UA / RU
Поддержать ZN.ua

Клиническая эндоэкология в стране вымирающего этноса

Клиническая эндоэкология — наука о болезнях человека, вызванных загрязнением внутренней среды организма техногенными ядами...

Автор: Анатолий Соловьев

Клиническая эндоэкология — наука о болезнях человека, вызванных загрязнением внутренней среды организма техногенными ядами.

Если раньше неблагоприятное воздействие химических веществ распространялось преимущественно на рабочих «вредных» профессий, то особенностью нашей жизни является ухудшение экологической ситуации и как результат постоянное загрязнение внутренней среды организма человека токсическими веществами. Если к этому добавить лавинообразное нарастание алкоголизма и неконтролируемое, внушаемое рекламой применение лекарств для стран третьего мира, то можно прийти к выводу, что все население подвержено интенсивному воздействию опасных химикатов, неблагоприятно воздействующих на организм. В результате развивается эндоэкологическая болезнь, вызванная одновременным накоплением множества токсических веществ, поступающих из внешней среды в относительно небольших количествах, и токсичных метаболитов — веществ, образующихся в организме под действием поступивших токсикантов. В регионе формируются очаги эндоэкологической болезни, напоминающие своеобразную эпидемию.

Клинические проявления этой болезни многообразны. В начале заболевания они выражаются в виде общего недомогания, быстрой утомляемости, вялости, потери аппетита, человек с напряжением выполняет привычную работу, нарастает раздражительность, часто возникают простуды. В значительной части случаев эндоэкологическая болезнь длительное время может протекать бессимптомно. Именно это и делает ее особенно опасной, так как признаки болезни начинают проявляться тогда, когда организму уже нанесен значительный вред.

Химический терроризм

Стратегия социально-экономического развития человечества была сформулирована на конференции ООН по окружающей среде и развитию, состоявшейся в Рио-де-Жанейро в 1992 г. Было подтверждено, что окружающая среда и социально-экономическое развитие тесно взаимосвязаны. В главе 19 программы конференции «Повестка дня на XXI век» поставлена задача повышения безопасности использования химических веществ, а в качестве одной из основных задач определено прекращение или запрещение применения химикатов повышенной опасности, отличающихся токсичностью, стойкостью, способностью к накоплению, а также веществ, использование которых невозможно должным образом контролировать.

На 3-й сессии Межправительственного форума по химической безопасности в октябре 2000 г. утверждены мероприятия, в которых оценка риска и защита здоровья населения и окружающей среды являются приоритетными для всех стран. Отмечена необходимость в оказании помощи еще 30 странам по созданию центров клинической эндоэкологии, а также в переоснащении уже функционирующих центров в 70 странах мира. Все они должны располагать надлежащим клиническим и токсикологическим оборудованием в соответствии с потребностями стран.

Слово «террор» — латинское и означает «страх», «ужас». Начало века отмечено несущими страх и ужас демонстративными актами, в том числе и с использованием бактериологических средств. Возможность синтеза высокотоксичных химических соединений в лабораторных условиях дает преступникам неограниченный выбор токсикантов для устрашения населения. Сценарии использования химических веществ с террористическими целями могут быть самыми разнообразными. От острых и массовых до скрытых, когда яды могут распространяться в продуктах питания, окружающей среде, фармакологических препаратах, тканях и т.д. Диагностика таких ситуаций чрезвычайно трудна, особенно на фоне загрязнения окружающей среды тяжелыми металлами, диоксинами, фуранами, пестицидами и другими (около 200000) токсичными веществами. Подозрение должно возникать, прежде всего, у медицинских работников, к которым обратились пострадавшие. Установление диагноза хронического отравления только по жалобам может привести к существенным ошибкам. Такая диагностика должна производиться в хорошо оснащенных научно-исследовательских центрах с подготовленными специалистами. Мы переступили порог тотального химического терроризма, новой, зачастую скрытой, формы ведения войны за мировое господство, о которой пострадавшие могут и не догадываться.

Сегодня особое, приоритетное место в исследованиях ученых занимают химические вещества, обладающие специфической необратимой способностью влиять на геном, изменяющие наследственные свойства организма и влияющие на качество потомства. Доказана способность химических веществ ускорять естественные процессы старения и вызывать преждевременную и внезапную смерть, снижать антиинфекционный иммунитет.

Врачи медицинских учреждений почти ничего не знают о клинических проявлениях как острого, так и хронического воздействия химических веществ, которыми могут воспользоваться террористы. Врачи-токсикологи должны более четко определить круг этих веществ, дать подробное описание клинических поражений ими не только при однократном, остром воздействии, но и при хроническом поступлении в организм.

Коров уничтожают, люди умирают сами

В 1953 г. впервые в СССР была издана монография Алексея Войнара, «Биологическая роль микроэлементов в организме животных и человека». Мудрый и проницательный ученый понимал гибельное значение для всего живого токсичных выбросов промышленных предприятий и особенно химических соединений металлов и их участие в развитии болезней у населения Донбасса.

Так, в начале 50-х годов в этом регионе стали регистрировать все возрастающие случаи заболевания острым лейкозом людей и крупного рогатого скота. Увеличение количества больных лейкозом побудило ученых к поискам.

В 1955 г. на кафедре госпитальной терапии мединститута под руководством профессора Абрама Воронова молодой и энергичный сотрудник врач-гематолог Роман Капран начал изучать причины заболеваемости острым лейкозом людей и животных в Донбассе. И уже в 1958 г. было установлено, что в органах кроветворения у больных людей и животных, погибших от острого лейкоза, определяется в повышенных количествах барий, которого нет у здоровых. Проведенное расширенное исследование и моделирование этого заболевания у коров, телят и собак подтвердили лейкозогенные свойства иона бария. Был установлен путь попадания бария в организм коров и людей. Оказалось, что его соли широко применяются в промышленности, а хлористый барий в чистом виде использовался в сельском хозяйстве в качестве пестицида для борьбы с вредителями посевов. В дальнейшем он был изъят из применения в сельском хозяйстве.

Материалы проведенного исследования были представлены на международном конгрессе гематологов в Болгарии и встречены овацией. Так было завершено первое в Донбассе и в Украине клиническое эндоэкологическое исследование причины возникновения острого лейкоза у людей и животных.

Термин «Клиническая эндоэкология» и выделение заболеваний в разряд эндоэкологических был впервые предложен в 80-е годы профессором Юрием Левиным, а первое эндоэкологическое отделение было открыто им в 1989 г. в НИИ клинической лимфологии и иммунологии в Москве. В 1993 г. в Рио-де-Жанейро прошел первый международный конгресс по эндоэкологии. За рубежом уже почти 100 стран мира имеют эндоэкологические центры, лечат болезни, вызванные техногенным загрязнением внутренней среды организма людей.

А что у нас, на родине первой кафедры клинической эндоэкологии и терапии? Прошло почти пятьдесят лет! Что изменилось? Стало еще хуже. В промышленной зоне Украины, Запорожской области, Донбассе уничтожают стада коров, больных острым лейкозом, а люди умирают сами. Количество таких больных увеличивается, особенно среди детей.

Поиском причин, профилактикой никто не занимается. Нет преемственности исследований, забыты уже ушедшие исследователи и их работы. Что имеем не храним, а потерявши даже не плачем, а беспомощно разводим руками…