UA / RU
Поддержать ZN.ua

ИНСУЛИНИАДА: ХРОНИКА ВЯЛОТЕКУЩЕГО КОНФЛИКТА

Очевидцами очередного всплеска «инсулиновых» страстей стали журналисты, пришедшие на «круглый стол», организованный Международной диабетической ассоциацией Украины (МДАУ)...

Автор: Павлина Семиволос

Очевидцами очередного всплеска «инсулиновых» страстей стали журналисты, пришедшие на «круглый стол», организованный Международной диабетической ассоциацией Украины (МДАУ). По мнению инициаторов заседания, встреча должна была поспособствовать всестороннему обсуждению проблем, вставших перед диабетиками и врачами-эндокринологами в связи с принятием закона «О госбюджете Украины на 2002 год», и разработке плана совместных мероприятий, направленных на защиту прав человека в нашей стране.

Обсуждение проходило в весьма нервной и напряженной обстановке. Масса вопросов задавалась откровенно не по адресу. Несколько раз все происходившее не просто переставало даже отдаленно напоминать цивилизованную дискуссию, а скатывалось до уровня, пардон, привокзального базара. Но, несмотря на огромное количество отвлекающих моментов, «круглый стол» все же помог расставить некоторые акценты и четче обозначить основные тенденции в развитии отечественной «инсулиниады».

Проблема, о которой шла речь, не нова и имеет давнюю историю. Напомним читателям: осенью 1993 г. Кабмин принял решение о создании отечественного инсулинового производства. Казалось бы, чем не повод для оптимизма?! Ведь появилась реальная перспектива решения чрезвычайно болезненного вопроса – обеспечения украинских диабетиков нужным количеством жизненно необходимого препарата. Но, оказалось, не так-то просто ларчик открывается. Тут же поднялась волна народного недовольства решением правительства прекратить закупки импортного инсулина, когда начнется производство отечественного. Во все мыслимые и немыслимые инстанции полетели возмущенные письма, смысл которых сводился к следующему: как можно гормональный препарат, подбираемый каждому больному индивидуально, назначать всем, оставляя диабетиков без выбора? Это – обречение больных сахарным диабетом на осложнения, исход которых может быть летальным…

Не раз и не два приходили такие письма и в редакцию «ЗН». Осенью 99-го автор встречалась по поводу одного из них с академиком НАНУ и АМНУ, руководителем диабетологической клиники НИИ эндокринологии и обмена веществ им. В.Комиссаренко Андреем Ефимовым. Думаю, нелишне напомнить читателям, так сказать, квинтэссенцию сказанного тогда авторитетным ученым:

— Опасения, что все больные будут поголовно переведены на индаровскую продукцию, считаю неоправданными… Но в том, что можно смело перевести (на отечественный инсулин. — П.С.) 90 % больных, я нисколько не сомневаюсь… Сейчас наша основная задача – стопроцентно обеспечить больных бесплатным инсулином. Что толку на все углах кричать: «Ах, иностранный инсулин лучше!», если половина больных, которые в нем нуждаются, его не получают. В отечественном препарате я вижу реальное спасение для наших диабетиков.

Со времени этого разговора прошло больше двух лет. К сожалению, вышеупомянутый «круглый стол» наглядно продемонстрировал: не очень теплое, мягко говоря, отношение к индаровскому инсулину у определенной части больных приобрело характер хронического процесса.

По словам президента МДАУ Людмилы Петренко, ассоциация и редакция издаваемого ею журнала «Диабетик» буквально завалены письмами людей, возмущенных тем, что их практически обязали перейти на отечественный препарат, у многих диабетиков ухудшающий самочувствие. С другой стороны, убеждена Л.Петренко, врачи также не согласны с тем, что их лишили права выбора инсулина. То есть они вынуждены назначать своим пациентам только тот препарат, который закуплен. А им как раз и является индаровский инсулин, поскольку в законе «О госбюджете Украины на 2002 год» на его приобретение планируется выделить 117 млн. гривен. Это – 90 % средств всей комплексной программы «Сахарный диабет». Таким образом, считает МДАУ, 124 тысяч больных и 1500 врачей не просто лишили права выбора, но и сделали заложниками инсулина определенного производителя. В то же время сегодня около 40 тысяч отечественных диабетиков нуждаются в инсулинах, которые в Украине не производятся.

Точку зрения Министерства здравоохранения изложила начальник управления обеспечения лекарственными средствами МЗ Украины Неля Павелко:

— Действительно, шестнадцати процентам инсулинозависимых больных необходимы препараты импортного производства. Для обеспечения абсолютно всех украинских диабетиков инсулином требуется 159 млн. грн. Сегодня в законе о бюджете-2002 имеем 132 млн. Отдельной строкой выделено: 117 млн. из них – на инсулины отечественного производства. Следовательно, на закупку импортных остается 15 млн. Смею вас заверить, этих средств хватит на стопроцентное обеспечение всех детей и подростков до 18 лет.

