UA / RU
Поддержать ZN.ua

Интенсивная терапия для буковинской колыбели

В последнее время уж слишком много говорилось о рождении детей в украинских семьях — прежде всего это были предвыборные обещания значительного повышения выплат...

Автор: Ольга Скрипник

В последнее время уж слишком много говорилось о рождении детей в украинских семьях — прежде всего это были предвыборные обещания значительного повышения выплат. Безусловно, родители легко найдут применение 15 или даже 50 тысячам гривен, ведь денег по уходу за грудным ребенком много не бывает. Жаль только, что без внимания политиков остаются детские больницы и роддома, где, собственно, и появляются на свет божий новые граждане Украины. Как известно, детская смертность в нашей стране почти вдвое выше, чем в Европе. И пока что нет оснований ожидать улучшения ситуации — особенно после того, как наше здравоохранение перешло на единые критерии перинатального периода, рекомендованные ВОЗ. Конечно, медики самоотверженно пытаются спасать даже глубоко недоношенных детей, вес которых составляет всего 500 граммов, но выживет младенец или нет — в огромной степени зависит от того, как оборудованы роддома и реанимационные отделения детских больниц. Ясное дело, чудеса случаются. Но не они влияют на статистику, упорно свидетельствующую, что больше всего детей умирает в тех областях, где нет в достаточном количестве аппаратов для искусственной вентиляции легких, новейших инкубаторов, а также соответствующим образом оборудованных реанимобилей, которые могли бы оказать неотложную помощь на месте и сразу же доставить малыша из района в областную больницу.

Еженедельник «Зеркало недели» неоднократно освещал эту тему с привлечением известных специалистов. Так, обсуждая проблемы здоровья новорожденных с главным неонатологом Минздрава Украины, профессором Елизаветой Шунько, мы обратили внимание на то, что несколько областей традиционно отстают в этом деле — из года в год там показатели детской смертности намного превышают средние по Украине. В частности, если средний показатель в первом полугодии прошлого года составлял менее 10 случаев на тысячу родившихся живыми, то в Житомирской области он достиг 14, в Черновицкой и Одесской областях — 13, а в Донецкой — 12. К сожалению, к концу года почти ничего не изменилось. Едва ли больше всего нареканий вызывало положение дел в Черновицкой и Кировоградской областях, где, по мнению специалистов, многих трагедий можно было бы избежать, имея под рукой современные реанимобили для оказания неотложной помощи детям. Увы, местные власти никак не отреагировали на критические замечания и рекомендации специалистов Минздрава — местное самоуправление настолько защищено соответствующим законом, что достучаться до него невозможно. Кстати, и повлиять тоже: ведомственная управленческая «вертикаль» развалена, начальник областного управления здравоохранения в первую очередь выполняет указания губернатора. И во вторую — тоже. А у губернатора проблемы детских больниц отнюдь не на первом месте. Разве не об этом свидетельствует постоянная «прописка» одних и тех же областей среди аутсайдеров в течение нескольких лет подряд?..

Ситуация в этом году, к сожалению, кардинально не улучшилась, хотя полную картину сможем получить через несколько месяцев, когда будут обработаны все отчеты. Однако в статистике за девять месяцев с.г. в глаза бросаются данные по Черновицкой области, где младенческая смертность уменьшилась с прошлогодних 13,69% до нынешних 11,73%. В человеческом измерении это означает, что медикам удалось спасти на 21 малыша больше, чем в прошлом году. Могло быть и лучше, но 15 детей (это 16,6% летальных случаев) были потеряны в социально неблагополучных семьях, где родители не заботились ни о здоровье, ни о жизни малышей.

Учитывая то, что в последние годы Буковина открывала «черный» список и детской, и материнской смертности, положительные изменения, естественно, вызывают интерес: как удалось изменить ситуацию?

Первый ответ довольно прост — помог Фонд Виктора Пинчука, в свое время положивший начало национальной программе «Колиска надії». Буковинцы искренне считают своим счастьем, что представители фонда предложили им сотрудничество, ведь своими силами решить проблему охраны здоровья новорожденных в ближайшее время область никак не сможет, а на госбюджет полагаться — безнадежное дело.

