UA / RU
Поддержать ZN.ua

HAUTE COUTURE В МЕДИЦИНЕ

Выступая на февральском заседании коллегии Минздрава, Леонид Кучма констатировал, что «до сих пор...

Автор: Александр Березняк

Выступая на февральском заседании коллегии Минздрава, Леонид Кучма констатировал, что «до сих пор не разработаны стандарты качества медицинского обслуживания, не определено место ведомственной медицины в системе здравоохранения, не найдена четкая линия поведения в разгосударствлении ее объектов». Но раз этого не сделала официальная власть, указанные характеристики начали формироваться спонтанно.

Лакмусовая бумажка развитого государства

Судя по июльскому интервью «ЗН», министр здравоохранения Андрей Сердюк с судьбой ведомственной медицины лично определился: он - сторонник ее интеграции в единую сеть медучреждений отрасли. Это можно понимать и так, что в большинстве своем неплохо оснащенные ведомственные больницы и клиники предлагается растворить в массе государственных и полугосударственных структур, чей менеджмент остается до сего дня на уровне «реального социализма». Если это верно, то стандарты качества полутеневой медицины, примерно аналогичные «турецко-китайским услугам» вещевых рынков, окажутся внедренными и в ведомственные структуры.

Впрочем, такого рода руководящий менталитет отнюдь не случаен. Крушением прежнего строя мы обязаны не в последнюю очередь тому, что советская номенклатура своевременно не оценила историческую необходимость и неизбежность перехода к постиндустриальному обществу как обществу потребления. Построив социалистический вариант индустриального общества, его архитекторы начисто забыли о завете своего же классика: легко захватить власть, труднее ее удержать. Вот и сегодня вместо того, чтобы напрячь все силы для сохранения и овладения новыми высокими технологиями - этим становым хребтом всякого развитого постиндустриального государства, нас призывают вновь нырнуть в пучину народного жизнеобеспечения сплошными прокрустовыми койками.

Да, у значительной части населения средств на высококачественную платную медицину сегодня не хватает. Но почему нужно лишать права на это остальную часть, которая, несмотря на все переживаемые нами невзгоды, постоянно расширяется? Ведь декларируя свое стремление интегрироваться в евроструктуры, мы забываем, что пропуском в новый мир служат высокие стандарты качества во всех сферах жизни общества. Последние же сегодня означают в первую очередь индивидуализацию производимых товаров и услуг, чьим высшим проявлением является Haute couture домов Диора, Кардена, Версаче и др. Не минула чаша сия и медицину. Что мы и намерены показать на примере развития ведомственного медобъединения (МО) холдинговой компании «Киевгорстрой».

Илизаровщина

по-киевски

Прежде всего следует отметить, что термины «высокая мода» и «высокие технологии» созвучны не случайно. Например, и то, и другое требуют наличия высокого интеллектуального потенциала в обществе. Стало быть, должен пройти определенный исторический период, чтобы сложились школы моды и технологий. Именно такова школа самородка из казахского города Кургана Гавриила Илизарова, технология травмолечения которого успешно освоена в отделении ортопедии и травматологии МО, руководимом кандидатом медицинских наук Виталием Векличем. Однако последнему удалось добиться того, чего, пожалуй, не встретишь в мировой практике: здесь сосредоточены сразу шесть крупных направлений ортопедотравматологической деятельности: лечение детских и взрослых травм и заболеваний опорно-двигательного аппарата, костно-гнойная хирургия и онкология.

В отличие от традиционных методов оперативного лечения закрытых переломов костей (металлоостеосинтез с помощью металлических стержней или пластин с шурупами), у Веклича используется бескровная технология. Больные, как правило, на второй-третий день уже могут передвигаться, отсутствует опасность серьезных осложнений типа остеомиелита, сроки лечения минимальны, не нужна повторная операция через год-полтора для удаления металла. И хотя в Киеве да и в Украине знают об этом отделении, частично из-за амбициозности, частично из-за конкурентных соображений явных пациентов Веклича к нему сразу не направляют. И лишь после того, как негативные результаты приобретают острокризисную форму, больные оказываются на операционном столе МО «Киевгорстроя».

Вот недавний случай. Весной прошлого года девушка 23 лет, менеджер фирмы «Colgate» попала в аварию и получила сложный перелом плеча. В институте, куда она попала, не знали, что с ней делать, и, поскольку она была застрахована в здешнем американском медцентре, отправили на операцию в Швейцарию. Мало того, что это обошлось в $40 тыс., ей там повредили лучевой нерв и отправили нереабилитированную обратно в Киев. Когда появились сильные воспаление и боль, девушка, наконец, попала к доктору Векличу и была успешно прооперирована. И подобных фактов можно привести множество.

