XXI век либо ознаменуется расцветом наук о человеке, либо его не будет вообще.
Клод Леви-Стросс
Загадочная болезнь, недавно поразившая около ста учеников двух школ Чечни, в основном девочек-подростков, вызвана эффектом перенапряжения психики на фоне неблагополучного социально-экономического положения в республике — таков был вывод специалистов. Ее одинаковое течение объясняется передачей симптомов — головокружения, судорог, приступов удушья и паники, онемения конечностей — по типу психической эпидемии без воздействия неизвестными веществами. Дети уже выздоровели, карантин сняли, но многие родители боятся отпускать детей в школу. Кстати, аналогичных случаев было немало в разное время в других странах. В Гонконге, например, почти полсотни учеников одной из школ также одновременно почувствовали себя нездоровыми с подобными симптомами.
Ансамбль песни и пляски им.святого Витта
Диагноз поставлен — искать в чеченском синдроме какую-либо мистику вроде хорового пения сотрудников филиала Зрелищной комиссии в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» не приходится. Да и Михаил Афанасьевич был по образованию врачом, так что, скорее всего, прекрасно знал медицинскую подоплеку той чертовщины, которая заставила его героев помимо своей воли дружно выводить «Славное море — священный Байкал». Хотя народная мудрость и гласит, что каждый сходит с ума по-своему, это не всегда так. Время от времени большие группы населения, а иногда и целые страны впадают в коллективное сумасшествие — феномен получил название «психических эпидемий».
Это явление ученые, в том числе известные украинские психиатры Иван Сикорский и Николай Краинский, начали исследовать в конце XIX—начале XX века. Академик Бехтерев говорил о двух путях воздействия окружающих на нашу психическую сферу: с помощью логического убеждения и помимо сознания, «через черный ход», путем внушения через слова, жесты, движения. Для возникновения эпидемии необходимы носители идеи, человеческие массы и особые социальные условия в обществе. В переломные моменты истории, когда привычная жизнь вдруг встает на дыбы, неуверенных в себе людей становится больше, и они легче становятся игрушкой внушения. Недаром в том же романе Булгакова в происшествии в варьете врачи увидели действие массового гипноза — в 30-е годы в стране была вполне подходящая для психической эпидемии обстановка…
В общем, это явление старо, как мир. Психические эпидемии самого разнообразного характера упоминались еще в библейских сказаниях и древних легендах разных стран. С одной стороны, огромные массы людей в разных городах и странах массово бесновались в «пляске святого Витта», а с другой, по призыву вождей могли являть чудеса массового героизма. Совершенно прав был Воланд, полагая, что люди мало меняются — в начале нашего века психические эпидемии так же реальны, как в cредневековье. Сюжеты у них разные, а внутренний механизм — одинаков.
Ученые делят все коллективные психозы на четыре объемные группы: социальные, парарелигиозные, этнические и связанные с явлениями технического прогресса. Сегодняшний день представляет нам психические эпидемии в полном ассортименте. Многие из них не обошли и Украину.
Белое братство внушаемых
Пожалуй, наиболее обширной и стойкой среди психических эпидемий является группа парарелигиозного характера. По сути, они в разные века просто проявляются под разными обличьями — кликушество, скопчество, хлыстовщина, малеванщина, подготовка к концу света, бесомания и так далее.
... Распятие в руках священника лишь прикоснулось к голове женщины лет 40—45 — и вдруг жуткий крик сотряс тишину храма. Женщину со страшной силой буквально отбросило от креста, ее тело со всего размаху рухнуло на пол и забилось в конвульсиях. Присутствующие с ужасом смотрели на изгибающегося, бьющегося, трясущегося, изрыгающего святотатственные ругательства человека, и вдруг то же самое начало происходить со второй, третьей, четвертой женщиной... Этот случай недавно был показан по телевидению. Игумен монастыря проводил очередное отчитывание «одержимых бесом» людей. Что это? Отголоски или возрождение грозной эпидемии кликушества, которой в России некогда болели целые деревни?