Интересно, что первую детскую больницу, к тому же немалую — на 70 коек, в Черновцах построили почти сто лет назад, и была она частной. Чтобы оборудовать «Колиску надії», пришлось многое перестраивать, и едва ли не в первую очередь — отношение людей к своему делу. Говорят, что почти три месяца главный врач областной детской клинической больницы (ОДКБ) Роман Андрийчук не только дневал, но и ночевал в больнице, а чиновники областного управления здравоохранения тут либо начинали, либо завершали рабочий день.

— Потому что очень болели за дело, боялись лишиться столь уникального шанса, — вспоминает Роман Георгиевич. — Когда поступило предложение от Фонда Виктора Пинчука, мы дали слово, что к середине мая здание будет соответствовать необходимым стандартам. Было нелегко, зато ныне имеем отделение интенсивной терапии новорожденных такое, как в лучших клиниках Европы. Благодаря программе «Колиска надії» шесть рабочих мест оборудованы современнейшей аппаратурой производства ведущих мировых фирм. За средства бюджета нам удалось оборудовать всем необходимым реанимобиль — сейчас бригада приезжает в райцентр или в село и, не теряя ни минуты, мгновенно на месте разворачивает самую современную реанимацию. Планируем к концу года оснастить еще одно рабочее место — уже за средства централизованных поставок Минздрава.

— Такому оборудованию, как у вас, наверное, завидуют многие областные больницы?

— Думаю, многие, особенно после внедрения единых критериев, которые были рекомендованы ВОЗ. Когда медики принялись спасать и выхаживать малышей с весом 500 граммов, то быстро поняли, что нужен совершенно другой подход, ведь невозможно сравнить малыша, родившегося с весом три килограмма, и ту крошечку, которая в три или даже пять раз меньше.

С чего начинали? С кадров. С чрезвычайно дорогим, «умным» оборудованием не справятся неподготовленные люди, они просто не будут знать, что с ним делать, какими возможностями оно обладает. Мы признательны программе «Колиска надії» за то, что она дала возможность врачам учиться, повышать свой профессиональный уровень. Это совсем не то, что было раньше: когда один раз в пять лет врача отправляли на курсы повышения квалификации. Каждое рабочее место оборудовали персональным компьютером, подключили Интернет — все за средства фонда. Сейчас наши неонатологи и педиатры всегда имеют доступ к новой информации, могут быстро найти ответ на беспокоящий их вопрос.

Кстати, нам попадалось много благотворителей, которые говорили: «Мы вам немного продуктов и лекарств привезли, раздайте больным детям». Ныне работа организована принципиально иначе. Заведующего отделением интенсивной терапии новорожденных и врача отправили на курсы в Санкт-Петербург. Кстати, эти курсы время от времени посещают представители фонда, и это хорошо, поскольку дисциплинирует тех, кто учится, и, собственно, тех, кто учит. Врача-узиста за средства фонда направили на учебу в Луцк, затем пришел черед медицинских сестер — им тоже предлагают подтянуться.

Я много лет работаю в этой больнице и могу с уверенностью сказать: в последнее время люди очень изменились — они совсем иначе относятся к своим обязанностям, даже отличаются от коллег из других отделений, — вероятно, потому, что появились стимулы, есть мотивация. Хотя работа довольно напряженная: три медицинские сестры и врач круглосуточно заботятся о шести младенцах, которые являются очень тяжелыми пациентами. Это наш стандарт, но хотелось бы, чтобы было как в Европе, где медсестра ведет одного пациента.

