Это утверждение принадлежит мудрому польскому писателю Станиславу Ежи Лецу. Впервые сослался на него в одной из своих публикаций о разгуле доморощенного целительства. Поводом же вновь возвратиться к этой теме явилось одно примечательное объявление, помещенное в одной из газет.
Вот этот текст: «По многочисленным просьбам киевлян индивидуальный прием проводят известные знахарки и спасительницы бабушка Лида и провидица Христя. В ходе индивидуального приема бабушка Лида и Христя лечат практически все заболевания, выливают на воск, выкатывают яйцом, снимают порчу, сглаз, наговоры, проклятия, колдовство, привороты, предсказывают судьбу, ставят преграды злым силам, помогают избавиться от зависти, ревности, одиночества, семейных проблем, неудач в любви и бизнесе, полового бессилия. После встречи с бабушкой Лидой и Христей ваш дом десятой дорогой обойдут черное колдовство, злоба, зависть, наводнения, грабежи и пожары».
Далее сообщается, что прием будет проводиться в Доме культуры Киевского института инженеров гражданской авиации, в Доме культуры строителей и в кинотеатре «Загреб». Не где-нибудь, а в «очагах культуры»!
Нельзя обойти и другое примечательное обстоятельство. Вероятно, состоявшиеся сеансы «спасительницы бабушки Лиды и провидицы Христи» оказались столь успешными, что уже во втором объявлении (правда, в нем фигурировала уже только одна целительница) в дополнение к прежнему тексту приводились примеры результатов врачевания. Так один из пациентов ранее «катастрофически слепнувший» после трех приемов вовсе снял очки, другая жительница Киева, с которой «сняли порчу», чувствует себя прекрасно, не болеет и ничего ее не гнетет. И это после того, как «бабушка Лида зарядила воду» и велела побрызгать ею по углам. Самое замечательное, что когда такая рекомендация была строго выполнена, «порча сама дала о себе знать». На глазах пациентки «три стакана, подаренных когда-то свекровью, лопнули, упали на пол и разлетелись на мелкие кусочки». Вот так-то! Теперь читателю ясно, почему профессиональные газетчики отмежевались от ответственности за подобную информацию, переложив ее на рекламодателя?
В последние годы столица Украины, и без того издерганная экономическими неурядицами и сумбуром политических страстей, стала городом массового нашествия экстрасенсов, биоэнергетиков, колдунов и других «врачевателей», вольно нареченных печатью и радио лестным определением «народный». Пройдитесь, читатель, по киевским улицам и взгляните на афишные щиты. Наверняка вы натолкнетесь на множество объявлений о сеансах исцеления от разных недугов.
Н есмотря на различия в
периодических изда-
ниях, где эти публикации появляются, сложился определенный стереотип в повествовании об истоках необыкновенных способностей нетрадиционных врачевателей. Наиболее частый вариант, примерно, таков. На голову будущего кудесника падает кирпич или железная балка, вследствие чего у пострадавшего в последующем неожиданно открывается ранее скрытая способность ясновидения или «экстрасенсорики».
О стоимости «лечения» чаще всего умалчивается, вероятно, потому, что она произвольна. В нашей печати отсутствуют данные о том, во что обходятся населению подобные услуги. Известно лишь, что, например, в России они составляют астрономическую сумму - до 1 трл. рублей в год.
Еще одна примета нынешнего времени - гороскопы, которые представляют на страницах почти всех газет так называемые астрологи. Кстати, о засилии их в нынешних массовых изданиях и полной несуразности подобных «информаций» справедливо и резко отозвался недавно в своем выступлении мой коллега по Национальной академии наук, известный украинский ученый, возглавляющий Главную астрономическую обсерваторию, Я.Яцкив.
На кого только рассчитаны перлы, которыми пестрят прогнозы доморощенных астрологов! В одном из «медицинских гороскопов» читаем: «не рекомендуются хирургические операции в области лица и головы. Не следует утомлять глаза, стричь волосы и заниматься боксом», «не планируйте хирургических операций на ушах», «полощите горло, делайте массаж шеи», «не суйте пальцы куда попало». А вот выдержки из другого гороскопа: «не следует даже в шутку задевать друг друга», «сегодня можно делать покупки, решать финансовые проблемы», «удачное время ожидается с 8 до 10, с 14 до 16 и с 20 до 22 часов» (какая поразительная точность! - Авт.). И наконец: «Берегите голову от случайных травм, занимайтесь профилактикой зубов, слуха и зрения». Вы обратили внимание, читатель, на формулировку - не занимайтесь предупреждением болезней указанных выше систем, а просто «профилактикой зубов» и проч. Какая медицинская эрудиция!
