UA / RU
Поддержать ZN.ua

КОГДА ОТ СЕРДЦА НЕ УМИРАЮТ

По медицинским наблюдениям сердечно-сосудистые заболевания занимают одно из первых мест в мире. Поэтому углубляются исследования ученых, все сложнее становятся операции...

Автор: Наталия Константинова

По медицинским наблюдениям сердечно-сосудистые заболевания занимают одно из первых мест в мире. Поэтому углубляются исследования ученых, все сложнее становятся операции.

Киевский институт сердечно-сосудистой хирургии АМН Украины по количеству и разнообразию выполняемых операций вошел в первую «пятерку» ведущих научно-медицинских центров мира. Его кардиохирурги успешно проводят операции не только в своих клиниках, но и за рубежом. Вот уже несколько лет институтом руководит известный кардиохирург, академик АМН Украины, член-корреспондент НАН Украины Геннадий Васильевич Кнышов. Но несмотря на ощутимые удачи, его не может не беспокоить нынешнее и будущее украинской кардиохирургии.

Геннадию Васильевичу Кнышову 62 года. После окончания Донецкого медицинского института и четырех лет практики в Донецкой областной больнице закончил аспирантуру тогда еще в Киевской клинике сердечно-сосудистой хирургии (под руководством профессора Л.Сидаренко). В 1965 г. защитил кандидатскую, которая получила статус «авторской», поскольку сразу обозначила шесть новых направлений в хирургической тактике, дав своеобразный толчок к усовершенствованию операций на сердце с аппаратом искусственного кровообращения при данной патологии.

Защита докторской в 1975-м (под руководством академика Н.Амосова) стала первой в бывшем Союзе по теме «Протезирование митрального клапана», прозвучав как принципиально новое слово в развитии кардиохирургии. Дальнейшие исследования и стажировки в ведущих клиниках мира определили и основные направления в работе на то время уже небезызвестного ученого: ишемическая болезнь сердца, приобретенные пороки сердца, нарушения сердечного ритма.

Г. В. Кнышов - член Американской ассоциации торакальных хирургов, Индийской и Европейской ассоциаций кардиохирургов, президент Украинской ассоциации сердечно-сосудистых хирургов.

По гороскопу - Лев. По характеру - диктатор, но уточняет, во имя идеи, достижения цели. Женат, имеет дочь и двух внуков, которым мечтает дать европейское образование и культуру. Хобби - рыбалка и охота. Любит музыку «по настроению».

За последние годы в институте снизилась летальность при операциях на сердце с 6 до 2,5 %. (К сведению читателей: 2,5-3 % летальности от общего количества операций - это мировой уровень.) В этом достижении, размышляет Геннадий Васильевич, результат многих слагаемых. Впрочем, отсчет можно начать с его первой длительной стажировки в США, после которой Кнышов остро ощутил разницу в образовании американских и отечественных кардиохирургов. С тех пор - стремление к повышению профессионального уровня стало воплощаться в практические шаги. Поиск зарубежных клиник, где можно было бы пройти стажировку специалистам института, увенчался успехом. Начались стабильные выезды бригад, включая кардиохирургов, кардиологов, реаниматологов, сестер реанимационного отделения, в ведущие клиники Люксембурга, США, Англии, Франции, Германии и других стран. Уже на протяжении нескольких лет происходят обмены бригадами специалистов. Мало того, сейчас американцы приглашают наших специалистов для проведения совместных операций в других странах. В течение года, на стажировку выезжают до 30 человек. Безусловно, это постепенно меняет психологию врачей и сестер, их знания расширяются и это отражается на качестве работы.

В то же время абсолютно не решенной оставалась проблема врожденных пороков сердца у новорожденных. Проведенный анализ протоколов вскрытий умерших детей по городу Киеву за десять лет (1978-1988 гг.) показал, что 10 % детей умирало от врожденных пороков сердца в первый год жизни. Но при своевременно поставленном диагнозе 60 % из них можно было бы спасти. Это исследование явилось толчком к поиску путей решения сердечной проблемы новорожденных. В Сиднейском хирургическом госпитале (Австралия) наши врачи прошли стажировку по хирургическому лечению врожденных пороков сердца у новорожденных. Геннадий Васильевич считает, что именно с того времени начался новый этап в истории института. Начали выполняться самые сложные операции у детей в возрасте 3-20 дней после рождения.

По глубокому убеждению Геннадия Васильевича, едва не главенствующая роль в послеоперационный период отводится медсестрам, особенно отделению интенсивной терапии, их опыту. Поэтому едва не ежегодно он «снимает» с работы на две недели как вновь поступивших медсестер, так и уже со стажем, и - «за парты». Эти курсы, где лекции читают как наши, так и зарубежные ученые, способствуют повышению уровня профессиональных знаний, что в итоге сказывается на уходе за больными и, следовательно, на положительных результатах института в целом.