Нынешнюю ситуацию невозможно даже сравнить с той, когда мы лечили таких тяжелых детей, но без современной аппаратуры. Пока не было этого оборудования, мы ежемесячно использовали 30—40 баллонов кислорода, а сейчас нам нужно 140—150, ведь имеем возможность принимать проблемных детей из всех районов, поскольку в ОДКБ намного больше шансов спасти им жизнь. Проблема усугубляется тем, что есть разные семьи, далеко не все проявляют заботу о своих детях. Специалисты областной больницы, как им и положено, дважды в год посещают каждый район, заранее сообщая, когда будет прием. Родители приходят с детьми на консультации — ведь для этого не нужно ехать в областной центр. Однако часто наблюдаем и такие семейные ситуации, когда не знаем, как помочь ребенку. А потому указ о выплате 8 тыс. 500 гривен педиатров не очень порадовал. Мы предполагали — и так есть на самом деле, — что для некоторых родителей эта сумма — настоящее богатство, ради которого они готовы каждый год посещать родильное отделение. Обычно в таких семьях нет ни материальных, ни моральных оснований для рождения и воспитания детей. А тех денег недостаточно, чтобы на пустом месте создать нормальные условия для детей, да и используются они не по назначению.

Едва ли не самая большая проблема — врожденные пороки развития, зачастую комбинированные, не совместимые с жизнью. Они занимают первое место в общей структуре летальности. Далее идут перинатальные и онкогематологические заболевания, собственно, как и везде в Украине.

Сейчас все усилия мы направили на инфекционное отделение — завершаем ремонт и оснащение. Здесь будут и реанимация, и отделение кишечных и капельных инфекций, и боксы для маленьких пациентов, больных СПИДом. То, что мы сумели сделать в течение этого года, вселяет надежду, что проблемы педиатрии беспокоят не только медиков, а это вселяет оптимизм, — убежден Р.Андрийчук.

В отделении интенсивной терапии новорожденных много света и какая-то торжественная тишина. Откровенно говоря, таких крошечных малышей, как здесь, я еще никогда не видела. Хотя 500-граммового пациента в отделении не было, но и килограммовая девочка поражала: миниатюрные ручки-ножки, закрытые глазки — даже не заметно, как дышит. И только умный аппарат показывает, что ребенок изо всех сил старается выжить. А неразумные родители девочки, наверное, так и не осознали, каких усилий стоили первые недели жизни их недоношенной дочурке и врачам. Вскоре после выписки ребенок снова попал в реанимацию, медиков ужаснуло его состояние: за две недели крошечка осунулась и едва не погибла от обезвоживания...

Как ни прискорбно об этом говорить, но многие женщины часто даже не задумываются над тем, что будущий ребенок требует не меньшего внимания, чем домашние дела. Здесь еще одной малютке аппарат заменяет маму, ведь родилась она раньше срока, с маленьким весом, еще не успела научиться ни самостоятельно дышать, ни есть. Зато ее мама в период беременности успела вместе с мужем доски перегрузить: носила, пока «неотложку» не вызвали. Медики обычно боятся прогнозировать, но возле этой крошечки медицинская сестричка улыбнулась: «Она уже 19 граммов маминого молочка потребляет, а недавно было всего 12!»

Тысячу раз правы неонатологи, которые подчеркивают, что все усилия нужно направлять на то, чтобы беременность проходила нормально, а ребенок рождался доношенным. Ныне фиксируется все меньше физиологических родов, что ни роженица — то свои проблемы. Конечно, в селе или даже в райцентре не всегда могут оказать адекватную помощь беременным — это по силам лишь хорошо оснащенным медицинским учреждениям. Наконец-то и в Черновцах открыт Центр антенатальной охраны плода и медицинской генетики, который будет оказывать высококвалифицированную помощь буковинкам.

— Из областного бюджета было выделено почти два миллиона гривен для оснащения медицинского учреждения. На эти деньги, в частности, закупили современные аппараты УЗИ и фетальные кардиомониторы, — рассказывает начальник Главного управления здравоохранения облгосадминистрации Игорь Шкробанец. (Кстати, педиатр по специальности.) — К работе в центре консультантами широко привлекаются не только ведущие специалисты практического здравоохранения области, но и ученые профильных кафедр Буковинского государственного медицинского университета — акушеры-гинекологи, кардиологи, нефрологи, гастроэнтерологи и инфекционисты. Учитывая географические особенности Черновицкой области, прежде всего удаленность многих сел от областного центра, было принято решение, что второй УЗИ-скрининг беременным из сельской местности обязательно будет проводиться в Центре антенатальной охраны плода и медицинской генетики. Здесь собрано самое современное оборудование, которое поможет обследовать будущих мам, в случае необходимости подключатся узкие специалисты, чтобы своевременно выявить проблемы плода и заранее подготовиться к приему такого пациента. Именно благодаря этому удается уменьшить мертворождаемость и свести к минимуму случаи рождения нежизнеспособного ребенка.