Кстати, замечу, что астрологи сегодня прорываются даже в систему медицинского образования. Так, в Киевском медицинском институте УАНМ (Украинская ассоциация народной медицины) до недавнего времени одна из кафедр именовалась весьма примечательно - кафедра гомеопатии с курсом медицинской астрологии. Вот такое оригинальное сочетание. Но, как говорится (если перефразировать поэта), нельзя впрягать в одну телегу коня и трепетную лань.
Казалось бы, высказанное выше суждение очевидно. Так, по крайней мере, представлялось автору этих заметок и его коллегам. Но вот появляются в среде медиков теоретики, являющиеся не только сторонниками подобного симбиоза, но и подводящие под него, так сказать, научную базу. Речь идет о выпущенной издательством «Северный Кавказ» книге киевского патофизиолога Н.Симеоновой - кандидата медицинских наук, лауреата Государственной премии, члена Гомеопатической лиги. Если бы это издание, выпущенное еще несколько лет тому назад большим тиражом (50000 экземпляров), предназначалось только для врачей, то его содержание оправданно было бы отнести к предмету дискуссии исключительно в среде специалистов. Но книга, как отмечается в аннотации, «представляет интерес для широкого круга читателей, интересующихся возможностями нетрадиционного лечения», и в ней в популярной форме представлены «полезные советы» аргументированные рассуждения ученого». А это уже меняет дело и требует необходимых комментариев. Широкие круги читателей должны быть осведомлены в том, что рассуждения, содержащиеся в этой книге, никак нельзя принять на веру. Не вдаваясь в детали, кратко скажем лишь основное и приведем отдельные выдержки.
Г лавный посыл состоит в
том, что, во-первых, гоме-
опатия существует как вызов науке и большинство относится к ней негативно, во-вторых, что автор книги «видит больного человека в космическом ракурсе и объединяет идеи гомеопатии с медицинской астрологией и биоэнергетической теорией и практикой». И первое, и второе, с нашей точки зрения, лишено каких-либо оснований. Действие малых гомеопатических доз давно относится к апробированным средствам лечебной медицины и даже если считать изданный в 1796 году труд С.Ганемана «Опыт нового принципа для нахождения целительных свойств лекарственных веществ» первым трудом, провозгласившим принципы гомеопатии, то на каком основании следует относить последнюю к категории медицинских знаний, которая «нами не обоснована». Тем более, зачем приписывать ей статус «нетрадиционного лечения». Прав был уважаемый киевский гомеопат Д.Попов, когда высказывал обоснованное предположение о том, что сфера использования гомеопатических средств будет повсеместно расширяться. Как член Фармакологического комитета могу удостоверить, что на наших ежемесячных заседаниях клиницисты и токсикологи квалифицированно и без какого-либо предубеждения рассматривают эти средства отечественного и зарубежного производства наряду с другими фармакологическими препаратами. Здесь нет какой-либо проблемы, равно как нет проблемы и в восприятии читателем изложенных в книге принципов гомеопатии - использование лекарств в малых дозах, выбор лекарственных средств по так называемому признаку подобия, учет индивидуальной чувствительности больного, особый способ приготовления лекарств. Хотя и можно было бы поспорить с утверждением автора о том, что не доза делает лекарство гомеопатическим, а именно применение его по указанному выше принципу подобия и что собственно последнее - «для лечения любого нарушения в организме следует выбрать вещество, которое само способно вызвать такую картину нарушения» - является правилом универсальным, «новым направлением в медицине».
