UA / RU
Поддержать ZN.ua

Из пилюли — изюминка

Перипетии на рынке лекарств, длящиеся вот уже около полугода, казалось бы, не оставляют поводов для оптимизма...

Автор: Татьяна Галковская

Перипетии на рынке лекарств, длящиеся вот уже около полугода, казалось бы, не оставляют поводов для оптимизма. Ряд аналитиков считает, что, в отличие от ситуации 1998 года, когда главный удар приняли на себя западные компании, нынешний кризис больнее ударит по отечественным. «Инновационные средства, популярные торговые марки, повышенная лояльность врачей, а также мощная финансовая подушка не позволит западным фармкорпорациям испытать серьезные трудности, — утверждает директор по маркетинговым исследованиям компании «Фарм­эксперт» Давид Мелик-Гусейнов. — Зато с отечественными производителями все гораздо сложнее. Каналы инвестиций заморожены. Нет мощной финансовой подушки. При этом 90% отечественной продукции создается на основе импортной субстанции, которая закупается за доллары и евро».

Иной позиции придерживают­ся в Ассоциации фармацевтических производителей (АФП), объединяющей наиболее крупные фармпредприятия страны. Там полагают, что кризис (вместе с принятием антикризисных законов), наоборот, позволит значительно укрепить положение украинских фармацевтических заводов, модернизировать производство и увеличить их долю на рынке.

Не помешает этому и установление жестких наценок на оптовую и розничную торговлю лекарств, из-за чего в последнее время бурлила вся фармацевтическая общественность. Тем более что, по словам президента АФП Петра Багрия, в последнее время ситуация нормализуется: планируют частично облегчить жизнь дистрибьюторам, привязав цены на лекарст­ва к курсу доллара на момент поставки в аптеку. Появится и устраивающий все стороны перечень из 186 препаратов (или 2703 по торговому наименованию), которые подлежат регулированию.

Кроме того, в результате «закручивания гаек» отечественные лекарства, наоборот, могут получить серьезные преференции.

— Прислушались к нашему мнению и, возможно, откажутся от регулирования цен на препараты стоимостью до 12 грн., — говорит П.Багрий. — Эти лекарства в упаковках занимают 30-процентный сег­мент рынка, а в денежном эквиваленте это всего лишь 6%. По­этому сегодня аптекам и дистрибьюторам не выгодно заниматься дешевыми лекарствами. Позволив аптекам сделать наценку на такие препараты выше установленных 35%, мы дадим им стимул торговать недорогими лекарствами, причем на саму цену это существенно не повлияет, и они все равно будут дешевле импортных аналогов.

90% тех лекарств, которые выпускаются в Украине, находятся в ценовом диапазоне до 12 грн. Таким образом, мы создаем мощный стимул для развития отечественной фармпромышленности. По сути, это снятие регулирования для всего отечественного сектора лекарственных средств.

— Что помешает аптекам поставить наценку не 35—40%, а все 100% или даже 200%, сделав стоимость препарата чуть ниже импортного аналога?

— У нас 22 тысячи аптек — это огромная конкуренция. До недавнего времени регулировалось около 10% рынка, и средняя цена в аптеке никогда не выходила за пределы 26—27%. Не станут повышать цены и производители, между которыми также существует серьезная конкуренция. У нас сегодня десять отечест­венных производителей анальгина, семь — валидола, 12 — цитрамона и так далее.

— На наши лекарства цены тоже постоянно растут.

— Если посмотреть на динамику цен, сравнив январь прошлого года и нынешнего, то в среднем цены на отечественные препараты выросли на 26%. Импорт же поднялся на 75%.

— Не увеличится ли из-за этого доля дешевых зарубежных пре­паратов, которые раньше при жесткой наценке просто было не выгодно к нам завозить?

— Полагаю, больше, чем попало на наш рынок, уже не попадет. Любой, кто захотел бы начать работать в нашей стране, прежде всего должен будет учитывать мощную армию отечественных производителей. Кроме того, мы надеемся, что будут приняты новые лицензионные условия, где впервые говорится о GMP, и любой производитель должен будет соответствовать этим требованиям.

Еще один положительный момент заключается в том, что вступил в силу Закон о мерах по преодолению кризиса, где есть четкая норма о запрете закупать за государственные средства импортные товары и услуги, в том числе и лекарственные средства, если такие производятся в Украине.

Западные компании, которые раньше продавали свои лекарства в Украине, теперь будут активнее идти на контакт с отечественным производителем — чтобы придать своему товару статус локального производства. А это инвестиции, технологии, обучение наших людей, новые рабочие места, возможность работать с ведущими компаниями. Такой опыт работы с крупными фармацевтическими компаниями Запада у нас имеется.

— Слушая вас, можно подумать, что единственная отрасль экономики, которая смотрит в будущее с оптимизмом, — фармацевтическая.

— Скажу больше, фармотрасль — это та изюминка, которой Украина должна гордиться. Кризис показал это чрезвычайно ярко. По данным Минэкономики, наша отрасль — единственная в последнем квартале минувшего года дала прирост экспорта! Повсюду показатель экспорта снижается, а у нас он год от года растет. Это говорит о том, что у нас мощная самодостаточная отрасль, которая не просит, чтобы ее защитили, а отстаивает понятные и справедливые правила игры на рынке.