UA / RU
Поддержать ZN.ua

ИНФОМАГИСТРАЛЬ

Стволовые клетки: новые перспективы Сразу три группы ученых опубликовали недавно доклады, содер...

Авторы: Валентина Владимирова, Оксана Приходько

Стволовые клетки:
новые перспективы

Сразу три группы ученых опубликовали недавно доклады, содержащие новые доказательства возможности использования клеток, получаемых из человеческих эмбрионов, для лечения целого ряда тяжелейших недугов. В одном исследовании было показано, что у старых крыс наблюдаются гораздо лучшие результаты при прохождении стандартных тестов на память и обучаемость после того, как в их мозг были введены мозговые клетки абортированных человеческих эмбрионов. Это первое экспериментальное доказательство того, что трансплантация эмбриональных клеток действительно может привести к восстановлению умственных способностей и в перспективе может быть использована при лечении болезни Альцгеймера. Сообщение об этом было опубликовано в веб-журнале NeuroReport и вызвало весьма неоднозначную реакцию специалистов, высказавших по поводу работы Киминобу Сугаи из Иллинойского университета немало замечаний.

Во втором исследовании ученым удалось добиться превращения эмбриональных клеток непосредственно в лабораторных тарелках в специализированные структуры поджелудочной железы, играющие важнейшую роль в регуляции углеводного обмена, — прорыв, который может быть использован при лечении сахарного диабета. Статья Рона МакКея, под руководством которого из одиночных неспециализированных клеток были выращены сложные многоклеточные структуры, выглядящие и функционирующие совсем как островки Лангерганса, появилась в журнале Science и вдохновила многих ученых на аналогичные изыскания.

Тем временем представители третьей группы продемонстрировали на примере мышей, что клонированные эмбрионы действительно содержат «эмбриональные стволовые клетки», виртуально способные развиться в каждую из существующих тканей взрослого организма.

Эти результаты заставляют предположить, что в недалеком будущем люди начнут клонировать сами себя не с целью получения своих «полноразмерных» копий, а с целью создания эмбрионов как источников эмбриональных стволовых клеток. Картина, которую медики, безуспешно сражающиеся с неизлечимыми болезнями и испытывающие острый дефицит донорских органов для трансплантаций, а также их пациенты, страдающие от этих заболеваний, видят в своих самых радужных мечтах, заставляет многих отвлеченных наблюдателей содрогаться от ужаса. Политики, юристы и журналисты в очередной раз скрестили копья в борьбе за или против запрещения клонирования человеческих эмбрионов, упирая на этическую сторону (вернее, стороны) вопроса. В американском конгрессе в который раз рассматривается вопрос о легитимности финансирования экспериментов, связанных с клонированием человеческих эмбрионов, за счет государственных фондов.

Доноры «коровьего бешенства»

Как известно, при переливании донорской крови существует опасность заполучить ту или иную инфекцию. Однако исследования биомедиков из Оттавы (Канада) показали, что практика переливания никак не повлияла на распространение болезни Крейтцфельдта—Якоба. Хотя теоретически заражение «коровьим бешенством» через донорскую кровь считалось более чем реальным. Ведь если активные фрагменты прионов выживают даже в агрессивной кислотной среде желудочного сока, то при прямом переливании они должны быть даже более опасны.

Исследователи скрупулезно проанализировали истории болезней более двух тысяч пациентов, умерших от этого заболевания в разных странах, и выяснили, что все они заразились исключительно через мясо «бешеных коров». Причем некоторые из них сдавали кровь в качестве доноров незадолго до того, как у них проявились первые симптомы губчатоподобного энцефалита. Однако ни один из пациентов, получивших эту кровь, не заболел. Может быть, дело именно в том, что эта болезнь вызывается не бактериями или вирусами, а прионами? Или в том, что при процедуре переливания крови срабатывают какие-то еще не известные науке защитные иммунные механизмы, которые не дают прионам распространяться по кровотоку?

Однако исследователи очень осторожны и не исключают, что это может оказаться простым совпадением. Мониторинг нужно продолжить.

В практику биоэтики

При разработке нового лекарственного препарата тратится, по мнению специалистов международной компании Rosetta Inpharmatics, уйма лишнего времени. В то время как часть работы можно проделать с помощью компьютера и гораздо быстрее.

Обычно исследователи наблюдают за симптомами заболевания, а потом методом «научного тыка» экспериментируют с лабораторными мышами и клеточными культурами. Выявляя мишень воздействия нового лекарства и его побочные эффекты, они тратят горы специально выращенных образцов клеток и тканей, морят множество животных, вызывая все больше нареканий со стороны приверженцев биоэтики. При этом все равно приходится проводить клинические испытания на волонтерах, чтобы определить действенность того или иного препарата. Ведь нередко оказывается, что новое средство идеально подходит для мышей или морских свинок, но, увы, не для человека.

Rosetta Inpharmatics продемонстрировала, как можно упростить и ускорить процесс поиска и продвижения новых препаратов. Лабораторные исследования теперь предваряет компьютерное моделирование — минуя мышей, ученые сразу имеют дело с человеческими генами и белками, точнее, с их моделями. И хотя этот процесс выглядит на мониторе не так эффектно, как в новом американском фантастическом фильме «Невидимка», суть одна. С помощью новой технологии можно будет учесть все взаимодействия биологически активных молекул внутри человеческой клетки.

Новая база данных создана на основе последних достижений в области компьютерных технологий и геномики. Она позволяет не только быстро вычислить биохимическую основу взаимодействия новых препаратов, но даже в общих чертах определить функции малоизученных генов.