UA / RU
Поддержать ZN.ua

Какой электорат лучше — курящий или живой?

Курить там же, куда приходят есть и пить, это совсем не обязательное дело.

Автор: Татьяна Андреева

«Партия регионов «скуривает» свой рейтинг?» - под таким названием в ZN.UA (№14, 2012 г.) была опубликована колонка Нины Григоренко. Очевидная цель публикации - приостановить действия нынешней власти, направленные против потребления табака жителями Украины. Кому выгодно, тоже очевидно. Появление такой публикации выгодно, безусловно, табачной индустрии и, разумеется, не пресловутому «национальному производителю», а транснациональным табачным компаниям, объединившимся в общей борьбе за деньги из кармана украинского курильщика.

Автор материала продемонстрировала подозрительную наивность в интерпретации предназначения табачной рекламы. Оказывается, она нужна, чтобы курильщики знали, что им купить, а не для того, чтобы молодым людям захотелось стать похожими на демонстрируемые рекламой образы. Курильщики же знают свои сигареты, что называется, «по фотографии», и им совершенно неважно видеть даже конкретные буквы на упаковке, не говоря уже о разглядывании списка продаваемых марок.

Законопроект о запрете курения в кафе, барах и ресторанах, который тоже подвергся критике автора газетной публикации, на самом деле весьма прогрессивен, и его принятие приветствуют в том числе и курильщики. Они понимают, что курить там же, куда приходят есть и пить, это совсем не обязательное дело. Известно, что почти все курильщики хотят когда-нибудь перестать курить (во всех опросах две трети курильщиков открыто признаются в этом) и поэтому ценят меры, которые подталкивают их к этому. Например, проведенный в 2010 году Киевским международным институтом социологии репрезентативный опрос показал, что большинство курильщиков поддерживают как запрет табачной рекламы, так и запрет курения в общественных местах.

Взаимоотношения власти и избирателей тоже представлены весьма упрощенно. Вроде бы власти не должны думать о каком-либо развитии или реализации планов, не говоря уж об улучшении здоровья народа, а только о том, чтобы задобрить избирателя: хочешь курить - кури, хочешь напиваться - напивайся! Какой-то совсем глупый и примитивный избиратель получается в изображении Нины Григоренко.

Но в одном она права. Действительно, в восточных областях Украины распространенность курения существенно выше, больше зависимых курильщиков. Поэтому в течение последних лет, когда после начала осуществления эффективных мер контроля над табаком распространенность курения стала снижаться, в восточной, да и в южной части Украины такое снижение происходит более медленными темпами. И это несмотря на то, что некоторые опросы показали большую информированность о вреде курения для здоровья среди проживающих в этих областях мужчин-курильщиков. Таким образом, этим курильщикам, чтобы позаботиться о своем здоровье, нужно больше действующих одновременно мер, помогающих им отказаться от курения. И когда президент Украины и Партия регионов осуществляют одновременно и запрет рекламы, и ограничение курения в общественных местах, и повышение цен на сигареты, они проявляют заботу не только о жителях Украины вообще, но, в первую очередь, о своих избирателях, среди которых по-прежнему слишком много тех, кто курит и хочет отказаться от курения. Снижение распространенности курения, которое наблюдается в Украине в последние годы, стало одним из факторов снижения смертности во всех областях страны, включая и восточные.