UA / RU
Поддержать ZN.ua

КОГДА ОБЪЕДИНЯЮТСЯ МЫСЛЬ И ДОБРОТА

Как известно, глаз человека - точнейший и сложнейший прибор, созданный природой. Через зрачок - отв...

Автор: Игорь Росоховатский

Как известно, глаз человека - точнейший и сложнейший прибор, созданный природой. Через зрачок - отверстие в радужной оболочке - лучи света попадают в него, преломляются в системе линз - хрусталике, на поверхности глазного яблока, роговице, стекловидном теле - и сходятся на сетчатке, проявляя на ней изображение предметов. Почти девяносто процентов информации о внешнем мире человек получает с помощью зрения. Все важнейшие органы человека имеют свои «представительства» на радужной оболочке глаза, связанные с ним взаимозависимо. Об этом всегда помнят врачи Киевского центра микрохирургии глаза, успешно сражаясь с такими болезнями, как глаукома, катаракта, близорукость и многими другими, постоянно совершенствуя свои методики и новейшие инструменты, даже несмотря на постоянный дефицит денежных средств, когда приходится завидовать зарубежным врачам, имеющим в достатке лазерные и ультразвуковые приборы. Хирурги центра ежегодно проводят в Киеве и области около 13 тысяч операций, иногда вынужденно проявляя чудеса изобретательности.

О работах и достижениях этого центра, которым руководит главный офтальмолог Министерства здравоохранения Украины, член-корреспондент Национальной и Медицинской академий наук, лауреат Государственной премии Украины Николай СЕРГИЕНКО, известно далеко за рубежами нашего государства, материалы о нем публикуют американские и европейские газеты и журналы. Николай Маркович Сергиенко, его помощники и ученики: профессор Юрий Кондратенко, доценты Виктория Эмилит, Наталья Денисюк и Геннадий Лемзяков, кандидат медицинских наук Людмила Новак постоянно находятся в поиске. Изобретенный в центре новый пинцет, которым делают отверстия в передней стенке сумки хрусталика, закупила немецкая фирма «Шторц».

В июле на Европейском конгрессе офтальмологов в Италии Николай Сергиенко сделал доклад и показал видеофильм о последних моделях созданного им искусственного хрусталика с уменьшенным диаметром, позволяющим устойчиво и надежно крепиться в сумке, рассказал о получении новых нетоксичных материалов, о разработках новых методов хирургического лечения близорукости. В последнее время под его руководством изобретен и создан хирургический алмазный нож особой конструкции, позволяющий с точностью до сотых долей миллиметра производить надрезы разной глубина на роговице. С этими же темами украинский офтальмолог выступил с лекциями в США, где уже давно знают о его работах и с живым интересом следят за ними, обмениваются новинками.

Труднейшей проблемой для офтальмологов всего мира является лечение некоторых форм так называемой неоваскулярной глаукомы, когда проделанное отверстие для снижения внутриглазного давления тут же закупоривается. Это происходит при некоторых сопутствующих заболеваниях, в частности при диабете. В киевском центре создана своя методика лечения этого заболевания, создается инструментарий.

На днях Николай Сергиенко вернулся из поездки в Германию, где знакомился с новинками ультразвуковой и лазерной техники для исследований и лечения глаз, договаривался о совместных работах.

- Знаете, - говорит он мне, и его глаза молодо вспыхивают, - в самом неожиданном месте встречаешься с задумками своей юности. Когда-то они казались очень дерзкими, почти неосуществимыми, а вот гляди ж - через двадцать с лишним лет пригодились, приобрели актуальность.

Так, еще в своей докторской диссертации об особенностях оптической системы глаза Николай Маркович выдвинул смелую гипотезу о том, что разрешающая способность глаза равна не единице, как до сих пор считалось, а может составлять 4 и 5 единиц, если использовать в особых условиях весь запас фракций. На эти его идеи, высказанные почти двадцать лет тому назад, сейчас живо откликнулись профессор Бернхард Риссов и сотрудники единственной в Германии оптической лаборатории. Они готовятся в тесном содружестве с украинским ученым создать лазерный прибор для исследования меняющейся остроты зрения в надлежащих условиях и проверить предположения Николая Сергиенко.

