UA / RU
Поддержать ZN.ua

ИЛЛЮЗИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, ИЛИ БЕСПЛАТНЫЙ СЫР НЕДАРОМ ЛЕЖИТ В МЫШЕЛОВКЕ

Проблемой изучения иллюзий занимаются специалисты психологической и медицинской науки. Например...

Автор: Олег Перетяка

Проблемой изучения иллюзий занимаются специалисты психологической и медицинской науки. Например, «Большая медицинская энциклопедия» трактует этот феномен как «ложное, ошибочное восприятие реально существующих в данный момент предметов и явлений». По роду своей профессиональной деятельности мне не один десяток лет приходилось наблюдать это явление у своих пациентов. Поэтому решил использовать клиническую методологию исследования иллюзорного восприятия для анализа проблем здравоохранения, чтобы установить, как нашим обществом оценивается существующая система отечественного здравоохранения. Оказалось, что общественное сознание во многом воспринимает искаженный образ этой системы, нередко обусловленный навязанными прежними идеологическими стереотипами.

Рассмотрим лишь некоторые обманчивые представления, возникающие в общественном сознании, реально существующего объекта, каким является отечественное здравоохранение.

Иллюзия первая: система здравоохранения занимается охраной здоровья населения.

По сути, роль медицины в охране здоровья людей довольно ограничена. Специалисты не без основания предлагают заменить вывеску «Министерство здравоохранения Украины» на другую, более скромную — «министерство оказания медицинской помощи» или «министерство патологии человека», что будет более соответствовать действительности. Для эффективной охраны здоровья граждан на государственном уровне нужно реализовать целый комплекс политических, экономических, юридических, социальных, санитарно-гигиенических, противоэпидемических и других мер, в которых активно участвовал бы сам гражданин, придерживаясь принципов так называемого здорового образа жизни. Доля влияния медицины на общественное здоровье специалистами ограничивается всего 10—12%. Однако миф об ответственности медицинских работников за общественное здоровье постоянно поддерживается государственными мужами, чтобы скрыть собственные обязательства перед гражданами страны, а при необходимости — найти «стрелочника» в лице руководителя медицинского учреждения, врача, медсестры за провалы в проведении социальной политики и неумение правильно организовать общественную жизнь.

Иллюзия вторая: медицинская помощь — бесплатная и общедоступная.

Этот безосновательный тезис сопутствует нашей жизни с советских времен. Украинская Конституция также утверждает: «В государственных и коммунальных учреждениях здравоохранения медицинская помощь предоставляется бесплатно». Но как ранее говаривал Козьма Прутков: «Если на клетке слона прочтешь надпись «буйвол», не верь глазам своим». Так и мы должны ясно представлять, что бесплатный сыр все же зачем-то лежит в мышеловке. Мало того, что государство собирает с нас подати на «бесплатное» здравоохранение, оно же активно участвует в создании благотворительных «больничных» касс, закрывает глаза на наши «добровольные пожертвования» лечебным учреждениям, делает вид, что не замечает поборов в больницах и поликлиниках. Не дай бог оказаться без копейки денег на бесплатной больничной койке!..

Так для чего и для кого создано «бесплатное» здравоохранение? Если для подавляющего большинства населения такое здравоохранение — химера, то для отдельных «слуг народа» и их многочисленной челяди — повседневность. Чтобы химера и повседневность не соприкасались, для бесплатного здравоохранения создаются палаты типа «люкс», «евро-отделения» с «черным» ходом для белых особ. К примеру, для бесплатного лечения в областной клинической больнице совсем не нужно подниматься по ступенькам парадного входа, где у одинокого лифта ждут своей очереди страждущие и хворые.

Заложниками «бесплатного» здравоохранения чиновники сделали не только пациента, но и медицинского работника, чтобы последний гасил недовольство населения убогой медицинской помощью. Общеизвестно, что, держа на «коротком поводке» бюджетного финансирования отрасль, ею легче управлять. Поэтому конституционный принцип «бесплатности» еще долго будет витать над нашими головами, как всем известный «призрак» ушедшей эпохи.

Иллюзия третья: Министерство (или управление) здравоохранения сможет провести реформу отрасли.

Чиновничьи управленческие структуры, к сожалению, не обладают способностями барона Мюнхгаузена, могущего за собственные волосы вытащить себя из болота. Поэтому хотя о трансформации системы управления, финансирования и оказания медицинской помощи мы слышим многие годы, «а воз и ныне там».

Одно лишь перечисление названий трудов министерской чиновничьей братии (Концепция реформирования системы здравоохранения Украины, Программа постепенного перехода к организации первичной медико-санитарной помощи на принципах семейной медицины, Комплексная целевая программа реструктуризации отрасли, Комплексная программа реформирования системы здравоохранения Украины и т.д. и т.п.) вызывает сочувствие к их тяжкой доле. За праведными делами уже сменился добрый десяток министров здравоохранения, а отрасль помимо реального разрушения никаких изменений так и не претерпела.

Иллюзия четвертая: отрасли не хватает финансирования. Если медицину сделать платной (или ввести обязательное медицинское страхование), то все проблемы будут решены.

