UA / RU
Поддержать ZN.ua

И У БЮДЖЕТА ЕСТЬ… АППЕНДИКС?

Власть не решает проблем, она финансирует их. Рональд Рейган Несмотря на принятые в последние два ...

Автор: Владимир Овдин

Власть не решает проблем, она финансирует их.

Рональд Рейган

Несмотря на принятые в последние два года многочисленные решения, цель которых — поднять здравоохранение Украины, положение дел в отрасли остается критическим.

За последние десять лет показатель смертности на Днепропетровщине увеличился на 25%, рождаемость снизилась на 36%. В сельских районах этот разрыв намного больше. Например, в Петриковском районе смертность в 2001 году превысила рождаемость в три раза, в Павлоградском — в 2,9. В прошлом году, в связи с передачей финансирования сельского здравоохранения местным органам самоуправления, ситуация стала еще хуже.

Разработчики Бюджетного кодекса, конечно, руководствовались здравой логикой — расширить полномочия сельских советов. Но для этого в местных бюджетах должны быть средства. А откуда им взяться, если большинство новообразованных агроформирований по уши в долгах? Как следствие, сегодня в сельских районах, в отличие от городов Днепропетровской области, не финансируются в полном объеме зарплата медперсонала и расходы на медикаменты. Более того, многие председатели сельсоветов считают участковые больницы и фельдшерско-акушерские пункты своеобразными «аппендиксами» со всеми вытекающими из этого последствиями.

— Формула, по которой ведется сейчас расчет расходов на здравоохранение (на одного жителя приходится 72,3 грн.) с учетом последних решений о повышении оплаты труда медиков, не дает возможности обеспечить саму зарплату, — говорит председатель профкома Межевской ЦРБ Елена Михайлова. — Не говоря уже о компенсациях, предусмотренных законом. На просьбы профсоюза найти средства, в частности, на выплату медикам коммунальных, местные руководители отвечают предложением о сокращении кадров. И это при том, что в районе не хватает 160 ставок медработников, 20 из 55 работающих у нас врачей перешагнули шестидесятилетний возраст, а двенадцать близки к нему.

Около 80 процентов автомобилей скорой медицинской помощи на селе эксплуатируются по восемь-десять лет, треть из них технически неисправны. Более того, чтобы вызвать неотложку, родные больного должны, по меньшей мере, гарантировать оплату бензина! Около половины фельдшерско-акушерских пунктов области (а в некоторых районах почти все) не имеют телефонов. 70% участковых больниц, амбулаторий и вышеупомянутых ФАПов располагаются в зданиях, не соответствующих санитарным требованиям. Медицинское оборудование давно устарело и практически не обновляется. Да и работать с ним практически некому. Ведь обеспеченность медицинскими кадрами в сельских районах на 43 процента ниже, чем в городах области. 70% медперсонала — пенсионеры. Еще несколько лет, и положение станет буквально аховым. Что говорить, если во многих амбулаториях и ФАПах уже сейчас средством от всех болезней служат только йод и зеленка?..

Главная причина упадка здравоохранения в области, по мнению врачей и профсоюзных лидеров, — неоправданное сокращение доли затрат на охрану здоровья в структуре ВВП, финансирование лечебных учреждений по остаточному принципу, которое из года в год составляет около 40 процентов от необходимого. Но если в среднем по Украине в нынешнем году на лечение одного жителя выделялось 133 гривни, то в Днепропетровской области — только 76. Львиная доля бюджетных отчислений на здравоохранение — от 50 до 70% — уходит на выплату зарплат. Еще 20% — на коммунальные услуги. Понятно, что средств на приобретение перевязочных материалов, не говоря уже о лекарствах, хронически не хватает.

Даже в самой благополучной областной клинической больнице имени Мечникова на 1258 койко-мест ежедневно выделяется около 9 тысяч гривен. Этих денег хватает лишь на лечение двух-трех тяжелых больных в реанимации. Поэтому принятое Конституционным судом в июне 2002 года решение о неправомочности оплаты за медицинскую помощь в коммунальных и государственных медицинских учреждениях никто выполнять не собирается — всевозможные фонды не только не исчезли, но и продолжают множиться.

— Да, взяточничество существует, — не отрицает начальник областного управления здравоохранения Роман Василишин. — Я уволил шесть человек, привлек к административной ответственности пятьдесят. Выгоню еще сорок, но это ничего не изменит. Надо на государственном уровне признать, что в стране бесплатной системы здравоохранения уже нет.

А пока во многих больницах Днепропетровска на одного хирургического больного выделяется полторы гривни в сутки при необходимых пятидесяти. Те же расчеты предусматривают две гривни на медикаменты, фактически же выделяется не более пятидесяти копеек.

В качестве альтернативы Роман Иосифович предлагает больничные кассы. Эксперимент по их внедрению ныне проводится в Марганце, где, покупая страховой полис за 8 гривен, житель может лечиться бесплатно. Правда, Роман Василишин о результатах этого пилотного проекта сообщил скупо: есть и положительные, и отрицательные моменты.

Между тем, за редким исключением, практически развалены ведомственные медсанчасти и здравпункты на крупных промышленных предприятиях. Из цехов бывшего флагмана трубной промышленности — Никопольского Южнотрубного завода — образовались несколько десятков акционерных обществ и дочерних предприятий. Все они дружно отказались от долевого содержания медсанчасти, рассчитанной на 650 посещений в смену. Из 14 цеховых поликлиник предприятий Криворожского района в «живых» остались четыре. Закрыта половина профилакториев криворожских горно-обогатительных комбинатов. В целом по области их стало на треть меньше.

На этом фоне на Днепропетровщине ежедневно выявляется 10—15 новых случаев заболевания туберкулезом, а общее количество больных перевалило за 50 тысяч. Впрочем, Роман Василишин утверждает, что пациенты областного тубдиспансера полностью обеспечены медикаментами и питанием на 9 гривен в сутки. Но даже относительное финансовое благополучие проблемы не решает. Около 80% туберкулезников — бомжи, бывшие осужденные и наркоманы, всячески, по мнению начальника облздрава, уклоняются от лечения. На что генеральный директор ПО «Южмаш» Юрий Алексеев предложил директорскому корпусу «скинуться» и построить гигантский тубдиспансер. И свезти туда всех туббольных принудительно до полного излечения…

Интересно, кто будет их лечить, если фтизиатров хронически не хватает? Ну не хотят молодые специалисты за 260 гривен подвергать себя опасности. Есть, правда, предложение днепропетровских властей, направленное еще полгода назад в Кабмин, увеличить зарплату врачам-фтизиатрам на 100 процентов. Киев пока молчит.

Промолчал на совете социального партнерства и представитель Союза промышленников и предпринимателей области, вскользь обмолвившись о «многих примерах нетрадиционного финансирования медицины». Более реальным профсоюзным медикам кажется создание Национальной программы развития здравоохранения. Что же касается страховой медицины, то после принятия соответствующих законов ее надо вводить поэтапно. Разумеется, при условии непрерывного роста зарплаты и соответствия ее прожиточному минимуму. Увы, ни того, ни другого пока не предвидится.