Н о не буду вдаваться в
полемику. Замечу
лишь, как токсиколог, что не может быть показано, скажем, при острых и хронических отравлениях химическими ядами использование для их лечения тех же ядов. Подобных примеров можно было бы привести множество. Но, повторяю, в данном случае проблема не в этом. Правомерно ли отождествлять гомеопатию с «астрохимией», провозглашаемой автором (по аналогии с «астрофизикой») новой особой областью знаний? «Предложенная нами информационно-энергетическая голограммная теория гомеопатии с неизбежностью выводит на иное мировоззрение, выраженное в астробиоэнергетических и эзетермических учениях»; «Некоторые из экстрасенсов улавливают резонанс между гомеопатическим лекарством и пациентом напрямую... и с помощью своих ощущений, и с помощью простейших приборов - рамки или маятника. Некоторые дают описание ауры гомеопатических лекарств»; «Научная интерпретация этих сведений еще затруднена, но если дополнить их фантазией и представить себе, что было бы видно на кинопленке, то, вероятно, мы увидели бы, что аура гомеопатических лекарств кипит»; «С древнейших времен существует космический взгляд на природу человека, с древнейших времен существуют приемы оккультного лечения... к ним неизбежно приходится обращаться в силу их эффективности».
В заключение цитируемых выдержек приведем еще одну: «Все они (упомянутые выше нетрадиционные виды лечения. - Авт.) мало опираются на медицинский диагноз и нередко удивляют своими высокими результатами. Уже говорят не только о научном врачебном искусстве, но и об интуитивном, спирулистическом, о духовной медицине. К последней относят гомеопатию,.. в основе которой лежат законы, затрагивающие человека в единении с космосом». Надо ли, читатель, удивляться после этого размаху «оккультного лечения»?!
Диву даешься, сколь стремительно сегодняшние последователи Нострадамуса научились с помощью «небесной канцелярии» давать всем нам прогнозы и рекомендации не только по нынешним проблемам, но и по самым прозаичным и злободневным житейским вопросам. Например такого содержания: «10-й день Луны для денежных дел не очень хорош», а вот «для любви, учебы и путешествий лучше не придумаешь». В другой день Луны читателя призывают оказать внимание «нужным людям», «положиться на интуицию», «не откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня». В последнем случае подчеркивается, что это особенно важно тогда, когда речь идет о деньгах (замечу, что подобная «финансовая» направленность доминирует). И еще. Нередко рекомендуется в определенные дни «остерегаться мошенников и краж, не связываться с авантюристами», «держать эмоции под контролем, не рисковать без надобности и не вкладывать больших денег», «уважать сегодня дорожные знаки и пешеходов как никогда», «позаботиться о карьере, устройстве быта и подумать о собственном имидже». Сообщается также, не только в какие дни, и даже в какие часы лучше реализовать эти советы, «ловить миг удачи», но и в какое время он должен быть «готов к неприятностям». Например, «к 28-му дню Луны может подвести здоровье». И тут же: «если верить старинным писаниям, сегодня нельзя вступать в брак».
А какие, интересно было бы знать, «старинные писания» позволяют вам давать такие советы. Где черпаете вы сведения для своих опусов, подобные, скажем, таким, как «8 февраля - первый день Луны - начальство и власти неподкупны, бытовые дела продвигаются с трудом, на снисходительность супругов тоже рассчитывать не стоит» или, например, «9 октября - восьмой день Луны - считается благоприятным для разного рода авантюр. Можно заключать сделки, решать производственные проблемы». Неужели столь бурную фантазию рождают у вас, господа астрологи, символы разных «дней Луны», скажем, «Ларец с сокровищами», или указание, почерпнутое из старинных манускриптов, такое, например, что первым и вторым лунными днями в июне «правит Венера»! А может быть, все это, читатель, своеобразный юмор, просто повод для наших снисходительных улыбок? Не похоже...
С многочисленными «ме-
дицинскими», астроло-
гическими и прочими гороскопами, рекламой, иными видами популяризации новоявленных целителей и сенсационными сообщениями о творимых ими чудесах, которыми пестрят сегодня средства массовой информации, конкурируют и броские объявления, появляющиеся на центральных улицах практически всех городов. В этих объявлениях сообщается о «лечебно-оздоровительных сеансах» и в них же приводятся невнятные наименования специальностей, представители которых эти сеансы проводят. И сколь интригующе для непосвященных, жаждущих немедленного исцеления звучат такие слова, как экстрасенсорика, биоэнерготерапия, паранормальная диагностика, апитерапия, левитация, телопортация.
