UA / RU
Поддержать ZN.ua

…И в нашу жизнь вошел водопровод, сработанный еще рабами Рима

Летом шахтерские Ровеньки, что в Луганской области, отпраздновали свое трехсотлетие. Под занавес город посетил тоже не молоденький ансамбль «Лейся, песня!»...

Автор: Тамара Юсова

Летом шахтерские Ровеньки, что в Луганской области, отпраздновали свое трехсотлетие. Под занавес город посетил тоже не молоденький ансамбль «Лейся, песня!». Измочаленным дорогой и концертом москвичам душ принять не удалось: в отличие от песен вода даже в праздник из кранов не лилась. Ее явление в предметном мире вокруг нас сравнимо только с восходом солнца, но с частотой значительно меньшей: дважды в неделю.

Факт отсутствия субстанции, именуемой «Вода питьевая ГОСТ 2874-82», местный департамент «Компания «Лугансквода» объясняет травиально и жестко: изношенностью сетей (80—90%), большой их протяженностью (до 350 км); потерями в сетях (до 40%) и, главное, — задержками с оплатой предоставляемых услуг.

«Кто ответит за здоровье людей, в квартирах которых из кранов льется вода с фекалиями?» — спрашивают избиратели через газету «Ровеньковские вести» (16 июня 2005 года). Согласимся, что журналисты сгустили краски, но вода действительно по своему качеству является далеко не питьевой (из-за порывов труб даже эпидемически опасной!), а по количеству — горькими слезами, к тому же оплачиваемыми по полной программе. Правда, не все спешат отдать свои кровные за медвежьи услуги Южного РПУ ОКП «Компания «Лугансквода», бессильного что-то изменить, и выбирают головную боль: судебные издержки по искам компании и процедуру публичной казни. И никогда — наоборот! Терпелив наш народ…

А мыться-то где?..

Дарю кандидатам в депутаты, желающим набрать проходной балл на предстоящих выборах, идею: включите в программу наипопулистский лозунг: «Обеспечу каждому жителю Донбасса физиологическую норму питьевой воды!» Еще конкретнее: «Два литра чистейшей воды в одни руки!» И мы побежим за вами!..

Эпидемиологи отмечают, что распространенность инфекционных болезней существенно превосходит официально регистрируемые масштабы: изменились «старые» инфекции, пришли «новые». Лекарства стали стимулом адаптационной изменчивости возбудителей, да и не только. Наш организм проявляет удивительную устойчивость и избирательность, реагируя (или нет) на богатый ассортимент заключенных в глотке воды возбудителей болезни.

Не скажу, что популярные издания молчат о том, что мы пьем. Под рубрикой «Интересно знать» газета «Факты», возбуждая наше любопытство, спрашивает: почему одна водка пьется на удивление мягко и приятно, а другая — нет? Особый секрет «сотворения» столь качественного напитка кроется в воде, особенно если это вода из святых мест (и до них добрались!). Тут же справка: на первозданных водах (артезианской, ледниковой, талой и родниковой) водка фирмы имярек получила больше десятка высоких международных наград.

Мои соседки обсуждали эту заметку в один из дней, когда график подачи воды в микрорайон Шахтерский (напомню: через два дня на третий) опять был сорван из-за аварии (их случается до 800 в год!). Даже плохой, опасной, ржавой иссяк запас, а тут — «Пик чистоты» и «пьется с необычайной воодушевленностью и легкостью».

— Запасайтесь в ванну, отстаивайте и кипятите, все хозяйство переводите на кипяченую! — провозглашает кто-то. «Эдак сбесишься» — цитирует Ильфа и Петрова другой умник. — «А мыться-то где?» И все мы грустно никнем перед суровой действительностью: как пережить и биологический чернобыль?!

И все же: где тот эпидемиологический порог, когда глоток воды из-под крана после очередного порыва в сетях и воссоединения водопровода с канализацией способен (как в Суходольске в прошлом году) отправить десятки и сотни людей на больничную койку или куда подальше? Способен, да ведь не отправляет! Недавно в двух девятиэтажках случилось это «слияние», а эпидемии не последовало. Значит ли сей факт, что наш организм надо почаще провоцировать, дабы он учился побеждать эпидемические и эндемические инфекции? С этим и другими вопросами я и отправилась к давнему своему знакомому (45 лет в службе надзора!) главному санитарному врачу города Анатолию Ткаченко, известному острослову и нигилисту. Не в департамент воды, чьи лабораторные анализы на коли-титр (количество микробных тел в литре воды) почти всегда отрицательны, — в санэпидстанцию.

Мы все из этой колыбели

— Его в городе зовут департаментом дерьма! — заявил врач с прямотой, достойной представителя профессии. — Не в пример другим именно мы заинтересованы, чтобы вся информация доходила до горожан, и СМИ идут нам навстречу. Это помогло избежать эпидемии по улице Гагарина, людям подвозили питьевую воду.

— А не проще ли не пить сырую? — спрашиваю. И для меня одной была прочитана лекция о том, что в сырой воде находятся микробы-антагонисты, способствующие пищеварению. Как взаимосвязаны процессы в клетке, органе и организме, что представляет собой вода — колыбель жизни на планете. И преступление перед человечеством сводить на нет благо, подаренное нам природой. На планете запас воды составляет 32 миллиона кубических километров (в основном в ледниках и в глубине земли), но доступны нам лишь 3 миллиона.