Это лишь одно мероприятие из комплексной программы, цель которой — снижение уровня младенческой и материнской смертности. Дело в том, что 2007-й на Буковине объявлен Годом медицины — такое решение принято на сессии областного совета.

Мы очень надеемся, что он станет переломным, позволит сконцентрировать на проблеме все усилия и ситуация наконец-то изменится. Сколько ни критикуй медиков, но без соответствующего переоснащения медицинских учреждений — от областного центра до села, — без современной аппаратуры и медикаментов ничего не достигнуть.

Очень рад тому, что уже успели капитально реконструировать родильные отделения Выжницкой, Глыбоцкой, Заставновской и Кельменецкой ЦРБ, где максимально учтены требования современных перинатальных технологий — создана система индивидуальных и семейных родзалов, организована свободная посещаемость родственниками и т.п. В общем, на реконструкцию и переоборудование четырех из одиннадцати родильных отделений ЦРБ из областного и районных бюджетов было выделено 1 млн. 688 тыс. гривен. В данное время продолжается реконструкция родильного отделения Кицманской райбольницы и строительство родильных отделений Герцаевской, Хотинской и Сокирянской ЦРБ. Не отстают и Черновцы. В течение нынешнего года проведена капитальная реконструкция блоков неонатальной реанимации родильных домов города, выполняющих роль перинатальных центров. Только на оснащение было выделено из городского бюджета более 1 млн. гривен.

Мне кажется, что за этот год нам удалось сделать главное — сломать стереотипы. Сегодня каждый главный врач ЦРБ знает о каждой проблемной беременной женщине, состоящей на учете в его учреждении. Если в районе есть ребенок, нуждающийся в лечении в областной больнице или даже в Киеве, — он держит это на контроле. Должен признать, что в некоторых районах родильные отделения даже лучше, чем в городе. И это сделали за год! Мы изо всех сил старались «поднять» главных врачей ЦРБ — и требовали, и помогали, и показывали, что умеют делать их коллеги в других областях, в частности побывали в Житомирском перинатальном центре. Специально собрали не акушеров или педиатров, а именно главных врачей ЦРБ, чтобы они собственными глазами увидели, в чем преимущество современных перинатальных технологий, и захотели ввести их у себя. Кроме того, нацеливаю главных врачей, чтобы они создали в больницах такую систему, когда неонатолог или педиатр не боятся сказать, что есть трудный ребенок. Это должно быть вписано в функциональные обязанности — прийти и сообщить об осложнении, чтобы сразу могли связаться с областной больницей, с нужными службами и специалистами, — подчеркнул И.Шкробанец.

Конечно, за год все охватить невозможно. Но уже появились первые родильные отделения, которые имеют статус «Лікарня, доброзичлива до дитини». Пока что только в городе, но к этому стремятся и в сельских районах, в частности в Сторожинецкой ЦРБ, которая совсем недавно отметила свой столетний юбилей. Только Матвей Плегуца, главный врач ЦРБ, доподлинно знает, что означает реконструировать и переоборудовать столетнее медицинское учреждение. Но справились. Все здесь сейчас как в городе — индивидуальные родильные залы, отдельные палаты для мам с грудными младенцами. Но что непривычно для сельских жителей — это присутствие будущего отца во время родов. Говорят, пока что чаще приходят будущие бабушки. На территории больницы стоит небольшая церквушка, где всегда горят свечки, конечно — за здравие. К счастью, в буковинских церквях ныне ставят меньше свечек за упокой детей, чем в предыдущие годы. Может, это и небольшой шаг — всего два процента, но сделан он не случайно и главное — в правильном направлении.