- Мы теперь делаем все виды операций на сердце, - говорит Геннадий Кнышов, - кроме пересадки сердца. Да и то только потому, что нет соответствующего закона в Украине. Но мы выполняем и более сложные операции, чем пересадка сердца, к примеру, при транспозиции магистральных сосудов у новорожденных. Это - мировой уровень кардиохирургии.

В течение нескольких лет, - продолжает он, - я по своей инициативе провожу анализ диагнозов по направлениям врачей из Украины, поликлинической службы нашего института и конечный диагноз при обследовании уже в институте. В итоге получается, что у 50 % направляемых к нам больных вообще никаких пороков нет (функциональные шумы). Из оставшихся 50 % - только 10 % госпитализируются. Из них оперируется лишь 60 %, а 40 % выписываются из стационара без операции. Т. е. 100 человек приехали на консультацию, а подлежат оперированию лишь 5. Получается, что 95 человек приехали «впустую». Но это не вина врачей. Спасибо им, что хоть шум в сердце слышат и все же направляют на консультацию. Хотя они должны знать, кто из больных может ждать операции год, три, а кому - в первые 20 дней после рождения следует делать операцию. Мы такие «умные» потому, что каждый день слушаем сердце, исследуем его, а потом еще и сравниваем диагнозы - до и после операции и выясняем причины ошибок. Вот зачем надо пересмотреть систему подготовки специалистов для этой области медицины, вот почему нужна кафедра сердечной хирургии, международная школа кардиохирургов.

Это новая идея директора Института сердечно-сосудистой хирургии. Нынешняя система образования в мединститутах Украины оставляет желать лучшего, а по грудной и сердечно-сосудистой хирургии вообще ограничиваются одной-двумя обзорными лекциями. Не используются базы НИИ.

Не без особого труда с помощью МЗ Украины удалось добиться открытия кафедры сердечно-сосудистой хирургии при Киевской медицинской академии постдипломного образования МЗ Украины. Уже третий год здесь проходят переподготовку педиатры, кардиологи, ревматологи, терапевты. И уже сейчас есть результат. Количество больных, особенно с врожденными пороками сердца, с незначительным пороком сердца, не требующим операции, или без порока, значительно уменьшилось.

- Украине давно необходим Центр сердца и сосудов, включающий в себя современный диагностический блок, лечебные клиники, поликлинику, - считает Геннадий Васильевич. - Он объединил бы в единой работе кардиологов и кардиохирургов - все равно они не могут работать друг без друга. А больной, обратившись в такой центр, прошел бы комплексное обследование, лечение, либо ему бы сделали операцию опытнейшие специалисты. Лет 15 назад пытались браться за решение этой проблемы - не получилось. Сегодня мы не оставили эту идею.

- Геннадий Васильевич, если еще несколько лет назад вас больше волновали проблемы новых методик, операций, диагностики, то сегодня вроде бы больше - организационные вопросы.

- Да, действительно, меня сегодня больше волнуют организационные вопросы, создание условий для бесперебойной работы института, его снабжения, сохранения кадрового состава, подготовки помещений к зиме. У нас не было ни одного срыва операционного процесса. Операции идут ежедневно, но в меньшем количестве. Нет денег в институте - ищу пути их зарабатывания.

Одним из таких путей являются платные операции для больных из других стран.

Можно было бы найти спонсоров, если бы из этих денег государство не брало налоги. Бюджет для медицины будет всегда пустой, следовательно, никогда государство не выполнит гарантий по здравоохранению, записанных в Конституции. А следовало бы для медицины сделать смешанную форму обслуживания, а не государственную и частную. Частная медицина будет процветать, а государственная - прозябать. Сейчас медики поставлены в безвыходную ситуацию: и финансирования нет, и механизма зарабатывания средств для жизнедеятельности института не существует.

- Не скучаете за операциями? Они вам не снятся?

- Мне вообще сны не снятся. Но один-два раза в месяц оперирую. Раньше делал все виды операций, а сейчас остановился на коронарной патологии, шунтировании и протезировании клапанов сердца.

- А вы часто хвалите своих сотрудников?

- Хвалю, но не часто. Вот снизилась смертность или еще что-то кардинальное происходит в институте, тогда говорю: «Вы хорошо поработали...»

Но когда мне заявляют, что грязь в отделении потому, что развал в стране, я таких безжалостно выгоняю. Как в свое время сказал М. Булгаков, развал и разруха начинаются у каждого в голове и при его личном невыполнении элементарных обязанностей.

Но когда я хвалю своих сотрудников - в душе очень горжусь ими. Они достигли такого уровня, которого мне хотелось. Особенно приятно, когда приезжают известные зарубежные ученые, ведущие хирурги мира, видят, каких больных мы оперируем, видят результаты в последующие дни и каждый заведующий отделением может рассказать им о состоянии больных на английском языке... Я очень рад, что мои сотрудники - это новая формация, в какой-то степени, моя школа, среди них - мои ученики. Я вижу новое поколение украинских кардиохирургов.