Общеизвестно, что не объем финансирования определяет качество медицинской помощи, а рациональное (т.е. с умом) использование имеющихся ресурсов. Отечественная система здравоохранения, по мнению экспертов, затратна и неэффективна. При ограниченном финансировании, распределяемом по «остаточному» принципу, наши медицинские руководители умудряются безрассудно транжирить выделяемые скудные бюджетные ресурсы. По данным Счетной палаты, ежегодно более 50% бюджетных ассигнований в отрасли используется с нарушением законов и экономически неэффективно.

Увеличение финансирования при существующей системе распределения бюджетных средств и организации медицинской помощи качественных изменений в здравоохранении не принесет. Даже в США, где преобладает частная система финансирования медицинских услуг, а расходы на здравоохранение превышают $4000 в год на одного жителя, социологические опросы показывают, что большинство американцев не довольны своей медициной. Говорить об эффективности введения страховой медицины в нашей стране, где львиная доля экономики находится в тени, просто не приходится. До тех пор, пока медицинская помощь не станет экономической категорией, пока система здравоохранения не претерпит существенных изменений, дефицит финансовых средств будет постоянным спутником украинского здравоохранения, напоминая ситуацию переноса воды в решете.

Иллюзия пятая: аттестация медицинских работников отражает их профессиональные качества.

К сожалению, критерием профессиональной оценки специалиста являются не его реальные профессиональные знания и практические успехи, а стаж в занимаемой должности. Поэтому нередко можно встретить хирурга высшей категории, который ничего, кроме шариковой ручки, в последние годы поликлинической практики в руках не держал. Так как показатель аттестации специалистов входит в статистическую отчетность и всякие рейтинги, то любой руководитель кровно заинтересован в хороших результатах своего учреждения. Повышению квалификации медицинских работников может помешать либо отсутствие у руководителя достаточного фонда оплаты труда для доплаты за категорию, либо лень самого специалиста, не желающего за мизерную доплату готовить самоотчеты о проделанной работе и кормить всю аттестационную комиссию.

Обычно аттестационную комиссию возглавляет медицинский чиновник управления здравоохранения, и его знания патологии человека нередко ограничены министерскими циркулярами, изучению которых были потрачены многие годы. Даже компьютерная проверка знаний не гарантирует профессионализма медицинского работника. Поэтому любая аттестационная комиссия, назначенная главным медицинским чиновником, практически никогда не возражает против присвоения коллеге очередной квалификационной категории, если тому по каким-то причинам не препятствует сам начальник.

Но самое главное состоит в том, что за соответствие аттестационной категории профессиональной подготовке специалиста никто не отвечает. Было бы целесообразным, чтобы организация аттестации выполнялась не медицинским чиновником, а представителями медицинской общественности, имеющими авторитет и профессиональный опыт. Может быть, тогда специалистам-профессионалам было бы стыдно аттестовать на категорию своего коллегу-посредственность.

Иллюзия шестая: представители медицинской профессии — уважаемые и почитаемые обществом.

О медицинских специалистах власть предержащие вспоминают либо перед профессиональным праздником, либо перед политическими выборами (вспомним чиновничью инициативу «Пульс Украины»). В некоторых странах медицинские работники имеют статус государственных служащих с полагающимся уровнем социальной защиты. В нашем Отечестве уровень зарплаты медицинского работника красноречиво говорит о степени его уважения обществом.

В марте текущего года Министерство здравоохранения и Министерство труда и социальной политики издали совместный циркуляр, которым «благословили» повышение на 10,8% должностных окладов медицинским работникам. Теперь медицинский специалист, изучавший лечебное дело в течение семи лет, за свой труд получает 278 гривен, если он потратил восемь лет на врачебное образование — 287 гривен, а медицинская сестра — 236 гривен. О каком уважении и почете медицинской профессии можно говорить в обществе, где уровень прожиточного минимума превышает в 1,5 раза оценку квалифицированного труда?!

Сколько бы указов и постановлений ни принимала власть по обеспечению качественной медицинской помощью сельского населения, медицинские работники будут рассматривать направление на работу в сельскую амбулаторию или фельдшерский пункт как ссылку до тех пор, пока общество будет только декларировать социальные льготы и защиту.

Поэтому говорить о престижности, а тем более об уважении и почитании медицинской профессии в нашем обществе не приходится.

Перечисление иллюзий, которые сопровождают отечественное здравоохранение, можно было бы продолжать и продолжать. Но не в этом вижу свою задачу как исследователь рассматриваемого феномена. Она состоит прежде всего в том, чтобы освободиться от грез и мифов вокруг навязанных общественному мнению стереотипов.

Рассматриваемая рубрика в «Большой медицинской энциклопедии» заканчивается фразой: «Лечение иллюзий — терапия основного заболевания». Следовательно, иллюзии, связанные со здравоохранением, отражают естественные хвори нашего общества. К сожалению, число обманов восприятия не уменьшается, что свидетельствует о прогрессировании основного заболевания. Какой способ лечения выберет общество — хирургический или терапевтический, покажет время. Даже если и не предпринимать никаких действий, все же есть надежда на выздоровление, ведь и время лечит. Только в последнем случае результатов мы можем так и не увидеть.