UA / RU
Поддержать ZN.ua

ХОТИТЕ СТАТЬ ГЕНИЕМ

(«Новое русское слово») Прежде чем отвечать, подумайте хорошенько, поскольку быть гением - занятие хлопотное, нервное и чреватое всяческими неприятностями...

(«Новое русское слово»)

Прежде чем отвечать, подумайте хорошенько, поскольку быть гением - занятие хлопотное, нервное и чреватое всяческими неприятностями.

Московский профессор Эфроимсон, а до него американец Краузе собрали сотни фотографий и рисованных портретов великих и известных людей всех времен и народов. Неплохая коллекция - больше тысячи изображений! И стали измерять лбы. Так вот, у гениального композитора Бетховена был прямо-таки гигантский лоб. А также (если говорить о композиторах) у Чайковского, Шуберта, Даргомыжского. Гигантские лбы были у Гете, Канта, Дарвина, Пастера, Менделя, Шиллера, Сервантеса, Шекспира, Гейне, Ницше - и пусть кто-то скажет, что эти люди не были гениями! Правда, и Декарт кое-что сделал для человечества, а лоб у него был, мягко говоря, небольшого размера. Итак, померьте линейкой свой лоб, и если вы насчитаете не меньше 7-8 сантиметров, запишите очко в свой актив. Считайте, что вы на пути к гениальности.

Качество второе, значительно менее приятное, чем высоколобость, - это склонность к подагре. Для справки - подагриками были все Каролинги, султаны Османы, Медичи, Бэконы, династии потомков Вильгельма Молчаливого, Бернулли, Гете, Бах, Микеланджело... Список длинный. Но самое неприятное, что подагрой дело не ограничивается. Есть вещи похуже. Оказывается, у большинства гениев, кроме высокого лба и подагры, было повышенное содержание мочевой кислоты в плазме крови - болезнь эта называется гиперурекемия. Пожелать кому-то быть гением - это все равно, что пожелать ему заиметь по крайней мере две неприятные болезни. Подагра, конечно, облагораживает человека с высоким лбом.

Но последние научные исследования показывают однозначно: все гении и многие их предки обладали теми или иными психическими отклонениями. Специалисты называют эту особенность «психопатологическим феноменом». Нет ни одного гения, среди предков которого не оказалось бы хотя бы одного психопата или шизофреника. Более того: у самого гения всегда можно найти ту или иную психопатологию - от легкой формы до тяжелого душевного заболевания. Среди близких родственников гения с исключительным постоянством присутствуют душевнобольные люди.

Обычно больше всего убеждают примеры. Вот они.

Отец Наполеона был алкоголиком и имел патологические черты характера. Сам Наполеон всю жизнь страдал аффект-эпилепсией. А в конце жизни, естественно, стал подагриком.

Лев Николаевич Толстой. Линия отца изобилует душевнобольными личностями и психопатами. Сам великий писатель страдал истеро-эпилептическими приступами. Отец гениального поэта Лермонтова был выраженным психопатом из группы шизоидных. Черты характера самого Михаила Юрьевича вполне «укладываются» в шизоидную психопатию. Великий композитор Роберт Шуман имел весьма одаренного отца, а вот мать гения страдала психическими расстройствами. Что до личности самого Шумана, то достаточно сказать, что он покончил жизнь самоубийством. Великий писатель Федор Достоевский - пример и вовсе, можно сказать, классический. Отец его и все братья страдали алкоголизмом. Сестра Федора Михайловича была душевнобольной, а ее сын (племянник писателя) был и вовсе полным идиотом. Сам Достоевский, как известно, страдал эпилепсией. Перечисление можно продолжать долго - результат не изменится. Эфроимсон, впрочем, был вовсе не первым, кто исследовал связь гениальности и всяких психических патологий. Первым был другой гений - Ломброзо, описавший свои выводы в книге, которая так и называется «Гениальность и помешательство».