Дело доходит до гротескных курьезов, которые в общей сумятице часто проходят незамеченными, хотя могли бы конкурировать с широко известными сатирическими произведениями. Ну что бы сказали, например, Илья Ильф и Евгений Петров, если бы прочли в рекламном еженедельном приложении к одной из киевских газет под рубрикой «Дела кооперативные» о том, что «медико-бытовой кооператив «Венера» предлагает, наряду с «дешевым ремонтом квартир», «консультации экстрасенсов и проведение экстрасенсорного массажа»? А чего стоит объявление одного из центров («Здоровье») о том, что последний, наряду с сеансами психотерапии, проводит еще и «специальные сеансы», избавляющие «... от страха перед сглазом и другими вредными влияниями»! Все чаще предлагаются услуги по нетрадиционному лечению медицинских последствий чернобыльской катастрофы. Напомню сакраментальное: «Даю установку - выводим радионуклиды!» Вот уж действительно все смешалось, притом не в одном доме Облонских, а в нашем большом общественном доме...
Ажиотаж вокруг массового целительства продолжается. Подчас популяризация новаций, оправдывающих деятельность целителей, подкупающих несведущих людей определением «нетрадиционное врачевание», проникает даже в профессиональную медицинскую печать. На ее страницах встречаются рекламные публикации о курсах подготовки экстрасенсов. Так, сообщается, например, что Институт нетрадиционной медицины Центра международного сотрудничества «Интер» проводит заочную школу экстрасенсов и после ее окончания «выдаются дипломы первой, второй и международной категорий». Чего только не обещают устроители такого рода обучения будущим целителям: научить их и управлению биоэнергией, и самоисцелению, и биолокации, и психической защите, и развитию телетерапии, и ясновидению!.. Примечательны и тексты, сопровождающие официальные лицензии, дающие право целителям заниматься нетрадиционным врачеванием. Вот один из таких образцов: «Наведение порчи, наказание обидчиков, мощнейший приворот, лечение болезней и другие виды магического воздействия на человека. Лицензия №...» Можно ли признать оправданным подобное? Стремление редакций газет и журналов поправить свои финансовые дела, конечно, оправдано. Но все же не такой ценой!
Читая многочисленные объявления в газетах, где многообещающие заявления в том, что вас обучат целительству или что очередной кудесник избавит вас от любых болезней, нельзя не задуматься над тем, кто же несет если не правовую, то нравственную ответственность за столь безудержную рекламу? Кто, в конечном счете, занимается таким непрофессиональным сочинительством, в котором за безответственными обещаниями об исцелении от всех болезней неприкрыто проглядывается неуемное желание легкой наживы за счет страждущих? Насколько строго следит Министерство здравоохранения и его органы на местах за выдачей свидетельств и даже «дипломов» на «экстрасенсорное врачевание» лицам, не владеющим медицинскими знаниями? Почему столь часто игнорируется правовая норма, предписывающая недопустимость заниматься лечением тем, кто на это не имеет ни профессиональных, ни юридических, ни морально-этических прав? Общественности об этом мало известно. А ведь в принятом Верховной Радой Законе об охране здоровья населения записано, что «лица, которые не имеют специального образования и квалификации и желают заниматься медицинской деятельностью в области народной медицины, должны получить на это разрешение Министерства здравоохранения». В свое время я уже писал об этом на страницах «Голоса Украины», выступал и на общем собрании НАН Украины. Принципиальную позицию в этом вопросе заняли и мои коллеги по академии В.Скоки, Л.Пыриг. Но признаюсь, что иногда задумываюсь: а может быть, и вовсе не стоит ломать копья и смириться с тем, что разгул доморощенного целительства - это неизбежное знамение смутного времени? Вероятно, это было бы все же ошибкой. Как известно, первым условием любого врачевания является классическое требование мудрого Гиппократа «Не навреди».