А вот скопчество — другой вид некогда грандиозной парарелигиозной пандемии — исчезло. У ее адептов понятие христианской аскезы приняло крайние хирургически-калечащие формы. Екатерина II велела первого скопца Кондратия Селиванова за «губительную ересь» бить кнутом и отправить в Сибирь. Однако после ее смерти Селиванов вернулся и нашел массу приверженцев не только среди простого населения, но и среди купцов-миллионеров и аристократии! В числе его активистов был и князь Голицын, художник Боровиковский. Скопцы даже планировали взять власть в свои руки, однако их «проект переустройства России» вызвал у Александра I резко негативную реакцию. Скопчество было признано вредным для народа и государства и стало преследоваться по закону. Однако оно оказалось на удивление живучим — последнее его проявление на территории Украины, так называемое «мелитопольское дело», датируется началом XX века.
Кто бы мог подумать, что в просвещенной Украине, как грибы, вырастут разномастные культы и секты, гарантирующие светлое будущее, здоровье без лекарств или, наоборот, близкий конец света? Среди активных деятелей парарелигиозных движений встречается немало патологических личностей, которые обладают даром передавать свои убеждения людям, в первую очередь тем, кто имеет ослабленный психологический или социальный «иммунитет». При этом вовсе не обязательно, чтобы этот лидер имел высокий интеллект, да и само содержание «заразной» идеи может быть удивительно нелепым.
Наверное, многие еще помнят секту «Белое братство», которая собрала под свои знамена огромное количество людей. Лидерами братства были журналистка, бывший комсомольский работник Марина Цвигун (Мария Дэви Христос) и кибернетик Юрий Кривоногов (Юоанн Свами), которые проповедовали скорый конец света. Такого напряженного противостояния власти и секты на территории Союза и СНГ еще не было. В конце концов лидеры были арестованы, им предъявили обвинения в массовых беспорядках, захвате государственного здания (Софии Киевской) и посягательстве на здоровье граждан. Суд приговорил Цвигун и Кривоногова к нескольким годам лишения свободы.
Несмотря на то, что секту осудило государство, что объявленный ее адептами конец света так и не наступил, она не исчезла, а существует и сейчас. Любой желающий может посетить ее сайт и прочитать тексты, где есть и такая загадочная фраза: «Белое братство — не из другого мира, а группа медиумов, скрытно поддерживаемая различными правительствами планеты».
Революцией инфицированы
Но считать такого рода эпидемии абсолютным злом, конечно, нельзя. Как в биологической жизни огромную роль играют микроорганизмы, будучи в одних случаях полезными, а в других — вредными, так и «психические вирусы» могут быть фактором высшей степени полезным или же губительным. Вряд ли вообще в мире совершалось какое-либо значительное историческое событие, где не был бы задействован фактор коллективного внушения и взаимовнушения, говорят специалисты. Например, такое сложное явление, как народные мятежи, революции и другие общественные движения, тоже можно рассматривать как вид психической эпидемии со всеми закономерностями их возникновения и развития. В середине прошлого века во Франции был выделен термин — политический психоз (folie polytugue).
А вот какую роль сыграет та или иная эпидемия в жизни общества — это во многом зависит от ее идеологического наполнения. Сто лет назад Бехтерев писал: «В некоторых случаях передача психической инфекции представляется крайне облегченной и среди здоровых лиц. Особенно благоприятными условиями для такой передачи являются господствующие среди многих лиц настроения одного и того же рода, развивающиеся в периоды воодушевления народных масс и общего психического возбуждения, связанного с определенной надеждой или ожиданием». Многие крупные исторические личности благодаря народной вере в них были окружены ореолом мессианства, увлекая огромные массы людей на осуществление ими исторической миссии. Ободряющего слова вождя бывало достаточно, чтобы люди шли на верную смерть, нередко не отдавая в этом себе отчет.
