Мощный, богатырский, могучий... Парадокс, но этими прилагательными мы характеризуем явление, свидетельствующее вовсе не об отменном здоровье, а, скорее, наоборот. Речь идет о храпе — звуковом феномене, возникающем во время сна.
Утренний диалог в купе поезда. Один пассажир, смущаясь, спрашивает другого: «Извините, я вас сильно замучил ночью?» — «Ничуть! Как только вы начали храпеть, я вышел в тамбур и простоял там до утра». Может быть, анекдот не очень смешной, зато весьма жизненный. Ведь храпящий человек — это действительно, большая проблема. Причем страдают от ночных «рулад» не только их исполнители и те, кому всю эту «музыку» приходится выслушивать. Оказывается, храп представляет собой нешуточную угрозу для... других сограждан и даже для государственного бюджета! Исследования американских медиков показали: данный звуковой феномен в течение ночи «крадет» у сна не менее одного часа. А недоспавший человек ведет машину так же, как водитель в сильном алкогольном опьянении. Недавно появился доклад группы экспертов из Испании, констатировавших удручающую истину: храпящие ночью автомобилисты в семь (!) раз чаще подвержены риску оказаться причиной и виновником аварии. Последняя же — не только человеческая трагедия, но и прямые потери для государственной казны. Поскольку каждая дорожная катастрофа обходится нaлoгoплaтeльщикaм в довольно кругленькую сумму. Но это, так сказать, социальная сторона вопроса. С медицинской точки зрения храп — явление, также далеко не безобидное.
Ученые, всесторонне и глубоко исследовав упомянутый звуковой феномен, пришли к выводу: храп возникает вследствие как анатомических, так и физиологических сужений верхних дыхательных путей. К ним относятся увеличение мягкого неба, корня языка, небных миндалин, утолщение слизистой оболочки глотки, а также различные патологии зубочелюстной системы: нарушение прикуса, недоразвитие нижней, верхней челюстей и т.д.
Первопричина физиологических сужений (изменения тонуса мышц глотки и мягкого неба) зачастую возникает после перенесенных человеком ОРВИ, острых и хронических фарингитов, ангин. Все вышеперечисленное приводит к вибрации во время сна мягких тканей — в первую очередь мягкого неба, боковых стенок глотки, корня языка. В результате рождаются звуки, слух в ночи отнюдь не ласкающие.
Долгое время медицинские аспекты данного звукового феномена исследователей не привлекали. Специалисты заинтересовались и вплотную занялись изучением храпа только лет пятнадцать назад. Подтолкнуло же их к этому обнаружение у храпящих людей синдрома обструктивного апноэ. Так мудрено именуется остановка дыхания во время сна, переодически достигающая полной закупорки и непроходимости верхних дыхательных путей. Не надо быть медиком, чтобы догадаться: ничего хорошего здоровью человека подобные вещи не сулят. А вот вам вердикт специалистов: систематически возникающее апноэ способствует нарушению газообмена в легких, результатом чего является уменьшение насыщения крови кислородом на 15—20%. То есть у человека развивается ночная гипоксия. Все это может стать причиной негативных изменений сердечно-сосудистой и бронхо-легочной систем, не говоря уж о «разбитости» после сна, головных болях, повышенной утомляемости и постоянной сонливости. Врачи зафиксировали, что у людей, страдающих апноэ, чаще возникают гипертоническая болезнь, инфаркты, инсульты, сердечные аритмии. По некоторым данным, с тем же синдромом обструктивной остановки дыхания связан значительный процент смертей во сне.
До выявления серьезных медицинских аспектов этой проблемы храп «лечили» на уровне рационализаторских предложений и изобретений. Например, злостному нарушителю ночного спокойствия подвязывали челюсти, вшивали теннисный мячик в пижаму, чтобы он не мог спать на спине, и т. д и т.п. Кстати, храп храпу — рознь, утверждают медики. Он бывает периодическим (возникает вследствие физической нагрузки, приема алкоголя, обильной пищи) и постоянным. Последний заслуживает пристального внимания, поскольку является более опасным для здоровья. Врачи его классифицируют так: храп, возникающий только в положении на спине; храп, возникающий в положении на спине и на боку, и наконец, регистрирующийся в любом положении тела. Второе и третье свидетельствуют о выраженном сужении верхних дыхательных путей. Поэтому если храп наблюдается у человека постоянно и в любом положении во время сна, ему обязательно нужно пройти обследование, а затем целенаправленное лечение.
Сегодня наиболее эффективным способом лечения храпа является хирургическое вмешательство. В Киевском НИИ отоларингологии разработаны оригинальные операции, которые, к слову, наши медики начали делать одними из первых в мире. Рассказывает ведущий научный сотрудник института, доктор медицинских наук Юрий Минин:
— Операция (называется она палатофарингопластика) направлена на увеличение просвета глотки за счет удаления измененных, увеличенных в объеме тканей, мешающих нормальному прохождению воздуха. Классический вариант предусматривает удаление части (резекцию) мягкого неба и язычка, небных дужек и удаление небных миндалин (тонзиллэктомию) с последующей реконструкцией глотки. Большое внимание мы уделяем и полости носа. Ведь длительно существующее сужение носовых ходов может спровоцировать нарушение носового дыхания и стать «пусковым механизмом» для возникновения храпа. Поэтому сначала делаем хирургическую коррекцию носового дыхания, а через неделю — палатофарингопластику.
Показания к хирургическому вмешательству, подчеркнул Юрий Викторович, обязательно должны быть конкретизированы. Сначала врачи выясняют, что лежит в основе сужения верхних дыхательных путей. Если окажется, что, к примеру, увеличение и смещение корня языка, то, увы, кардинально помочь медики не смогут. Причем не только наши — во всем мире подобные опepaции пока находятся на уровне экспериментальных.
Интересен тот факт, что хотя палатофарингопластику и хирургическую коррекцию носового дыхания специалисты Киевского НИИ отоларингологии делают уже несколько лет, «под скальпелем» побывало всего... чуть больше ста человек. С одной стороны, удивительное дело: ведь все прооперированные отмечают значительное улучшение. С другой, Юрий Минин не видит в этом ничего необычного:
— Немало зависит от самого человека, его решимости перенести операцию. Многих останавливает именно хирургический подход. Потом далеко не все осознают всю серьезность и сложность проблемы. А ведь отношение к храпу, как к досадному дискомфорту для себя и окружающих, является, по крайней мере, неправильным. Человеку, храпящему в любом положении, надо обязательно, не откладывая на потом, обратиться к отоларингологу. И если выяснится, что заболевание сопровождается гипоксией во время сна, изменениями в сердечно-сосудистой и дыхательной системах, необходимо пройти курс лечения. В противном случае богатырским у вас останется только храп.