И еще. Надо ли повто-
рять, что лечить сле-
дует не болезнь, а больного. А ведь для этого необходимо профессиональное обследование, притом каждого больного. Совсем недавно, выступая с актовой речью на научной конференции, посвященной 70-летию Института медицины труда АМН Украины, я уже ссылался на английского исследователя Роджера Уильямса и его научный труд «Биохимическая индивидуальность». Данные, приведенные в нем, убедительно свидетельствуют о том, что каждый человек обладает множеством признаков, только ему индивидуально присущих и индивидуально изменчивых как в норме, так и при болезни. Из результатов экспериментальных исследований, проведенных как в нашей лаборатории, так и другими исследователями при разработке упомянутой выше проблемы, также следует, что естественный диапазон показателей и констант, характеризующих физиологические функции и биохимические процессы, протекающие в организме, отличаются не только видовыми, половыми и возрастными особенностями, но и значительной индивидуальной вариабельностью. Неизбежен вопрос: оправдано и допустимо ли, учитывая изложенное выше, мириться с продолжающимися массовыми сеансами экстрасенсов, подобными описанным выше, с целительством, которым занимаются доморощенные врачеватели?
Следует отвергнуть ставшее уже тривиальным и постоянно повторяющееся в печати утверждение, оправдывающее разгул массового целительства несостоятельностью нашей медицины, которая, дескать, себя дискредитировала. Всячески поносить сегодня отечественную медицину, состояние которой, конечно же, оставляет желать много лучшего из-за ее низкой материальной обеспеченности, и незаслуженно, и безнравственно. Куда более оправданным было бы ратовать за кардинальное изменение сложившейся в нашем здравоохранении ситуации. И, конечно, наряду с профессиональным развенчанием доморощенного целительства как недопустимого и опасного для здоровья человека следует незамедлительно провести правовую регламентацию критериев, позволяющих квалифицировать нетрадиционные приемы и методы, как относящиеся к народной медицине. Одновременно должны быть четко определены, строго обоснованы требования к образованию и квалификации лиц, которым разрешается использовать указанные приемы и методы. Наконец, в законодательном порядке необходимо запретить проведение массовых сеансов целительства, предусмотреть возмещение ущерба, нанесенного больным вследствие непрофессионального врачевания.
В заключение хотелось бы напомнить читателю афоризм мудрого Франца Кафки, к сожалению, почти забытый: «Можно знать о дьявольщине, но нельзя верить в нее, ибо не может быть более дьявольщины, чем та, которая имеется в наличии».
P.S. 26 февраля на заседании президиума ученого совета Министерства здравоохранения Украины по инициативе его председателя члена-корреспондента АМН Украины Евгения Педаченко состоялось обсуждение материалов о «нетрадиционной» (альтернативной и народной, как принято еще говорить) медицине. В дискуссии, которая с самого начала приобрела острый характер, приняли участие ведущие ученые-медики. Среди них - члены Национальной и Медицинской академий наук Г.Бутенко, В.Запорожан, Л.Пыриг, Л.Розенфельд, В.Смирнов,
И.Трахтенберг, И.Чекман, профессор А.Токарь и др.
Цитируя рекомендации доморощенных врачевателей, публикуемые даже в изданиях, которые выходят под эгидой Минздрава, Е.Педаченко привел слова Гоголя из бессмертного «Ревизора», где устами одного из персонажей говорится: «Насчет врачевания мы взяли свои меры: чем ближе к натуре, тем лучше, - лекарств дорогих мы не употребляем. Человек простой: если умрет, то и так умрет, выздоровеет, то и так выздоровеет»...
На заседании приводилось много примеров из рекомендаций натуропатов, биоэнергетиков, экстрасенсоров и астрологов. Вряд ли они нуждаются в каких-либо комментариях. Но вот привычные вопросы «кто виноват» и «что делать» в отношении разгула нетрадиционного врачевания еще требуют своих ответов. Действительно, как случилось, что примерно 2500 целителям были выданы лицензии на право легальной деятельности? Как могло случиться, что Ассоциация народной медицины и созданный при ней учебный институт оказались сосредоточением идей нетрадиционного врачевания и ее широкой практики, где часто главенствуют невежественные целители? Как сочетается эта практика с тем, что повсеместно вершится она вне законодательных регламентаций, лишена надежного правового поля? Наконец, почему эта практика, крайне опасная для физического и психического здоровья общества, столь неудержимо пропагандируется масс-медиа?