UA / RU
Поддержать ZN.ua

ХОЖДЕНИЕ ПО ДИАГНОСТИКАМ

Сравнительно недавно врач в одном лице являлся и диагностом, и инструментом для диагностики. Поль...

Автор: Валентина Гаташ

Сравнительно недавно врач в одном лице являлся и диагностом, и инструментом для диагностики. Пользуясь только своими знаниями, опытом и интуицией, он выносил вердикт, с которого начиналась борьба за здоровье, а зачастую и жизнь человека.

С развитием науки на помощь медикам стали приходить инструментальные методы диагностики, превратившие дуэт «больной—врач» в трио «больной—диагностическое оборудование—врач». Без кардиограммы или рентгеновского снимка трудно и представить себе нынешнюю поликлинику или больницу. Существуют также эндоскопия, УЗИ, термография, томография, исследования по методу Накатани и Фолля и другие диагностические методы, многие из которых являются для нас, потенциальных пациентов, новинкой. Что они из себя представляют, какую информацию о состоянии человека дают и какова степень их достоверности?

В этой статье речь пойдет о методах Йоши Накатани и Рейнгальда Фолля, которые вызывают сейчас большой интерес и не менее большой разброс мнений. По словам их приверженцев, эти методы обладают возможностью дать полный диагностический портрет человека.

Диагнозы бывают разные

На что жалуетесь? С этого знакомого всем вопроса врача и начинается постановка диагноза. Он собирает анамнез заболевания и анамнез жизни пациента, осматривает его, вносит в карточку предполагаемый диагноз или группу диагнозов и направляет на дальнейшее обследование, которое должно доказать, уточнить или опровергнуть первичное заключение. Подтвержденный диагноз называется уже клиническим, и за правильность его постановки врач несет ответственность. Впрочем, окончательным считается вердикт патологоанатома, хотя и он может написать, что диагноз не ясен.

Сам термин «диагноз» происходит от греческого слова «распознавание» и трактуется как определение существа и особенностей болезни на основе всестороннего исследования человека в момент его обращения к врачу. Достоверность заключения может быть разной, что определяется как сущностью самого заболевания, так и квалификацией врача и возможностями инструментальной диагностики.

Нужно заметить: во многих странах Запада практикуется иной тип постановки диагноза — пациент сначала проходит компьютерные и инструментальные виды диагностики, а уж потом со всеми полученными данными идет на прием к врачу. Сейчас, при нашем уровне жизни и здравоохранения, нет смысла дискутировать, какой подход лучше — к западному типу диагностики мы просто не готовы. Как бы то ни было, наши врачи определяются в необходимости того или иного обследования обычно после осмотра и в том объеме, который нашей медицине доступен. А больной потом выбирает то, что ему финансово доступно.

Диагностика — динамичная структура. Такие названия недугов, как «чахотка» или «горячка», знакомы нам только по художественной литературе. Нынче медики опираются на международную классификацию заболеваний, которая периодически пересматривается и уточняется на форумах специалистов. Так, классификация последнего пересмотра содержит восемь с половиной тысяч диагнозов. Но из этого широкого спектра на практике употребляется лишь небольшая часть. Как говорят сами медики, «редкие болезни редки, а частые — часты». Если судить по медицинской статистике, то в Украине «ходовыми» являются не более четырех сотен диагнозов. Хотя бывает, конечно, что врач предположит, а затем и подтвердит какой-то редкий синдром.

Что делать, если вы не согласны с выводом, к которому пришел ваш лечащий врач, или диагноз не ясен? Варианты могут быть самые разные: еще раз пройти обследование, обратиться к другому специалисту, в другое медицинское учреждение, испытать на себе нетрадиционные виды диагностического обследования, которые еще не вошли в широкую медицинскую практику. Например, диагностику по Фоллю и Накатани.

Восток — дело тонкое

Основные виды инструментальной диагностики в учебных планах медицинских вузов представлены как в рамках тех или иных предметов, так и в виде отдельных курсов. Скажем, «Лучевая диагностика и терапия». Методов Накатани и Фолля в программе нет, хотя ими уже пользуются в практике как государственных, так и коммерческих медицинских учреждений.

Чтобы получить представление о предмете, я решила для начала сама пройти диагностирование по Накатани, тем более что докторов не посещала уже несколько лет. Врач коммерческой поликлиники усадила меня на стул, запустила компьютерную программу, дала в руки латунный цилиндрический электрод, а сама стала другим электродом — специальным щупом — прикасаться к различным точкам на руках и на ногах. Когда измерения, занявшие около десяти минут, окончились, врач изучила появившуюся на экране картинку и сообщила: «У вас чрезвычайно низкий показатель энергетики организма в целом. Но при такой низкой общей энергетике показатели отдельных меридианов не могут считаться вполне достоверными. Поэтому могу только предположить наличие хронического гастрита, вегетососудистой дистонии и разбалансировку желчевыводящих путей. Попейте травки, поливитамины, отдохните, выспитесь и приходите через неделю-другую еще раз, тогда посмотрим, временное это для вас состояние или нет». Признаюсь, это было достаточно неожиданно — и заключение не походило на обычный диагноз врача, и чувствовала я себя вполне нормально…