В то же время известно, что во главе некоторых движений стояли лидеры с теми или иными нарушениями психики. Так, галлюцинациями страдала народная героиня Франции Жанна д’Арк, параноиками, по мнению некоторых специалистов, были Сталин, Гитлер и Пол Пот. Российские психиатры неоднократно проводили экспертизы участия душевнобольных в российском революционном движении. Сравнительные данные, представленные в 1894 году профессором Дерптского университета Владимиром Чижом, показали, что на каждую тысячу участников в них приходилось около 28—30 нездоровых людей, то есть раз в 10 больше, чем среди обычного населения.
Характерно для массовых движений и продуцирование особых знаковых элементов. Это броские лозунги, своего рода формулы внушения, например, «Вся власть — народу!». Узнаваемые детали одежды вроде красных бантов большевиков. Культовые песни типа «Марсельезы» или «Варшавянки».
Бывает, что после революции эпидемия гаснет далеко не сразу. В СССР, например, в обстановке всеобщей подозрительности, страха и лишения гражданских свобод она трансформировалась в интенсивный поиск врагов народа, доносительство и предательство. Власти умело поддерживали высокий уровень внушаемости населения хорошо организованными «пятиминутками ненависти» — подхватившие психическую заразу люди не могут реально воспринимать ситуацию, пока не выходят из поля эпидемии. Это уже потом кто-то первый воскликнет «А король-то голый!» и все вдруг прозревают…
Наука имеет много гитик
Один из самых парадоксальных видов психических эпидемий, широко распространившийся в последние годы и в Украине, связан с развитием научно-технического прогресса. С одной стороны, в нашем обществе остается высоким статус науки и ученых, а с другой — бурный расцвет переживают всякого рода «учения» и технические приспособления, якобы исцеляющие не только без лекарств, но и вообще вне поля официальной медицины.
Реклама на все лады превозносит «антигипертонические» браслеты, аппликаторы, магнитные клипсы и пластины, эбонитовые кружки, амулеты здоровья, активаторы, магнитоны, аппараты для восстановления энергоинформационного обмена, приборы для воздействия микровибрацией, гравитацией, микроволнами и так далее. А население покупает — в любом случае это дешевле, чем лечение в хорошей клинике у хорошего врача — и по цепочке передает слухи о «чудодейственных» исцелениях. Так что зря отец дяди Федора из мультфильма «Простоквашино» утверждал: «С ума поодиночке сходят. Это только гриппом все вместе болеют». Заразиться можно не только вирусом, но и душевным расстройством.
Характерно, что под все это подводится «научное» обоснование вроде того, что новшество одобрено специалистами мифического международного института здоровья. Я уж не говорю, что Алан Чумак именует себя в рекламных объявлениях академиком, прорицательница Вера — психоаналитиком, а спасительница Божена — специалистом по биоэнергоинформтерапии. При этом ясновидящие выступают по телевидению, acтрологи публикуют политические прогнозы, экстрасенсы собирают залы в кинотеатрах. Чем не сеанс магии в булгаковском варьете?
Такого рода явление отнюдь не является характерной чертой только нашего времени. Известно несколько волн целительства в Европе — все они связаны с нестабильным состоянием общества. Так, во время Французской революции Месмер лечил «магнетическим» взглядом и пассами, а когда поток желающих исцелиться стал слишком большим, «намагнетизировал» дерево на одной из улиц Парижа. Больные, стекавшиеся сюда со всей Франции, привязывались к этому дереву в надежде исцеления. Эпидемия мистических исцелений конца XIX века, охватившая почти всю Европу, заставила ученых в 1889 году обсуждать эту проблему в Париже на Первом конгрессе по экспериментальному и теоретическому гипнозу.
