Ежедневно мне приходится осматривать десятки пациентов, знакомиться с их историями болезни. С одной стороны, отмечаешь все большее количество людей, попадающих в урологические отделения. С другой, «омоложение» ряда болезней, которые традиционно считались недугами людей пожилого возраста. Имею в виду прежде всего инфекции почек, мочекаменную болезнь и гиперплазию предстательной железы, которую еще называют аденомой простаты.
По статистике количество больных урологического профиля в последние годы составило почти 1,4 млн. человек. Увеличение наблюдается во всех возрастных и обеих половых группах. Однако, я твердо в этом уверен, эти цифры далеко не полные, так как среди впервые обратившихся за помощью немало людей с запущенными формами.
А это частично связано с тем, что люди стесняются идти к урологу. Только острые боли в почках или мочевом пузыре могут заставить немедленно обратиться к врачу. Не говорю о том, что усугубляется положение такого больного и осложняется процесс лечения.
Первые места по распространенности и количеству больных занимают инфекции почек, пиелонефрит, мочекаменная болезнь и новообразования почек, мочевого пузыря, мужских половых органов, которые в сумме составляют 90-92 процента всех урологических заболеваний.
Но нельзя сбрасывать со счетов и аномалии развития, почечную артериальную гипертензию и другие болезни, которые хоть и не отличаются большим количеством заболевших, зато также приводят к инвалидности и смертности.
Можно было бы не пугать читателей этими цифрами и фактами, если бы не одно обстоятельство - пиелонефрит, острые гнойно-воспалительные болезни почек, мочевого пузыря, онкообразования все чаще «цепляются» к молодежи, людям трудоспособного возраста, беременным, которые затем рожают детей с врожденными пороками или повышенным риском заболевания.
Беспокоит рост инвалидности. В ее структуре среди болезней нашего профиля 5-6% - аномалии развития, 7-8% - мочекаменная болезнь, 18-20% - новообразования, 30-35% - болезни почек, 35-40% - результаты удаления почки.
Вот почему лечение и реабилитация стали важнейшей общегосударственной задачей по сохранению трудовых ресурсов и социальной адаптации.
Рост распространенности заболеваемости, кроме высокой степени инвалидизации, характерен также увеличением показателей смертности. За последние 5-6 лет смертность увеличилась в несколько раз. Прежде всего это происходит за счет злокачественных опухолей, которые составляют половину в общей структуре этого показателя. От инфекции почек смертность по Украине составила 4,37 на 100 тысяч населения, от рака предстательной железы - 75,5, от рака мочевого пузыря - 39,1.
Проблема эта архиважнейшая, потому что, по прогнозам специалистов, смертность от урологических болезней может в ближайшие годы составить 40 на 100 тысяч населения. (Сравните с 22,2 в 1986 году!)
Анализируя показатели заболеваемости по регионам, мы пытаемся определить наиболее опасные, ставя целью навалиться всеми силами и возможностями на некоторые, чтобы стабилизировать обстановку.
Однако оказываемся в очень затруднительном положении. Как ни странно, но загрязненные вследствие чернобыльской катастрофы территории ничем не отличаются от других мест.
Например, распространенность инфекций почек в Винницкой области в 1,5 раза выше, чем в Житомирской; Волынской и Днепропетровской в 1,6 раза выше, чем в Тернопольской и Запорожской областях.
Мочекаменная болезнь «свирепствует» в теплом Севастополе, но резко пошла на убыль в соседних Херсонской и Николаевской областях. В то же время эти области «лидируют» по другим показателям урологии.
Все это требует от ученых и практиков-урологов новых углубленных исследований, разработки методов ранней диагностики, эффективного лечения.
Как в Институте урологии и нефрологии АМН Украины, так и в других научно-исследовательских заведениях, центрах, клиниках в последние годы кипит напряженная и целенаправленная работа по преодолению проблем предрака, его ранних форм, ликвидации других опасных заболеваний.
И все же говорить о факторах стабилизации обстановки на урологическом фронте мы не можем. Проблему оказания помощи нашим больным определяем как актуальную и очень сложную.
И тут хотелось бы разграничить или разделить меру ответственности между медиками, социальными службами и органами государственного управления.
Скажу откровенно и со всей прямотой: да, мы, медики, во многом виновны, наши коллеги, в основном те, которые работают на периферии, не сумели обучиться передовым методам работы, не повышают свою квалификацию, не уделяют внимания профилактической работе, ранней диагностике, берутся за скальпель тогда, когда он не нужен, работают на допотопном устаревшем оборудовании, не пользуются современными методами лабораторных исследований.
Недавно коллегия Минздрава Украины рассматривала состояние урологической помощи в нескольких регионах. К большому нашему стыду, выявлено, что врачи в районах не контактируют с более опытными коллегами, которые работают в областях. Отсюда незнание современных методик, неосведомленность в общих процессах, которые протекают в нашей отрасли.
Что можно добавить, если в районах, где наибольшее число посетителей, все выводы местные урологи делают по анализу мочи, который по сути мало о чем говорит.
За последние год-два значительно ухудшилось положение с материально-техническим обеспечением урологических отделений. Они не обеспечены необходимым оборудованием, аппаратурой, инструментарием, медикаментами, мягким инвентарем. Больных, даже тех, которые приехали из периферии, не кормят. Нет цистоскопов, катетеров, шовного материала, лекарств для наркоза.