Сейчас в Украине есть два производителя инсулинов — «Индар» и «Фармак». Скорее всего, из 117 «отечественных» миллионов 10 или 12 «покроет» «Фармак». Ни для кого не секрет, что это предприятие закупает человеческие генноинженерные инсулины у фирмы «Эли Лилли» и, лишь сменив на флаконах этикетку, поставляет их на наш рынок.

— Все вы помните, — продолжила Н.Павелко, — что еще три года назад обеспеченность инсулинами в целом по Украине составляла порядка 20 %. В нынешнем году эта цифра возрастет до 83% (оставшиеся 17 % должны обеспечить региональные бюджеты). Таким образом, в 2002-м мы планируем свести инсулиновый дефицит к нулю. Скажите откровенно, разве это не прогресс? Ну а что касается плохой переносимости больными индаровских инсулинов… Как минимум 82 % украинских инсулинозависимых диабетиков могут применять наши препараты — таковы данные, полученные от эндокринологов на местах. Более того, сейчас в МЗ уже есть заявки от региональных управлений здравоохранения на инсулины производства ЗАО «Индар» общей стоимостью 120 млн. грн. Разговоры о том, что качество наших инсулинов якобы хуже, чем импортных, и вовсе беспочвенны. Это красноречиво доказывают сертификаты, полученные нашими производителями, и сам факт соответствия украинских инсулинов требованиям, предъявляемым американской и европейской фармакопеей.

— Сегодня на повестке дня стоит вопрос о качественном улучшении жизни больных сахарным диабетом, — сказал директор инсулинового завода «Индар» Алексей Лазарев. – Да, сейчас нет возможности обеспечить абсолютно всех шприц-ручками и средствами самоконтроля. Но сделан первый и самый важный шаг — люди получили инсулины высокого качества. Сейчас мы проводим исследование, какова была ситуация с осложнениями сахарного диабета до того, как страна имела необходимое количество инсулина, и каково положение дел сегодня. Со всей ответственностью заявляю: сейчас количество осложнений сахарного диабета существенно уменьшается. Естественно, мы прислушиваемся к требованиям больных. Уже в этом квартале мы подали на регистрацию три лекарственные формы картриджных инсулинов. В ближайшее время расширится ассортимент выпускаемых «Индаром» препаратов – будем производить генноинженерные инсулины.

Главврач Украинского научно-практического центра эндокринной хирургии Валерий Дагеталь проинформировал собравшихся: сам по себе факт, что индаровские инсулины иногда дают осложнения, ни о чем не говорит. С такой же частотой их провоцируют и самые именитые импортные препараты. Поэтому на рынке любой страны и представлена продукция нескольких производителей. Больше всего волнует другое. Комплексную программу «Сахарный диабет» зачастую сводят лишь к вопросу обеспечения инсулинами и только. А ведь по статистике три процента населения страны страдают сахарным диабетом второго типа, и их ряды год от года пополняются. На сегодняшний день украинские диабетики бесплатно обеспечиваются одним-единственным сахароснижающим средством — глибенкломидом. Остальные современные высокоэффективные препараты номинально внесены в список централизованной закупки, но деньги на их приобретение не выделяются.

Совершенно жуткая ситуация сложилась в регионах Украины с методами контроля сахарного диабета. Стыдно сказать, в ХХІ веке определение эффективности лечения осуществляется таким допотопным методом, как измерение уровня глюкозы натощак (о возможности приобретения средств самоконтроля за счет государства даже речь не идет). Одним словом, налицо отсутствие правильной тактики ведения больных сахарным диабетом, которое и приводит, в частности, к развитию целого ряда осложнений, утрате диабетиками трудоспособности, ранней инвалидности…

Проблема сахарного диабета очень сложна и, если так можно выразиться, многоярусна. Естественно, инсулиновый вопрос – одна из ее самых «горячих точек». Но демонстративно закрывать глаза, делать вид, что в этом направлении нет никакого движения, значит, очень сильно грешить против истины. Никто не спорит, сегодняшние реалии весьма далеки от идиллии, и все сказанное участниками «круглого стола», — еще одно тому подтверждение. Но... Если наши инсулины действительно ничем не хуже импортных, кому выгоден этот многолетний вялотекущий конфликт? Не логичнее ли было бы в нынешней ситуации с обеспеченностью инсулинами, которую с полным правом можно назвать стабильной, всемерно способствовать прогрессу отечественного производителя, освоению им новых видов такой необходимой продукции? Даже если предположить, что индаровские препараты не отвечают мировым стандартам, почему активисты МДАУ не ставят своей целью бороться за ликвидацию этого разрыва, почему их позиция более чем категорична: «Индар» — враг и точка? Хочешь не хочешь, а неволей задумаешься о «втором дне», вымощенном чьими-то очень личными и очень приземленными интересами…