На мой вопрос, а что значит «низкая энергетика», врач ответила: в данный момент органы и системы находятся в застое, работают с минимальным напряжением. Если организм подвергнуть какой- либо нагрузке, например работе в ночную смену, то я, скорее всего, не выдержу и заболею. Такое состояние может быть временным, как следствие стресса или усталости. В этом случае необходимы положительные эмоции, легкая физкультура, поливитамины, прогулки на природе. Нужно также научиться защищаться от стрессов и сбрасывать эмоциональное напряжение, можно «подтянуть» энергетику с помощью рефлексотерапии. Но низкая энергетика может быть и постоянной, что сигнализирует о наличии серьезного хронического заболевания. В этом случае нужно пройти специальное обследование.

Спустя несколько дней, собравшись с духом, я отправилась диагностироваться в другую коммерческую фирму, теперь по Фоллю. Там меня попросили снять металлические украшения и часы, поместить стопы и ладони на латунные пластины, такие же пластины прикрепили ко лбу. Потом дали в руки электрод и нажимали кончиком электрощупа на биологически активные точки на пальцах рук. Длился этот сеанс уже дольше, на мониторе изображение женского силуэта с разноцветными органами сменялось более детальными рисунками, взвивались и опадали кривые. Выявленная патология, в зависимости от ее характера и степени выраженности, раскрашивалась на картинках разным цветом. Параллельно та же информация высвечивалась в словесном виде.

В результате диагност сообщил: аппаратура показала наличие шейного и поясничного остеохондроза, а остальные системы организма, как и состояние иммунной реактивности, находятся в пределах возрастной нормы. Питание он нашел адекватным. Самым любопытным было тестирование на совместимость моего организма с различными веществами. Прямо мне на руку врач по очереди клал различные предметы или лекарства, снимал показания с точек и сообщал результаты измерений. По его словам, мои любимые золотые сережки «стабилизировали энергетику», а вот нелюбимые часы с металлическим браслетом «тянули ее вниз». Что касается лекарств от головной боли, то привычный парацетомол был забракован, а вот анальгин получил одобрение.

В конце мне вручили письменное заключение о состоянии всех органов и систем моего организма для предъявления лечащему врачу, хотя и предупредили: на основании одного сеанса окончательного заключения делать нельзя. Для подтверждения обнаруженной патологии нужно обратиться к специалисту, поскольку Фолль дает возможность лишь сориентироваться в состоянии организма и его отдельных органов. Впрочем, наш участковый врач отказался даже взглянуть на это заключение, заявив, что он не оперирует такими понятиями, как «энергия». А на вопрос, какому же из заключений мне верить, спокойно заявил: «Какое нравится, такому и верьте».

И в каждой капле — океан…

— Диагностические методы Накатани и Фолля базируются на принципах древней восточной медицины, — рассказывает Виктор Георгиевич Иванов, профессор Харьковской инженерно- педагогической академии, известный в СНГ разработчик рефлексодиагностических систем. — Она рассматривает организм человека как цельную биофизическую структуру, объединяющуюся системой расположенных на коже невидимых энергетических меридианов сложной конфигурации, своего рода электрическими проводниками. На каждом из этих меридианов находятся особые биологически активные точки, связанные с входящими в меридиан органами.

По состоянию этих репрезентативных точек можно определить состояние всего организма. А «говорить» с ними нужно на языке физики, поскольку они обладают определенными физическими параметрами, например электрокожным сопротивлением, температурой или емкостью. Причем в зависимости от состояния организма эти значения будут различными. Именно данное свойство и побудило ученых искать взаимосвязи между состоянием всех органов и систем организма и физическими параметрами представляющих их точек.

Наиболее широкое распространение получили методы электропунктурной рефлексодиагностики, основанные на измерении электрического сопротивления биологически активных точек, в частности методы Й. Накатани и Р. Фолля.

Японский врач Й. Накатани начал разрабатывать свой метод еще в пятидесятых годах. На основании массива статистических данных он определил, какие значения электропроводности кожи свидетельствуют о нормальном состоянии каждого из меридианов, а какие — о патологическом. И на этой основе сформировал границы так называемого физиологического коридора нормы. Если результаты измерений лежат в его пределах, то меридианы, а значит, и представленные ими органы работают нормально. Если они выше — это свидетельствует об избыточности меридиана, если ниже, то о его недостаточности. Отклонения в ту и другую сторону свидетельствуют о нарушениях функций организма.

Таким образом можно определить энергетический статус организма в целом и каждого из меридианов отдельно. А уж дело врача-диагноста установить по этим данным, здоров человек или нет и в каком именно органе или системе таится патология.

