У инсулинозависимых диабетиков большое удивление, а точнее шок, вызвала публикация («ЗН», №5, 2002 г.) «Инсулиниада: хроника вялотекущего конфликта». Считаем необходимым высказать на страницах газеты мнение самой незащищенной стороны конфликта, а именно: больных сахарным диабетом.
Бюджетом на 2002 год планируется выделить на выполнение Комплексной программы «Сахарный диабет» 132 млн. гривен, из них на закупку инсулинов отечественного производства — 117,45 млн. гривен. Оставшиеся 14,55 миллиона, в соответствии с программой, должны быть направлены на выполнение таких медицинских мероприятий, как обеспечение больных таблетированными сахароснижающими препаратами, средствами самоконтроля, а также на организацию школ по обучению больных, научные разработки и т.д. Очевидно, что средств на закупку импортных инсулинов не остается. А они сегодня необходимы по медицинским показаниям более чем 40 тысячам больных: детям, подросткам, студентам, людям со слабым зрением и слепым, беременным, людям с аллергическими реакциями на другие виды инсулинов и ряду других категорий. Совершенно естественна озабоченность и волнение больных, а тем более горе и отчаяние родителей больных детей, которым отечественные инсулины вообще не подходят.
Украина, как все цивилизованные страны, обеспечивает инсулином своих больных бесплатно. Приобретать жизненно необходимые препараты за свои деньги люди не в состоянии.
Каждый вид инсулина имеет определенные характеристики и не может быть просто заменен другим. Профессор А.Лазарев, директор ЗАО «Индар», совершенно справедливо отмечает в одной из статей, что перевод пациентов с одного вида инсулина на другой неизбежно приводит к ухудшению качества жизни, сопровождается декомпенсацией.
Поэтому нельзя не обратить внимание на тенденциозность посылок, на которых построена вышеупомянутая статья.
Посылка первая. Только пуск завода «Индар» создал реальную возможность обеспечить украинских диабетиков нужным количеством инсулина.
Это не так. Цены на украинские и импортные препараты инсулинов совершенно одинаковы. Следовательно, количество закупаемых препаратов определяется исключительно суммой средств, выделенных государством на эти цели. После подписания Президентом Украины Л.Кучмой Указа о Комплексной программе «Сахарный диабет» бюджетное финансирование на закупку инсулинов увеличилось более чем вдвое. Это реально ощущает на себе каждый больной и «очень сильно грешит против истины» автор статьи в «ЗН», упрекая больных в том, что они демонстративно закрывают глаза на существенные сдвиги в решении проблемы сахарного диабета. Больные считают, что улучшение ситуации — это заслуга государства, а не ЗАО «Индар». С начала строительства инсулинового завода в Украине настойчиво декларировалось двукратное удешевление отечественного продукта по сравнению с импортным. Этого, к сожалению, не произошло, и казалось бы разумным закупать за ту же цену препараты более высокого качества и проверенные временем.
Посылка вторая. «...Наши инсулины действительно не хуже импортных... это красноречиво доказывают сертификаты, полученные нашими производителями, и сам факт соответствия указанных инсулинов требованиям, предъявляемым американской и европейской фармакопеей».
Вопрос качества и сертификации как технологических процессов, стандартных операционных процедур выпуска инсулина, так и самого продукта, очень важен. Индаровские инсулины действительно сертифицированы, но... лабораториями, работающими на заводе. Мысль об объективности и непредвзятости процедуры и результатов подобной сертификации кажется сомнительной, поскольку орган сертификации должен быть независимым от производителя и иметь статус «третьей стороны», защищающей интересы потребителя. А заверения в высочайшем качестве продукции и ее полном соответствии стандартам Независимой производственной практики не более чем слова, не имеющие документального подтверждения. Получить хотя бы соответствующий национальный сертификат ЗАО «Индар» рассчитывает, когда в Украине «будет создана нормативная база, которая регламентировала бы контроль со стороны государства за соответствием производства стандартам GMP».
Технология производства инсулина из поджелудочных желез забитых свиней даже в момент подписания контракта на строительство завода с немецкой фирмой была наименее совершенной изо всех существовавших на тот момент. Она не давала возможности производить генно-инженерные инсулины и инсулиновые аналоги, которые действуют быстрее человеческого инсулина и имитируют нормальный физиологический профиль.
«Индар» не выпускает картриджных инсулинов и шприц-ручек, позволяющих экономить до 10—15% препарата и дающих возможность даже детям и слабовидящим больным самостоятельно делать инъекции. Да ведь и не могут выпускать препараты одинакового качества только встающий на ноги завод и компании-производители с многолетним опытом.
Говоря о возможности экспорта инсулина, директор ЗАО «Индар» утверждает: «...наш инсулин будет признан за рубежом только в том случае, если будет доказана эффективность и безопасность его применения в Украине». А если нет? Не будет признан — это полбеды, а что делать десяткам тысяч подопытных украинцев, которых без их согласия и часто во вред их здоровью насильно перевели на отечественные инсулины? Эти инсулины прошли лишь ограниченные клинические испытания на небольших группах больных. Сами исследователи считают, что необходима клиническая апробация на протяжении более длительного периода и на большем контингенте больных. В настоящее время нет данных об отдаленных последствиях применения отечественных препаратов, частоте и тяжести возможных осложнений.
Автор возмущается, что не очень теплое отношение к отечественному инсулину у определенной части больных приобрело характер хронического процесса. Можно ли ожидать, что люди будут приветствовать насилие над собой? Более десяти лет нас убеждали в том, что право выбора — одно из основных прав человека. Наши люди достаточно мудры, чтобы выбрать тот продукт, который им больше подходит. Украинцы доказали это, вытеснив с рынка многие недостаточно качественные импортные товары, отдав предпочтение отечественным. И заметьте, сделали свой выбор без насилия над собой и без помощи радетелей. Мы будем приветствовать отечественного производителя инсулина, когда сами убедимся в высоком качестве его продукции и ее превосходстве над импортной.
Посылка третья. «Существует второе дно, вымощенное чьими-то очень личными и очень приземленными интересами».
Действительно, это второе дно есть. Но не у больных, не желающих переходить на недостаточно проверенные и насильно насаждаемые препараты. И не у Международной диабетической ассоциации Украины, защищающей права и интересы больных диабетом. Нужно очень стараться, чтобы усмотреть «второе дно» в их действиях. Его следует искать в позиции ЗАО «Индар», занявшего монопольное положение на инсулиновом рынке Украины, в действиях коррумпированных чиновников, лоббирующих подобное положение. Сегодня они находятся в выигрыше, а расплачиваются за это своим здоровьем десятки тысяч больных.
Очень обидно, что гуманные действия государства, выделяющего все больше средств на обеспечение больных инсулином, перечеркиваются действиями чиновников от медицины и вызывают не чувство благодарности, а однозначный социальных протест.