Развитию этого социального явления в нашу «эпоху знаний» во многом способствовали средства массовой информации, создающие условия для формирования мистико-магического мышления у населения, утверждают специалисты. Соответствующие статьи, рекламные тексты, телепередачи глубоко воздействуют на психику людей, особенно детей и подростков, а также взрослых, углубляют в них суеверные корни и вовлекают в процесс инфицирования лиц с различным интеллектуальным потенциалом. В результате взаимное внушение в семьях, школах и коллективах вообще, с учетом невысокой психологической культуры части населения, вызывает психосоциальное заражение всего общества.
Густав Юнг считал, что современная западная культура излишне рационалистична и поэтому вытесненное в подсознание иррациональное вновь и вновь овладевает разумом и вызывает у определенного слоя людей непреодолимое влечение к мистическому. Пусть в нашей образованной стране мистика и надевает порой маску «научности»...
Специалиста по психическим эпидемиям вызывали?
Психические эпидемии нынче исследованы настолько хорошо, что со второй половины прошлого века конструирование искусственного психического «вируса» все больше становится делом бизнеса и политики, полем продуманных социальных стратегий различных заинтересованных группировок.
Это понятно: с каждой эпидемической волны, сопровождающейся массовым влечением к чему-то, спросом на что-то или страхом перед чем-то, можно собрать изрядный финансовый или политический урожай. Какой издатель не мечтает, чтобы вокруг его книг возникла эпидемия, равная поттеромании, а певец не жаждет впадающих в неистовство поклонников, как у Элвиса Пресли. И политтехнологи озабочены, как бы это слепить из своего заказчика образ мессианского лидера, на который от всей души откликнется народное «бессознательное». Правда, по мнению специалистов, организовать массовую эпидемию на пустом месте, без глубинных предпосылок в состоянии общества невозможно. Любые внешние воздействия будут иметь успех только при готовности масс воспринять ту или иную идею.
Как противостоять психической эпидемии? Увы, специалисты разводят руками, поскольку рецепт хоть и прост, но трудно исполним: критически оценивать любую информацию, откуда бы она ни исходила, и иметь чувство собственного достоинства.
Семен ГЛУЗМАН, исполнительный секретарь Ассоциации психиатров Украины:
«Чем больше люди читают и слушают, тем больше они становятся убежденными в правоте собственной позиции» — эти слова известного американского социального психолога я впервые прочитал в 1973 году в политическом лагере на Урале. Осужденный за чтение и распространение самиздата и за устную «клевету на советский государственный строй» я пытался тогда понять: почему миллионы советских людей, думающих приблизительно так же, как и я, молчат? Неужели я, молодой врач, уподобился правдолюбивому мальчику из сказки о голом короле?
Из двух правд о прошлом, возможных для современного человека, одна — это правда в собственном смысле этого слова, но она скучна и банальна, а другая — это миф, то есть, в сущности, неправда. Сладкая, легкая и приятная на ощупь. Мышление, разум — это выход за пределы непосредственно данной нам информации. Человек, по утверждению Хайдеггера, онтологически привилегированное существо. Только человек имеет прошлое, историю, только он смотрит направленно в будущее. Помните Гамлета: «Отчего маленькие человечки становятся великими, когда великие переводятся?..»
Кто они, зажигающие слепой верой массы? Обыкновенные люди. Иногда — маленькие, серые, плохо образованные. Одним лишь отличаются они от нас — умением давать простые ответы на сложные вопросы. Кондратий Селиванов и Владимир Ульянов, Марина Цвигун и Бин Ладен, Пол Пот и Алан Чумак… Их много, и судьба вызывает их, маленьких и не очень умных, к всеобщему обозрению лишь тогда, «когда великие переводятся». Так нам проще. Они нужны нам. Мы не любим сомнений, всеми силами стремимся освободить себя от этого беспокойного, тревожного состояния. И в средневековье, и в эпоху освоения космоса, мы — все те же. Ищущие покоя и простоты. Именно поэтому мы ищем веры, простой, примитивной, однозначной. Двадцать первый век... А что, собственно, изменилось?