— А ровенчанину — 150 литров в день, если повезет! — вставляю словечко. Заранее зная, какие мы невезучие…

В чем суть той информации, которую несут нам врачи, тщетно пытаясь создать в обществе позитивную настороженность, коль уж дело так непоправимо (для реконструкции и замены существующего водовода нужно 90 миллионов гривен, таких денег в бюджете нет). Прежде всего это результаты бактериологических и химических исследований: в рамках первых за второй квартал сделано 379 плановых проб, из них 37 дали отклонения по коли-индексу, т.е. 9,7 процента констатировали неблагополучные микробиологические показатели.

По области и в Донбассе в целом ничуть не лучше. В среднем по области удельный вес нестандартных проб питьевой воды по микробиологическим показателям за второй квартал 2005 года по сравнению с тем же периодом прошлого вырос (7,2 против 6,6%). Значительно ухудшилось качество воды в Красном Луче, Первомайске, Свердловске, Белокуракинском районе, Ровеньках (у нас с 11,8 до 17%). Достаточно сказать, что 41,7% поступающей в город воды не отвечает ГОСТу. За 7 месяцев произошло 314 порывов водопроводных сетей, по этой причине в пустых трубах были созданы благоприятные условия для размножения патогенных микробов. Отмечено, что максимальное загрязнение воды приходится именно на период аварий. А так как аварии в канализации случаются еще чаще, созданы идеальные условия для размножения подвальных комаров зимой и летом. Что удивляет гостей города, как и стойкий запах, проникающий даже через двойные двери.

Практика опровергла домыслы о том, что заражение питьевой воды происходит только в трубах. Недавняя проба воды, взятой из резервуара очистной водозаборной станции, показала, что коли-титр почти в восемь раз там выше допустимого. Добавьте в этот коктейль еще и обнаруженную синегнойную палочку.

«Так больше жить нельзя!» — этими словами заключили свою резолюцию участники митинга ровеньковского отделения Союза молодежи Украины, целью которого было привлечь внимание власти к чрезвычайной ситуации: срывалась подготовка города к зиме, повсеместно разрушенные асфальтовые покрытия, мусорные свалки во дворах и лесопосадках, угроза повышения платы за коммунальные услуги и работа водопроводных и канализационных сетей, с чем дальше мириться уже нельзя.

Говорим и о том, что пора закидать суды исками к организациям и компаниям, которые не в состоянии обеспечить сносные условия жизнедеятельности и быта. Правда, этот посыл в резолюцию не вошел. Так закидали или нет? Через месяц после митинга пытаюсь узнать в городском суде, как отстаивают земляки установленное Конституцией и законами Украины право на возмещение морального (неимущественного) ущерба вследствие испытываемых страданий от некачественных и даже опасных для жизни «услуг»?

«Что-то не припомню за пять лет работы судьей хоть одного иска к водоканализационному хозяйству, ЖЭКам или узлу связи, — судья Наталья Ибадова смотрит на меня так, словно я наконец-то решилась взорвать эту целину.

— Может, подают не по вашему участку?

— Мы бы на совещаниях о них узнали.

Сходимся на том, что слишком длительна процедура сбора документов, да и не привык наш человек защищать свои права в суде, его сутягой выставят даже знакомые, не поймут. И я вспоминаю о том, как сама целый год добивалась справедливости в нашем суде, на День журналиста меня поздравили с выигранным процессом, а когда через месяц решение вступило в силу, из него исчезло одно словечко — и победа превратилась в пшик.

А вот заинтересованные поставщики услуг регулярно обращаются с исковыми заявлениями в суд и, как правило, получают с нас стопроцентную оплату плюс возмещение судебных издержек. Они-то решением городского совета депутатов от них освобождены. Через руки судьи Н.Ибадовой с начала года прошло около десятка таких дел, и по большинству из них производство прекращено — ответчик добровольно возместил указанную сумму. Четверо все же довели до суда, но никто не жаловался на то, что «в действительности все обстоит не так, как на самом деле» (Ежи Лец).

«Вы же не ходите грязные да вшивые! — съязвили мне как-то в водоканале (тогда еще ПУ ВКХ). — Берете воду у соседей?» Что было истинной правдой…

Вспоминаю триумфальную поездку экс-премьера, тогда кандидата в президенты Януковича по шахтерским городам и поселкам. Ровенчане забросали его цветами за обещание напоить Донбасс отличной водой. Не напоил, да и никто этого делать, как видно, пока не собирается. Есть желающие очищать для этой цели шахтные воды, использовать местные источники, бурить скважины и устраивать бюветы по типу киевских. Одна задействована в микрорайоне, и вереница водоносов, как в доисторические времена, уже торит к ней тропу. О качестве воды ничего неизвестно, главное — не ржавая.

А хочется большего: санитарно-гигиенического мониторинга, например. Чтобы проснуться однажды и узнать, что страна через определенные институции наладила систему наблюдения, анализа, оценки и прогноза состояния моего здоровья в зависимости от среды моего же обитания. И она спешит выявить причинно-следственные связи между ними, чтобы я долго жила и плодотворно трудилась.

Ну, не смешно?