Мне показалась примечательной так называемая «пробежка» по коридору больницы одного из учеников и последователей Николая Сергиенко профессора Юрия Кондратенко. То и дело его останавливали больные с самыми разными вопросами, несколько раз я слышал, как пожилые женщины с истинно материнской заботливостью спрашивали у него - молодого, черноволосого, быстрого, за которым полы белого халата взметались, как крылья: «Как себя чувствуете, Юрий Николаевич?» «Отлично!» - отвечал он, улыбаясь, и тогда они, тоже улыбаясь, говорили: «Ну, тогда и мы будем в порядке». «Пошли ему Бог здоровья и удачи!» - вслед профессору, украдкой перекрестя его, проговорила старушка из далекого прикарпатского села. Больные не сомневаются: профессор Юрий Кондратенко поможет всем им - и своей ясной быстрой мыслью, и поистине золотыми руками. А прежде всего - своим бесконечно добрым отношением к больным людям, а оно - что греха таить - сегодня не так часто встречается даже и в медицинских учреждениях. Глядя на это общение врача с пациентами, знакомясь с результатами лечения, на ум невольно приходит уже начинающая забываться поговорка «Доброта обладает лечебной силой».

Юрий Николаевич может и не заглядывать в истории болезней - он и так помнит тысячи больных - уже прооперированных и тех, кому операция еще предстоит. Но всякий раз, готовясь к ней, он как бы снова посматривает и продумывает историю болезни, как бы мысленно репетирует предстоящую операцию, выверяя, как трепан или пинцет использовать: возможно, на этот раз он впервые применит вон тот пинцет, до сих пор бездействующий, столько месяцев ждущий своего часа. Ведь нет повторяемых ни людей, ни болезней.

Поэтому одним из главнейших направлений своей работы наряду с совершенствованием методов операционного вмешательства и применением новейшей техники Юрий Николаевич считает прогнозирование близких и отдаленных последствий операций у различных групп пациентов. Для этого нужно учесть индивидуальные течения болезни, рубцевание ткани, ответ того или иного организма на оперативное вмешательство. Проводя дополнительный дренаж или назначая дополнительные, не указанные ни в каких медицинских рекомендациях уколы, промывания, он часто добивается восстановления зрения до возможного максимума. И несмотря на все ту же катастрофическую нехватку средств и новейшего инструментария, лечение катаракты и глаукомы сейчас осуществляется в центре на мировом уровне. Об этом еще раз засвидетельствовала поездка профессора Кондратенко по французским клиникам, где он мог убедиться, что в Киеве не отстают от иностранных коллег, а кое в чем могли бы их поучить. Поскольку киевским офтальмологам приходится постоянно ухищряться, возмещая своим умением дефицит какого-то новейшего чудо-лекарства или отсутствие точнейшего инструмента, то в итоге они иногда могут сделать то, чего не умеют их иностранные коллеги.

Вот привезли к профессору Кондратенко на консультацию безнадежного больного. Молодой человек пострадал в автомобильной аварии: разбиты оба глаза, ничего не видит. Один глаз пришлось удалить. Неужели так и закончит жизнь слепым?

Решать надо было быстро. Атрофия второго глаза приобретала необратимый характер по мере того, как развивалось воспаление. И Юрий Николаевич решился по сути на реконструкцию глаза: удаление смешанного с кровью зарубцованного стекловидного тела, хрусталика и роговицы. Такое вмешательство редко способен выдержать и более здоровый глаз. Нужны были дополнительные вспомогательные средства, ножницы со специальными изгибами, резцы, зажимы, пинцеты, которыми редко пользовались, а главное - напряжение всех сил врача, на пределе работали его память, интуиция. И все-таки хирург победил, спас больному пятьдесят процентов зрения - возможность вернуться к труду, к нормальной жизни зрячего человека.

Подобные случаи есть в практике и других учеников и последователей главного украинского офтальмолога Николая Сергиенко. Они обобщены в работе центра, возвращающего зрение тысячам людей.