Большинство из названных проблем напрямую связано с экономическим положением страны. Лечебно-профилактические учреждения и научно-исследовательские заведения все меньше обеспечиваются финансовой поддержкой, а материально-техническая база вообще не пополняется.
Те скудные средства, которые получают урологические отделения, идут в основном на выплату зарплаты. И то нерегулярно. Никто из главврачей не рискнет в такой обстановке приобретать диагностическую аппаратуру или приборы для лабораторных исследований.
Вот одна из главнейших причин оттока из наших клиник опытных специалистов, наиболее талантливых, трудолюбивых. Такие находят себе применение если не в других странах, то в других отраслях.
Замечу кстати, что ныне на всю Украину насчитывается всего около полутора тысяч урологов. Из них только 58,8 процента аттестованы. Врачи трудятся, не считаясь со временем, что также идет вразрез с нормативами, установленными для нашей службы.
В последнее время в областях и районах идет беспрерывное сокращение коечного фонда, что приводит к ликвидации урологических отделений. Казалось бы, что теперь койка должна «работать» лучше, однако анализ показал - все наоборот. Резкое снижение показателя по сравнению с 1991 годом.
Не помню, сколько времени мы говорим о необходимости уделить первостепенное внимание сельскому населению. Сегодня селянину не добраться не только до областной, но и районной поликлиники или больницы, межрайонного урологического центра.
К бедности и неустроенности в быту, тяжелой изнурительной работе, невозможности правильно сочетать работу и отдых добавились еще и искусственные препятствия - несвоевременная выплата зарплат и пенсий, отсутствие автотранспорта, скудость местных аптек.
Учитывая создавшееся положение, мы вошли с ходатайством осуществить некоторые организационные меры. Среди них первостепенные - лицензирование урологических отделений, объединение городских и районных отделений, создание крепких стационаров на 80-90 коек с круглосуточным ургентным дежурством для оказания помощи больным города и района. Отделения в небольших городках объединить с районными с созданием единого стационара на 40-50 коек для оказания неотложной помощи больным прилегающих сел.
Учитывая огромное значение в урологии ультразвукового исследования, стараемся обеспечить каждое областное урологическое отделение собственной современной аппаратурой. Не мешало бы иметь ее и в районных отделениях.
Добиваемся также запрета проводить плановые оперативные вмешательства по поводу мочекаменной болезни в районных и межрайонных стационарах и направлять таких больных исключительно в областные центры или Киев, в Институт урологии и нефрологии, где для этого созданы все условия.
Есть и другие предложения, которые мы внесли на утверждение. Надеемся, что они станут скоро полноправными нормативно-правовыми актами.
Это блок общегосударственных проблем. А что делать рядовому индивидууму?
Молодые люди терпят до последнего момента, часто годами, превращаясь незаметно в хроников. Они к нам обязательно придут, но уже с запущенными болезнями, полуинвалидами, с мольбой на устах и в глазах.
Пожилые, более искушенные, тоже поначалу ведут себя, как молодые петушки, не обращая внимания на постепенное угасание сил, молодости, половой потенции.
Сколько талантливых ученых, педагогов, экономистов, политиков преждевременно сошло со сцены из-за недержания мочи, других урологических расстройств.
На моем столе немало писем от людей, особенно мужчин разных возрастов, которые, увидев в газете или на телеэкране рекламу того или иного препарата, обращаются за консультацией или советом, как им пользоваться.
Всем однозначно и одновременно ответить не могу, но удивляет одно: почему они не идут к врачу, почему обрекли себя на сидение дома в ожидании чуда или, наоборот, медленной смерти?
Безмерно жаль тех старичков, которые в 70-75 лет дождались, сидя дома, задержки мочеиспускания из-за поздней стадии гиперплазии предстательной железы, тяжелых последствий этого недуга.
Хорошо, что ныне появилось много импортных препаратов, которые в корне изменили подходы в лечении этого заболевания. Но они, как правило, дороги и недоступны большинству больных.
Кроме того, пользоваться даже сверхчудесными препаратами без рекомендации врача не положено. Каждый препарат, каким бы он ни был, имеет ряд побочных действий. Не всем его можно применять. На это может дать разрешение врач после детального обследования.
Поскольку болезнь, о которой мы говорили выше, одна из наиболее коварных и имеет широкое распространение, хочу посоветовать больным воспользоваться Международной системой суммарной оценки симптомов при заболеваниях простаты (см.табл.).
Она, по оценкам специалистов, обязательна для объективной оценки точки зрения на свою болезнь пациента. Семь вопросов анкеты ITSS, разработанные Комитетом мер Американской урологической ассоциации, один из наиболее точных рекомендуемых инструментов объективной оценки. Таблица создана для самостоятельного заполнения.
Каждому из ответов присваиваются баллы от 0 до 5. Сумма баллов может варьировать от 0 до 35 (от отсутствия симптомов до ярко выраженных проявлений заболевания). По результатам анкетирования, пациенты могут быть разделены на такие группы: 0-7 баллов - легкая симптоматика; 8-19 - умеренная; 20-35 - тяжелая.
Как видим, урологические болезни непросты и очень опасны, шутить с ними нельзя, затягивать лечение - тем более. Могу посоветовать читателям не тянуть с обращением к врачу при первых симптомах болезни. не стесняйтесь уролога. Легче ликвидировать заболевание в начальной стадии, чем искать способы и методы лечения запущенной болезни.