Немецкий ученый Р. Фолль предложил другую, более сложную систему измерения и с другими измерительными параметрами, хотя она тоже основана на феномене электрического сопротивления кожи. (Статистику, как говорят, Фолль набирал на военнопленных фашистских концлагерей и поэтому впоследствии по этическим соображениям даже не приглашался на конференции, посвященные исследованию его же собственного метода.) Он утверждал, что о состоянии каждой акупунктурной точки, а значит, о состоянии соответствующего органа, лучше всего свидетельствует результат взаимодействия измерительного и ее собственного «биологического» тока, то есть ответная реакция организма на раздражитель. Причем, если экспресс-диагностика Накатани позволяет ответить, какой именно орган не в норме, то Фолль может уточнить, что именно в нем не так. «Посмотреть», например, не просто сердце, а «пройтись» подробно по всем клапанам, мышцам, сосудам. И последнее, пожалуй, самое характерное отличие методики Фолля — с ее помощью, как утверждается, можно осуществлять индивидуальный подбор лекарств, пищевых средств, металлов, драгоценных камней и т.д.

Однако на пути к воплощению на практике достаточно прозрачных идей Накатани и Фолля существует немало трудностей, которые и сказались, по-видимому, на противоречивых результатах обследования состояния моего собственного здоровья.

И дело не только в неясности самой концепции энергетических меридианов, традиционной для восточной медицины. Не наработана также признанная наукой статистика. Мешают чисто измерительные шумы и помехи. К тому же организм — это очень чуткая система, реагирующая изменением электрического сопротивления кожи на множество случайных как внутренних, так и внешних раздражителей — от приема пищи или алкоголя до стрессовой ситуации. Нельзя не упомянуть и известный медикам факт: индивидуальная физиологическая норма может в значительной степени отличаться от среднестатистической.

В результате достоверность современных рефлексодиагностических систем Виктор Георгиевич оценивает примерно в восемьдесят процентов. Плюс-минус «человеческий фактор» — квалификация самого врача, а хороших диагностов по Фоллю и Накатани, по словам профессора Иванова, в Харькове можно пересчитать по пальцам. Но несмотря на все эти издержки, в желающих проверить состояние своего здоровья с помощью таких методов недостатка нет. В основном это больные, которые сомневаются в правильности поставленного им ранее диагноза, или же те, которым назначенное лечение, увы, не помогает. Хотя во время своих «хождений по диагностикам» беседовала я и с людьми, которые не жалуются на свое здоровье, а пришли провериться на всякий случай, вместо диспансеризации.

Конечно, неинвазивные рефлексодиагностические методы соблазняют уникальной возможностью быстро получить целостный диагностический портрет пациента во взаимосвязи всех его органов и систем. Это, наверное, главная причина все более широкого их распространения, в том числе в Харькове. Правда, речь идет в основном о коммерческих медицинских центрах, хотя несколько аппаратов успешно используется и в государственных медицинских учреждениях, например в Научно-исследовательском институте ортопедии и травматологии и восьмой поликлинике. Как сказали практикующие здесь специалисты, эти методы нельзя считать «диагностической панацеей». Но с определенными ограничениями и в сочетании с другими методами обследования они являются хорошими помощниками как при установке диагноза, так и отслеживании результатов лечебного воздействия.

Диагностика и лечение должны быть едины!

Полковник в отставке, профессор Инженерно-педагогической академии Виктор Иванов начал заниматься диагностическими медицинскими системами еще будучи военным. Его первые работы были опубликованы в закрытых информационных сборниках Министерства обороны СССР.

В семидесятых-восьмидесятых годах эти системы использовались для проверки готовности личного состава Ракетных войск к боевому дежурству, а моряков-подводников — к выходу в море. Исследовалось также состояние водителей Харьковского метрополитена и рабочих харьковского завода «Электротяжмаш», белгородского «Сокола» и киевского ПО «Реле и автоматики», выполнявших заказы ВПК. В конце восьмидесятых в Харькове планировали даже образовать специальный научно- исследовательский центр под руководством Виктора Георгиевича, но этим планам помешал распад Советского Союза. Ныне Иванов читает в академии студентам курс под названием «Оценка функционального состояния в экстремальных ситуациях».

— Оценить состояние пациента — это еще не все, нужно сразу же помочь человеку, — говорит Иванов. — Есть целый спектр так называемых сигналов-стимулов, которыми можно регулировать состояние организма, повышая или тормозя его энергетику. Сейчас в содружестве с институтом лазерной биологии и медицины при Харьковском национальном университете мы работаем над созданием целого комплекса под названием «Кабинет врача». С одной стороны, в него должен войти диагностический комбайн, включающий аппаратуру для определения биологического возраста по методу Шахбазова, иридодиагностику, кардиодиагностику, Фолля и Накатани. А с другой — набор терапевтических кабинок для воздействия разнообразными терапевтическими сигналами-стимулами — от электропунктуры и криотерапии до лазера и МРТ.

…Идеал, к которому стремятся рефлексодиагносты, — полный и точный диагностический «паспорт» человека, который хранился бы как в медицинском учреждении в памяти компьютера, так и на личной дискете пациента, пополняясь новыми данными при каждом посещении врача. Сейчас в мире существует уже несколько десятков видов рефлексодиагностических и терапевтических систем по Фоллю и Накатани, в том числе производства США, Японии, Китая, России, Германии. Что ж, время покажет, сможет ли этот идеал воплотиться в жизнь.