UA / RU
Поддержать ZN.ua

Как Минздрав борется с эпидемией туберкулеза

Эпидемия — логическое и неумолимое последствие уродливостей в человеческом обществе. Х. Хюббенет, президент Общества киевских врачей (1860 — 1869)...

Автор: Валерий Прицкер

Эпидемия — логическое и неумолимое последствие уродливостей в человеческом обществе.

Х. Хюббенет, президент Общества киевских врачей (1860 — 1869).

Всемирная организация здравоохранения в 1993 году провозгласила туберкулез глобальной опасностью для всего человечества. Известно, что это болезнь социальная, т.е. болезнь бедных. Но последствия испытания ядерного оружия, экологический кризис, урбанизация, массовое, часто ничем не оправданное применение фармацевтических препаратов, нарастающий темп жизни ослабили здоровье людей даже в развитых странах.

Каждый год в Украине туберкулезом заболевают в среднем 40 тысяч и умирают от него 10—11 тысяч человек. Туберкулез в нашей стране значительно помолодел. Только за 1999 и 2000 годы заболеваемость среди детей увеличилась в 2,1 раза.

«Бедное» государство не в состоянии обеспечить больных необходимым количеством противотуберкулезных препаратов. Бедное население не в состоянии приобрести их. Больных лечили от силы одним-двумя препаратами вместо четырех-пяти. В результате возбудители туберкулеза приспособились к этим препаратам, стали резистентными, т.е. устойчивыми к ним. Больные принимали те препараты, которые им удавалось купить. Так возникли штаммы бактерий, резистентные к целому ряду препаратов. Количество больных, страдающих резистентными формами туберкулеза, неуклонно растет. По данным НИИ фтизиатрии им. Ф.Яновского, в 2004 году количество резистентных форм достигло 37%, что вызывает серьезные опасения у специалистов.

Противотуберкулезные препараты токсичны, поэтому больные должны усиленно питаться. Понятно, что подавляющему большинству из них это не по карману. А иначе лечение приносит не пользу, а вред. Для восстановления здоровья больных после курса химиотерапии и предназначено санаторное лечение.

Самой точной из статистических характеристик эпидемии считают смертность. Но кто в сельской местности поставит правильный посмертный диагноз? К сожалению, статистические показатели смертности от туберкулеза не отражают истинное положение. Еще хуже обстоит дело с диагностикой — плохая оснащенность лабораторий, устаревшая диагностическая аппаратура…

Существенным недостатком своевременной диагностики туберкулеза является также многоэтапность обследования больных: амбулатория—стационар—участковая больница—центральная районная больница—областная больница или отделение облтубдиспансера.

Не вызывает оптимизма и сокращение 573 врачей-фтизиатров (среди оставшихся более половины — пенсионеры). Молодежь не хочет идти «во фтизиатрию»: зарплата маленькая, а вероятность заболеть туберкулезом большая. За последние годы заболеваемость медработников значительно выросла. Часто из-за нехватки специалистов прием ведут врачи других специальностей. Медработники ФАПов туберкулез практически не знают: не диагностируют его в 80 — 99,5% случаев. Врачи общего профиля центральных районных больниц допускают ошибки в диагностике туберкулеза в 54 — 72% случаев, городских и областных больниц — в 42 — 52%, врачи фтизиатры — 3 — 5% случаев.

Анализ динамики эпидемии убеждает в значительном недовыявлении больных туберкулезом и заниженной смертности. Надо полагать, что приведенные в таблице статистические данные 2004 года должны находиться приблизительно на уровне 1960 года.

Так называемая DOTS-терапия не предусматривает санаторного лечения больных туберкулезом («ЗН», №№ 31, 32, 2000 г.). Ссылки на то, что в развитых странах нет противотуберкулезных санаториев не состоятельны: там не было ни голодоморов, революций, войн, ни тоталитарного режима и связанных с ним социальных потрясений, аварии на ЧАЭС... Поэтому у них туберкулез в большинстве случаев диагностируют на начальной стадии, а у нас — на последней. У них обострения и рецидивы встречаются редко, у нас — часто. У них больные в подавляющем большинстве случаев получают сбалансированное полноценное питание, наши — об этом только мечтают. Слепое же копирование Запада говорит уже не о дефиците средств, а о несколько ином дефиците…

Санаторное лечение — одно из звеньев в комплексном лечении больных туберкулезом. Чаще всего оно является продолжением курса лечения химиотерапией в стационаре, иногда может выступать вместо него или как продолжение амбулаторного лечения. Многолетняя практика санаторного лечения доказала свою высокую эффективность при лечении детей и взрослых. Е.Петров писал: «Практика показала, что у ряда больных эффект при лечении может быть достигнут только при помощи климатотерапии, в других же случаях климатотерапия повышает, ускоряет и делает более стойким положительное действие других видов лечения. Нередко приходится наблюдать положительные изменения в первые же дни приезда больного на курорт, тогда как длительное лечение по месту жительства ощутимой пользы не приносило».

Единственным надежным критерием выздоровления является отсутствие обострений и рецидивов заболевания на протяжении нескольких последующих лет наблюдения. Часто этого можно добиться только с помощью санаторного лечения. Оздоровление больных туберкулезом в специализированных противотуберкулезных санаториях предусмотрено законами Украины «О защите населения от инфекционных болезней» и «О борьбе с заболеванием туберкулезом».

За 1991 — 2003 годы в Украине ликвидировано 66 противотуберкулезных диспансеров и 86 противотуберкулезных санаториев. Кроме того, 36 городских и районных диспансеров реорганизованы в отделения городских и районных больниц. На каких основаниях? Ведь статья 26 Закона Украины «О курортах» запрещает приватизацию специальных санаторно-курортных учреждений, а статья 233 Уголовного кодекса Украины предусматривает уголовную ответственность за незаконную приватизацию государственного коммунального имущества.