, которые не потребляют наркотики инъекционно. Сами потребители привлекали к опросу своих друзей и знакомых. Это позволило вовлечь не только тех, кто уже известен медицинским работникам или социальным службам, но и молодых, начинающих потребителей, которые еще не осознают, что становятся зависимыми от наркотика и будут нуждаться в специализированной помощи. Привлечение к употреблению наркотиков происходит через ближайшее окружение, друзей, хороших знакомых, сексуальных партнеров. За два-три года своего «наркостажа» (напомним, что опрашивались молодые люди до 23 лет включительно) каждый из потребителей наркотиков в среднем «посадил на иглу» три-четыре человека. Социологи делают вывод, что популяция инъекционных потребителей наркотиков ежегодно практически удваивается.

Исследование проводилось в четырех городах Украины: Киеве, Одессе, Павлограде Днепропетровской области и Полтаве. Всего было опрошено 1610 респондентов: 808 молодых инъекционных наркопотребителей и 802 их друзей (из них 476 употребляют наркотики неинъекционным путем, а 326 вообще их не употребляют). Средний возраст инъекционных наркопотребителей составляет 20 лет, их друзей — 19 лет. Самым младшим 12—13 лет. У большинства опрошенных среднее образование. Каждый десятый наркопотребитель 22—23 лет имеет высшее образование.

«Новые наркозависимые»

У 80% ПИН был опыт употребления неинъекционных наркотиков до первой инъекции. А 87% параллельно с уколами глотают таблетки и курят «травку». Конопля и ее препараты занимают первое место в рейтинге распространенности, на втором месте — трамадол, на третьем — алкоголь в соединении с наркотиками.

10% из тех, кто сейчас принимает наркотики неинъекционно, убеждены, что когда-нибудь попробуют «уколоться», а еще 34% не отрицают такой возможности в будущем.

Первая инъекция происходит преимущественно в кругу знакомых, друзей, вместе с сексуальным партнером и только 13% «укололись» самостоятельно. Средний возраст, в котором происходит инициация, — 18 лет. Наркотики для первой инъекции обычно получают от близких друзей бесплатно. Чаще всего это экстракт маковой соломки, с нее начали употребление наркотиков 60% опрошенных, с амфетаминов — 25%, с героина — 5%. «Осмелеть» перед уколом помогают алкоголь и неинъекционные наркотики. Первая инъекция отражает не самостоятельный выбор человека, а его подверженность влиянию и давлению окружения, поэтому первый укол чаще всего не планируется. Планировали первую инъекцию 40%, вторую — 57% «новообращенных» наркопотребителей. Причем мужчины решаются на укол, обдумав последствия, а женщины действуют спонтанно и быстрее переходят ко второй инъекции.

Кстати, новые, «чистые» шприцы использовали для первой инъекции всего 66% опрошенных.

Вторая инъекция «новообращенных» ПИН свидетельствует уже о прочном интересе к шприцу и о втягивании в активную наркоманию. 74% опрошенных сделали второй укол в течение ближайшего времени, причем 7% — спустя несколько часов, 42% — через несколько дней, 25% — через несколько недель. 10% «созрели» через месяц. Год спустя и позже обратились к инъекционному наркотику 2% опрошенных. Чем моложе «экспериментатор», тем больше у него риск «втянуться». Второй укол делают самостоятельно уже 21% «новых наркозависимых».

Оказывается, инъекционные наркопотребители достаточно активно пропагандируют «иглу» среди своих друзей — на это указывают 70% ПИН и 42% тех, кто наркотики не употребляет.

Часто родители инъекционных наркопотребителей не знают, что их дети наркоманы, — в этом убеждены почти четверть опрошенных. Приблизительно такое же количество опрошенных указали, что родители, особенно матери, знают об этом. В пьющих семьях вероятность наркозависимости потомка выше, чем в непьющих.

Основные источники материального обеспечения молодых людей, пристрастившихся к недешевой «дури», — это деньги родителей и других родственников. Те, кто работает, полагаются на зарплату и случайные заработки. Четверть потребителей инъекционных наркотиков указали на продажу личных вещей. Несовершеннолетние (12—17 лет) просят милостыню. 26% молодых женщин оказывают за деньги секс услуги. 40% время от времени просят денег у друзей и знакомых, треть не брезгует воровством.

Как вернуть заблудших в социум?

В Украине для ПИН существуют профилактические программы, центры ресоциализации наркозависимой молодежи. Однако среди опрошенных инъекционных наркопотребителей только 36% знают о каких-либо программах, реализующихся в городе, где они живут, а пользуются их услугами 14%. Курс лечения от наркозависимости проходили 74,5% опрошенных. Это свидетельствует о сложности поставленной перед обществом задачи — вернуть этих молодых людей в социум.

— По результатам национального опроса учащейся молодежи, среди подростков в возрасте 15—16 лет с неинъекционными наркотиками знакомы (то есть пробовали хотя бы раз) 24%, — говорит Ольга Балакирева, председатель правления Украинского института социальных исследований, кандидат социологических наук.

Этот показатель существенно вырос за последние несколько лет. Инъекционные наркотики — это не только риск ухудшения здоровья, но и один из основных факторов распространения эпидемии ВИЧ-инфекции в нашей стране. Существует общая статистика показателей роста количества наркозависимых, однако в Украине не проводились ранее исследования таких пограничных групп риска, как друзья молодых потребителей инъекционных наркотиков, хотя результаты исследований в других странах говорят о том, что тесное «соприкосновение с инъекционной наркокультурой» увеличивает риск вовлечения и преодоления барьеров.

Мы предложили две стратегии профилактики начала (инициации) именно инъекционного потребления наркотиков среди молодежи, которая находится в группах высокого риска. Одна из стратегий — работа в группах риска, среди «экспериментаторов» или эпизодических потребителей, которые еще не стали зависимыми. Это методики обучения или информирования «равный — равному». Другая стратегия предполагает работу с самими ПИН, привлечение их для работы в своей же среде, чтобы остановить процесс вовлечения новичков в инъекционное потребление. Для этого необходимо адаптировать к нашим реалиям опыт других стран.