Когда я спросил доктора, сколько может стоить «вневедомственному» больному услуги его отделения, он ответил, что все зависит от патологии, сложности лечения и срока пребывания в стационаре. Если в Институте ортопедии подобные операции стоят не менее $1000, то в МО - не более $100. Правда, пребывание в институтском стационаре - бесплатное, но со своей марлей, медикаментами и прочей постсоциалистической атрибутикой. В стационаре же МО каждые сутки пребывания на всем готовом стоят 87 грн. (для сравнения: в частной клинике фирмы «Медиком» это обойдется в 220-250 грн.).

Семь раз проверь - один раз отрежь

Когда я знакомился с работой гастроэнтерологической службы МО, возглавляемой кандидатом медицинских наук Олегом Дынником, на ум сразу же пришел другой общий признак Haute couture и высоких технологий - комплексный подход к реализации своих возможностей. Но если в домах высокой моды, наряду с изготовлением одежды, налажено производство обуви, парфюмерии, печатных изданий, театральных костюмов и других аксессуаров, то в данном отделении налажен тесный тандем терапевт-хирург. И только то, что не поддается воздействию первого, отдается «под нож» второго.

Для реализации такого алгоритма действий сначала производится тщательная диагностика заболевания с помощью ультразвука, эндоскопии, зондирования или лабораторного микробиологического исследования. Для эндодиагностики недавно приобретен новейший комплекс всемирно известной японской фирмы «Олимпус», обеспечивающий минимальное травмирование пациента. Это позволяет устраивать врачебный консилиум, хранить изображения в компьютерной памяти и пересылать их при необходимости в другие медцентры. Немаловажна при этом и возможность для пациента и страхового фонда убедиться в точности диагноза с точки зрения оценки стоимости лечения болезни.

А вот зондовая рН-метрия позволяет количественно и качественно определять различные заболевания органов пищеварения (включая такое распространенное, как изжога) и, следовательно, индивидуализировать используемые лечебные препараты. Наконец, совместно с Институтом микробиологии и вирусологии НАНУ проводятся углубленные исследования дисбактериоза, состоящего в нарушении иммунной реактивности организма из-за неправильного питания, плохой воды и т.п. аномалий. Цель - найти наилучший способ вытеснения вредных бактерий из организма, т.е. излечить заболевания типа геликобактериоза (хронического гастрита), обычно развивающегося в язвенную болезнь. Убийство микроба резко уменьшает опасность рецидивов и часто полностью прекращает болезнетворный процесс. И хотя лидером данного направления является возглавляемый проф. Передерием из Национального медицинского университета противоязвенный центр при киевской больнице №22, где применяется дыхательный тест, описанный выше метод диагностики прошел трехлетнее успешное испытание при лечении работающих в крайне неблагоприятных условиях строителей. Теперь о нем знают многие и в МО идет сплошной поток таких больных.

Еще одно гастроэнтерологическое направление - медикаментозное удаление камней из желчного пузыря. И уж если ни один из описанных те-рапевтических методов не помогает, пациенты оказываются в умелых руках заведующего хирургическим отделением Александра Кисилева и профессора-хирурга из Национального медуниверситета Бориса Черпака.

Кроме того, в данном отделении оперируют опухолевидные заболевания толстой кишки и довольно часто - щитовидной железы. Широко занимаются здесь и восстановительной пластической хирургией - удаляют ангиомы, облагораживают женские бюсты с помощью специального отечественного геля, убирают жировые отложения путем вакуумной асперации. И если у Дынника койко-место обходится в сутки 60 грн. (с пятиразовым диетическим питанием), то у Кисилева - 90 (включая саму операцию). Можно, разумеется, получить и дополнительный сервис в виде одноместной палаты, телевизора, телефона. Но тогда придется доплатить 10-20%. А при определенных условиях наоборот - цена может быть снижена на 50%.

Ангиофилософ

за работой

Именно такое впечатление возникло у меня во время беседы с заведующим отделением сосудистой хирургии (ангиохирургии) Сергеем Лирником. Врач, по словам Сергея Виленовича, не лечит в прямом смысле, врач помогает больному справиться с болезнью. С этой точки зрения, хирургия - это терапия отчаяния. То есть, роль терапевта часто сводится к тому, чтобы плавно подготовить пациента к хирургическому вмешательству.

Именно таким образом здесь лечат заболевания артериальных, венозных и лимфатических сосудов нижних конечностей. В этой области г-н Лирник делит потенциальных пациентов на три категории: 1) «бабушек», т.е. тех, у кого налицо боли, язвы, отеки; 2) «мамаш», т.е. тех, кто испытывает психологическую травму от испорченного внешнего вида; 3) «внучек», т.е. тех, кто желает предупредить болезнь априори. Естественно, что каждая из категорий требует своего подхода, инструментария, лекарств.

