Учиться читать совершенно ни к чему, когда мясо и так пахнет за версту.
М.Булгаков,
«Собачье сердце»
Вот и полугодие истекло. Нет сомнения: на коллегии Минздрава, которая должна состояться на следующей неделе, министр здравоохранения не преминет возможности в очередной раз заявить о достижениях на поприще охраны здоровья. В то же время, несмотря на увеличение бюджетного финансирования отрасли, положение в здравоохранении, по мнению авторитетных специалистов, катастрофическое (медики определяют его как коматозное). Централизация средств и распределение бюджетных ассигнований «по программам и централизованным мероприятиям МЗ» не привели к обещанному улучшению обеспечения больниц медикаментами и необходимыми материалами. При отсутствии надлежащего контроля средства имеют обыкновение «уходить в песок». Дыры лечебных учреждений не залатать из года в год увеличивающимся количеством законов, постановлений и других нормативно-правовых актов, продуцируемых в недрах Минздрава. От того, что их вышло в 2001 году аж 137 (тогда как в предыдущем — 104), больному лучше не станет. Как, впрочем, и медику, вынужденному оказывать помощь пациентам в унизительных условиях. Реформа здравоохранения, двигавшаяся, пусть и со скрипом, в предыдущие годы, застопорилась. Многострадальный проект закона об общеобязательном государственном социальном медицинском страховании увяз в нестыковках и доработках. (Кстати, у специалистов есть немало претензий и замечаний к законопроекту, рассмотренному во втором чтении ВР предыдущего созыва, однако это отдельная тема.) А ведь время идет, закон, даже если он будет принят в ближайшее время, сам по себе не заработает, его еще нужно дополнить добрыми двумя десятками подзаконных актов, чтобы постепенно можно было ввести в действие модель обязательного социального медицинского страхования. Однако у министра, по всей видимости, руки не доходят до страховой медицины. Ему бы с той, что имеется, разобраться…
О реальном (не мнимом) положении дел в здравоохранении, в том числе об «объективности» медицинской статистики, «ЗН» писало достаточно много. В данной публикации хотелось бы обратить внимание на отдельные факты и тенденции, которые вызывают серьезную обеспокоенность в кругах специалистов, не равнодушных к судьбе отечественного здравоохранения. Не нами замечено: руководство Минздрава изо всех сил старается избавиться от всего того, что способно причинить ему лишнюю головную боль. Одним из первых «реформаторских» шагов министра В.Москаленко был приказ о передаче Академии медицинских наук более десяти подведомственных НИИ. Якобы с целью повышения эффективности научных исследований. Затем под «крышу» академии были переведены и другие минздравовские институты. Естественно, вместе с бюджетным финансированием. О том, насколько после этого повысилась эффективность медицинской науки, лучше судить научной общественности. О бедности и немощности этой отрасли, по сути занимающейся «популяризацией и внедрением западных достижений», на страницах одного медицинского издания недавно откровенно высказался патриарх отечественной хирургии академик Н.Амосов. В результате такого решения В.Москаленко из Минздрава произошла вынужденная «утечка мозгов»: лучшие научные силы перешли в Академию меднаук. Пожалуй, единственная громкая «научная» разработка последнего времени, инициированная Минздравом, — система показателей рейтинговой оценки (СПРО), которая сегодня вызывает колючие реплики в научных медицинских кругах.
Еще один весомый «балласт», от которого пытается избавиться Минздрав, вернее, министр здравоохранения, — санаторно-курортный комплекс. Следует отметить, что в последние годы Министерство здравоохранения потеряло более 2500 санаторных мест для больных туберкулезом. (Об угрожающей ситуации с распространением туберкулеза в Украине красноречиво говорит представленная таблица.) Чуть ли не каждый министр (а их на поприще здравоохранения за последнее десятилетие сменилось столько, что с ходу и не перечесть) считал за честь подарить кому-то один-два санатория. Таким путем МЗ лишился санаториев «Голубой залив», «Приморье», им. Семашко, им. Дзержинского и др. Уникальный санаторий «Горное солнце», расположенный на берегу Черного моря (единственное лечебно-оздоровительное учреждение для совместного пребывания родителей и детей), сдан в аренду сроком на 10 лет. Кстати, министр решил его судьбу единолично, подписав договор об аренде без согласия специальной комиссии МЗ, что, вполне понятно, вызвало различные кривотолки в кулуарах ведомства. Сегодня денежные люди положили глаз на Симеиз, где находятся два противотуберкулезных санатория (для взрослых и подростковый). Фактически идет систематическое, бесконтрольное и безнаказанное разбазаривание государственной собственности. Схема, позволяющая обойти Закон Украины «О курортах», запрещающий приватизацию специализированных санаторно-курортных учреждений, проста до неприличия. Учреждение сдается (берется) в аренду на 5, 10 и более лет. Арендатор делает его реконструкцию, вкладывая в это сумму, которая во много раз превышает оценочную стоимость комплекса при его сдаче в аренду. Понятно, что, даже пожелав по истечении срока аренды вернуть санаторий обратно, медицинское ведомство не в состоянии будет компенсировать вложенные в реконструкцию средства. Поэтому указание сроков аренды — сущая формальность, фактически собственность уходит в чьи-то руки безвозвратно.
