UA / RU
Поддержать ZN.ua

Казус Шипулина, или Как ректор медуниверситета «спасает» музей медицины

Еще немного, и от уникальной экспозиции Национального музея медицины могут остаться лишь фотографии да воспоминания очевидцев...

Автор: Татьяна Галковская
У экспозиции, посвященной известному кардиохирургу, академику Н.Амосову

Еще немного, и от уникальной экспозиции Национального музея медицины могут остаться лишь фотографии да воспоминания очевидцев. Здание не ремонтировалось капитально более 150 лет, пришло в полный упадок и, по мнению специалистов, на 80% находится в аварийном состоянии. Причина — юридический казус, существующий вот уже 17 лет.

Оказывается, Музей медицины — единственный в стране национальный музей, которому не принадлежит здание, в котором он располагается! Согласно документам, памятник архитектуры на улице Богдана Хмельницкого, 37 находится на балансе Национального медицинского университета им. А. Богомольца. Собственно говоря, с этим вполне можно было бы смириться, если бы не одно существенное обстоятельство: университет, по всей видимости, нисколько не беспокоит сохранность вверенного ему памятника.

Возможно, потому, что практически с самого основания музея возник конфликт интересов между всесильным ректором тогда еще мединститута профессором Евгением Гончаруком и авторитетным в научном мире профессором Александром Грандо — директором музея. Ни два поручения президента страны, ни постановление Совета министров УССР и правительства независимой Украины, ни статьи закона, ни решения судов, ни настоятельные просьбы (почему не приказы?) министров здравоохранения — А.Сердюка, Р.Богатыревой, Н.Полищука — не смогли повлиять на бывшего ректора медуниверситета Евгения Гончарука и нынешнего Виталия Москаленко.

В результате медуниверситет особо не обременяет себя заботой о сохранности здания, Музей медицины не имеет права его ремонтировать, и памятник архитектуры, а вместе с ним и уникальная экспозиция, гибнет прямо на глазах. В прошлом году ситуация стала критической.

— В феврале 2005 года в музее протекла крыша, — рассказывает заместитель директора музея Владимир Кивлюк, — и был затоплен диорамный комплекс, один исторический интерьер и ряд витрин. Возникла реальная угроза попадания влаги на токоведущие части витрин. Поэтому я, как исполняющий в то время обязанности директора, немедленно остановил работу музея — могло возникнуть короткое замыкание и пожар. Одновременно я обратился к ректору медуниверситета Виталию Москаленко и министру здравоохранения Николаю Полищуку. Единственное, что сделал ректор, — направил рабочих на очистку крыши.

Министр здравоохранения прибыл в музей уже в восемь утра следующего дня. Изучив ситуацию, он пообещал выделить деньги на капитальный ремонт крыши. Слово свое он сдержал, и уже с апреля можно было использовать первый транш. Но, согласно Бюджетному кодексу, музей не мог осваивать эти деньги, потому что здание находится на балансе другого юридического лица. Медуниверситет же не мог тратить деньги, предназначенные для музея. Именно тогда вопрос о передаче нам здания стал особенно остро.

В начале мая Виталий Москаленко предложил перевести эти деньги на программу медуниверситета и пообещал полностью потратить их на нужды здания. Перевод средств с одной бюджетной программы на другую занял более пяти месяцев, и к строительным работам приступили лишь в начале декабря. Причем не к ремонту крыши (что было первоочередным заданием), а к гидроизоляции фундамента, которая также нужна, но, скорее, во вторую или даже третью очередь, поскольку выяснилось, что прежде всего фундаменты нужно укрепить.

Разумеется, всего за месяц использовать все деньги не удалось, и, чтобы они не пропали вовсе, медуниверситет потратил их на другие нужды.

— В бюджете на этот год на ремонтно-строительные работы музея запланировано 1,5 млн. грн., — говорит директор музея Вадим Шипулин. — Сегодня возникла та же ситуация, что и в прошлом году: музей деньгами воспользоваться не может. Что же касается их «освоения» балансодержателем, то об этом красноречиво свидетельствует следующий факт: через семь месяцев после проведенных работ протекла крыша здания, не выдержав первого весеннего дождика.