В США из 600 тыс. больных, страдающих закупоркой глубоких вен, ежегодно погибают от отрыва тромба порядка 50 тыс. В остальном мире - весьма схожие пропорции. Основные причины данного заболевания - предрасположенность и занятие специфическим трудом (продавцы, стоматологи, парикмахеры, официанты, ткачихи, аграрии, строители и т.п.). Причем весьма интересна такая тенденция: язвами на ногах поражаются, как правило, представители белой популяции.

Практика свидетельствует, что рутинные, со столетней «бородой» операции по устранению варикозного расширения вен дают не очень хорошие результаты из-за разрушения стенок сосудов. То же самое происходит при лечении глубокого тромбофлебита. При этом материальный ущерб от перевода таких больных на инвалидность и раньше, и теперь огромен. А вот в МО применяется уникальная комплексная методика лечения тромбофлебитов, основанная на запатентованном приборе стимуляции кровотоков по глубоким венам. Последний позволяет в комплексе с лекарственными препаратами резко улучшить у значительной части больных соответствующие показатели и тем самым подготовить их к лечению хирургическими методами.

Еще здесь занимаются лечением рожистых воспалений нижних конечностей. Эта проблема опять-таки требует комплексного подхода, ибо находится на стыке «интересов» хирурга и инфекциониста. Поэтому в данном случае тандем налажен с микробиологической лабораторией Института инфекционных заболеваний. Цель сотрудничества - подобрать высокоточное оружие в виде антибиотика для конкретного микроба. Есть также предложение от Общества ангиохирургов Северной Америки в Канаде заняться совместным лечением мелкого варикоза, т.е. по существу косметологией, создав на базе МО специальную венозную клинику.

Вообще же мечта Сергея Лирника - поставить сосудистую хирургию на поток, по примеру развитых стран. Пока, увы, она неосуществима по одной простой причине - отсутствия массового платежеспособного спроса. За рубежом эту проблему решает страховая медицина, до которой нам еще расти и расти. А пока он приглашает воспользоваться своими высокими технологиями, что будет стоить пациенту 60 грн. в сутки.

Кубинская самба

в строительном медобъединении

С начала этого года МО возглавил вернувшийся из служебной командировки на Кубе заслуженный врач Украины, кандидат медицинских наук Юрий Поляченко. Столкнувшись с серьезными финансовыми затруднениями при обслуживании одних лишь строителей, им был сделан резкий поворот к превращению объединения в высокоэффективное научно-практическое медучреждение (спонтанно такая трансформация начала происходить уже при прежнем руководстве). Так что в определенной мере задумка г-на Сердюка начала осуществляться, но... без «оргвыводов».

Были интенсифицированы разработки новых уникальных лечебных методик, с помощью холдинга приобретено самое современное медоборудование. Ближайшие крупные проекты - развитие и совершенствование телемедицины (об этом и ряде других интересных направлений деятельности МО уже писалось в «ЗН»), а также создание международного украинско-кубинского центра. На днях по этому поводу МО посетила делегация кубинских специалистов в сопровождении посла Кубы в Украине г-на Серхио Лопеса Бриеля.

В первую очередь было решено организовать лечение таких системных кожных заболеваний, как аллопеция (облысение), витилиго (депигментация) и псориаз, рост которых сейчас связывают с последствиями аварии на ЧАЭС. Между тем, у Кубы в этой области есть выдающиеся достижения. В основу лекарственных препаратов положена плацента, синтезированная Кубинским институтом биотехнологии. Успешный опыт лечения насчитывает уже 10 лет, и эффект выздоровления наблюдается в 50-80 % случаев, включая более 2 тыс. украинских детей.

Второе направление сотрудничества - косметическая и реконструктивно-пластическая хирургия. В частности, предполагается внедрить аутотрансплантацию волосяного фоликула с теменной части головы на лобную. Это так называемая операция кинозвезд, и по этой методике она была сделана известному американскому киноактеру-«телохранителю» Кевину Костнеру. Будут, разумеется, реконструироваться и другие части лица. Так что отечественной «козе ностре» вскоре будет без надобности тайно выбираться за кордон (скажем, на ту же Кубу) и там делать пластические операции.

Ну а поскольку совсем недавно в объединении открылось педиатрическое отделение во главе с использующим нетрадиционные методы детского лечения Александром Швецом, теперь данному учреждению, можно сказать, все возрасты покорны. Так что запишите адрес: Краснозвездный проспект, 17.