В соответствии с Законом Украины «О курортах» Кабинет министров (постановление от 06.05.2001 г. №425) создал в составе Минздрава Государственный департамент по вопросам деятельности курортов. Этим самым предполагалось, в частности, покончить с порочной практикой, ведущей к разрушению и ликвидации когда-то четко отлаженной системы санаторно-курортной помощи. Руководству МЗ вменялось в обязанность в месячный срок организовать работу нового органа государственного управления. Однако и до сегодняшнего дня департамент по курортам фактически не функционирует, начальник и бухгалтер — вот и весь штат. Почему руководство Минздрава так пассивно отнеслось к этой проблеме — остается только гадать.
Учитывая сложившуюся ситуацию, в конце апреля с. г. вопрос о делах санаторно-курортных был вынесен на обсуждение правительственного комитета по социальному, научно-техническому и гуманитарному развитию. Тогда же было принято решение о передаче департамента по вопросам деятельности курортов под «крышу» другой, более активной структуры — Государственной туристической администрации. Со всем оставшимся санаторно-курортным хозяйством. Несомненно, такая идея — совмещать приятное (путешествие) с полезным (оздоровление) — имеет право на жизнь. Но на курорт или в санаторий ездят не только отдыхать, но и лечиться. Тем более это касается специализированных санаториев (для туберкулезных больных, детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и другими серьезными заболеваниями), которые являются учреждениями охраны здоровья. Можно ли быть уверенным в том, что переподчинение системы санаторной службы Минздрава Гостуризму не приведет к ее полному разрушению?
Один из примеров отношения руководства медицинского ведомства к санаторно-лечебным делам. Несколько дней назад в санатории «Старый Крым» (для больных с открытой формой туберкулеза) отключили электричество. За неуплату. Находящиеся на санаторно-курортном лечении 200 человек остались отрезанными не просто от цивилизации — нет возможности проводить необходимые медицинские процедуры, даже готовить пищу. Министр отреагировал невозмутимо: «Нет денег». Хотя, казалось бы, в данной ситуации реакция руководителя такого ранга должна быть иной, чем у главбуха или завфинотделом.
С 1995 года в Украине бушует эпидемия туберкулеза. Предпринимаемые Министерством здравоохранения меры пока не привели к ожидаемому результату. Наступление агрессивных полчищ палочки Коха на обессиленное население продолжается (см. таблицу). В последнее время приняты: государственная программа по борьбе с туберкулезом, специальный закон, два указа Президента, постановления Кабмина, приказы МЗ. Но закономерен вопрос, чем это подкреплено реально? Под программу борьбы с туберкулезом на нынешний год запланировано 100885 тыс. грн. Из них 60351 тыс. грн. — на обеспечение туберкулезных больных медикаментами. Все закупки осуществляются централизованно. Затем Минздрав распределяет лекарства по тубдиспансерам. Некоторые главврачи диспансеров рассказывают: медпрепараты поставляются в мешках; откуда они, какова их активность, стоимость — неизвестно. Туберкулезным санаториям медикаменты не выделены вообще — то ли о них забыли при дележке, то ли просто обошли. И теперь больные должны ехать в санаторий со своими лекарствами.