— Насколько мне известно, недавно музей выиграл судебное дело...

— Да, в решении суда четко записано: наш иск о передаче здания полностью удовлетворить. А также признать противоправной бездеятельность Национального медицинского университета им. А. Богомольца и Министерства здравоохранения, которая заключается в невыполнении приказа МЗ УССР, изданного еще в сентябре 1989 года, в части передачи здания. При этом университет обязан передать нам здание, а Минздрав проконтролировать этот процесс. Но дело в том, что судебные тяжбы могут тянуться очень долго, поскольку решение суда можно обжаловать, и университет уже подал апелляцию. Музей же нужно спасать немедленно.

— Были разговоры о перенесении экспозиции в другое здание, якобы специально приспособленное для национального музея.

— Эти предложения не выдерживают никакой критики. Все помнят печальную историю переноса музея Киева, и я надеюсь, что подобный ужас больше не повторится. К слову, наше нынешнее здание в свое время было специально переоборудовано именно для музея медицины, и средства, которые для этого выделялись, шли специальным назначением не только от Министерства здравоохранения, но и от Общества Красного Креста Украины, многих общественных организаций. Переезд в новое помещение уничтожит уникальные экспонаты музея. Например, диорамный комплекс «Оборона Киева в 1941 году», позволяющий зрителю почувствовать себя «внутри» боя, а при смене освещения, когда одновременно меняется и изображение, — среди солдат на отдыхе. Диорама, как известно, это не только экспозиция, но и настенная живопись — как ее перенести? А эта (кстати, именно ее затопило с протекшей крыши) вообще уникальна и в ближайшее время будет занесена в Реестр культурного наследия Украины.

Национальный музей медицины — наследие всего народа Украины, а не определенная структура медуниверситета, как это долгое время пытаются представить руководители НМУ. Он известен в мире и высоко котируется в рейтинге музеев медицинского профиля по ведомостям Европейской ассоциации музеев. Уполномоченный по связям с Восточной Европой этой уважаемой организации Виллем Д. Мулдер также пытался помочь музею, обратившись с письмом к президенту Украины Виктору Ющенко.

«Мы обеспокоены, — пишет г-н Мулдер, — ситуацией с Национальным музеем медицины Украины в Киеве. Это наиболее крупный, наиболее известный и наиболее активный музей Украины в сфере истории медицины. Более того, музей широко известен на международном уровне и уже много лет является членом нашей ассоциации. …Мы уверены, что защита культурного наследия и истории в этом музее важно не только для Украины, но и для всего остального мира».

В защиту Национального музея медицины выступил и Союз художников Украины. В письме на имя президента страны они пишут о катастрофическом состоянии помещений музея, «в экспозиции которого не только книги, инструменты, фото, документы и личные вещи врачей, но и работы известных украинских художников, скульпторов прошлого и позапрошлого столетия. В музее есть станковые картины, диорамы, витринные композиции, барельефы, графика, портреты, полотна бытового жанра. К счастью, кое-кто из авторов этих работ трудится и сегодня. Но многих из них уже нет в живых, и воссоздать свои работы в случае повреждения они уже не смогут.

Сегодня на многих картинах из-за протекания кровли появились следы влаги, соли. Особую опасность представляет грибок. К сожалению, огромное количество работ невозможно забрать для реставрации в иное помещение — росписями покрыты сами стены музея. Необходимо срочно спасать музей, его здание и ценности, которые в нем хранятся».

К сожалению, президент не может лично заниматься спасением музея, а его распоряжения разобраться с ситуацией и принять соответствующие меры разбиваются о личные амбиции ректора Киевского национального медуниверситета, не желающего идти на компромиссы даже ради спасения народного достояния. Поговаривают, что на здание уже давно посматривают как на прекрасное место для VIP-офиса, и Музей медицины там просто мешает. При существующем равнодушии и попустительстве всех уровней власти до этого осталось не так уж много — всего пару крупных ливней.