По едкому замечанию медиков, сегодня Минздрав напоминает базар — покупают, распределяют, продают. Ни о каких реформах в отрасли речь не идет. Руководству ими заниматься некогда. Реформа, краеугольным камнем которой должен стать переход на бюджетно-страховую медицину, отодвинута на задний план. Министр всецело увлечен политикой централизации. Сегодня обеспечение здравоохранения осуществляется в централизованном порядке, начиная от средств по борьбе с эпидемиями и заканчивая медицинским оборудованием, автомобилями «скорой помощи». Можно ли при таком раскладе учесть потребности каждого отдельно взятого лечебного учреждения? Министр заявляет, что благодаря централизованным закупкам эффективнее расходуются бюджетные средства. Теоретически такое возможно. А вот что касается практики… Злые языки судачат разное, однако обратимся к документальным фактам.
Недавно специалисты Счетной палаты Украины провели проверку использования бюджетных средств, выделенных Минздраву на приобретение медицинского оборудования в 2000 и 2001 годах. Результаты этой проверки были рассмотрены на коллегии Счетной палаты. Итак, цитируем: «…Перевірка показала, що використання коштів… здійснювалось з порушенням чинного законодавства, за відсутності контролю з боку відповідних служб та, в багатьох випадках, грунтувалось на недосконалому організаційному забезпеченні, що призвело до неефективного, нецільового та незаконного використання коштів державного бюджету. Протягом останніх років у Міністерстві охорони здоров’я України склалася негативна тенденція до зростання порушень і зловживань у сфері використання коштів державного бюджету України, причому ці порушення носять системний характер.
Відсутність системи прогнозування та розподілу закупленого обладнання та незабезпечення дієвого контролю за використанням бюджетних коштів міністром охорони здоров’я В. Москаленком, який, відповідно до п. 9 Положення про Міністерство охорони здоров’я України, затвердженого Указом Президента України від 24.07.2000 №918/2000, несе персональну відповідальність перед Президентом України та Кабінетом міністрів України за реалізацію державної політики та стан справ у сфері охорони здоров’я, призвело до неефективного, нецільового та незаконного використання коштів державного бюджету України.
В цілому перевіркою встановлено факти незаконного використання коштів державного бюджету України у сумі 17438,8 тис. грн., неефективного у сумі 18955,2 тис. грн. та нецільового використання у сумі 623,9 тис. грн. В загальній сумі з порушенням чинного законодавства та неефективно використано… 113800,2 тис. грн. або 54,4 відс. до загальної суми бюджетних призначень на 2000 та 2001 роки».
Выявлен и ряд других нарушений финансовой дисциплины. В частности, Академией медицинских наук «здійснено відволікання коштів державного бюджету у дебіторську заборгованість. Фактично здійснена бюджетна позика структурам різної форми власності, терміном від двох до шести місяців, що призвело до неефективного використання державних коштів на загальну суму 12445,4 тис. грн.»
Есть еще один любопытный документ, который уместно будет привести в данном контексте. В конце февраля с. г. на имя премьер-министра было направлено письмо за подписями министра здравоохранения и президента Академии медицинских наук с просьбой рассмотреть одно интересное «предложение АМН Украины и МЗ Украины». Заключалось оно в том, чтобы передать в состав АМН еще два института — Украинский НИИ медицинской реабилитации и курортологии (г.Одесса) и Украинский НИИ детской курортологии и физиотерапии (г. Евпатория), а также санаторий «Днепр» Государственного лечебно-оздоровительного управления (бывшего 4-го управления). На этих трех «китах» предполагалось создать «единую целостную структуру — научно-практическое объединение». Был подготовлен и проект соответствующего распоряжения Кабмина. Но возникли вопросы… Проект отклонили. Следует полагать, не только по причине неточности формулировок.
После всего изложенного, наверное, даже у неисправимого скептика не останется сомнения относительно «реформаторских» намерений министра здравоохранения. Ну и пусть говорят, что бумажный вал законов-указов-постановлений-распоряжений никоим образом не повлиял на улучшение охраны здоровья. Пусть ехидствуют, мол, пора переименовать МЗ в министерство по борьбе со здравоохранением. Пусть злорадствуют: зачем «туберкулезный» департамент и управление медицинского страхования, если есть «совсекретное» тендерное управление? Пусть завидуют: слыхали? Москаленко уже доктор наук и готовится в членкоры Академии меднаук! Это ж за какие научные достижения? Пусть… Главное — сделано. А реформа может подождать.