Украина — для многих неожиданно — лишилась международной помощи для преодоления эпидемии ВИЧ/СПИДа. Глобальный фонд (ГФ) по борьбе со СПИДом, туберкулезом и малярией приостановил выплату 6,7 млн. долларов организациям — получателям грантов в Украине. Такое решение принято впервые за время существования ГФ, предоставляющего финансовую помощь 121 стране мира, поэтому за рубежом его сразу же расценили как беспрецедентное.
Украина одна из первых среди государств Восточной Европы получила грант ГФ на борьбу с эпидемией ВИЧ/СПИДа на сумму 92 млн. долларов (сроком на пять лет). И не только потому, что темпы распространения этой смертельной инфекции на территории нашей страны самые высокие в регионе, но и благодаря твердому намерению поставить надежный барьер на пути дальнейшего распространения эпидемии. Предполагалось, что финансовая помощь будет поступать поэтапно, несколькими траншами. По информации ГФ, на данное время для Украины утверждено три гранта общей стоимостью в 25 млн. долл., рассчитанных на двухлетний период. Из этой суммы было предоставлено примерно 7,5 млн. долл., но потрачено только 740 тыс. долл.
Год назад подписано соглашение между Глобальным фондом и Министерством здравоохранения Украины о предоставлении в течение двух лет 16,9 млн. долл., направленных на лечение больных ВИЧ/СПИДом, а также противодействие распространению социально опасной инфекции. Одним из условий выделения этой помощи было увеличение числа людей, получающих антиретровирусную терапию, — до четырех тысяч человек (в то время как сейчас число таких больных не превышает 100 чел.).
Однако, как написала недавно газета «Вашингтон пост», ссылаясь на мнение руководства Глобального фонда, «они и близко не подошли к этому показателю». И далее: «На данный момент эти деньги не работают», — заявил пресс-секретарь Фонда Джон Лиден. Он сказал также, что нет доказательств разворовывания или присваивания денег. Проблема заключается в том, что программы плохо выполняются и отстают от намеченного графика.
20—24 января в Киеве побывала делегация секретариата Глобального фонда. Цель ее визита — выполнение проекта в Украине. Состоялись встречи и дискуссии с руководством основных реципиентов — Минздрава и Украинского фонда по борьбе с ВИЧ-инфекцией и СПИДом (третий реципиент — ПРООН), а также беседа с вице-премьером Д. Табачником. Об этом визите сообщалось крайне скупо, и хотя где-то проскользнула фраза о «принципиальных трудностях в процессе работы», никто не предполагал, что руководство ГФ примет столь жесткое решение, пойдя на приостановку грантового соглашения и потребовав возвратить неиспользованные средства.
В сложившейся ситуации Украина не имеет никаких шансов получить финансирование на последующие три года реализации проекта. А ведь речь идет почти о 70 миллионах долларов, которые могли бы стать для нас огромным подспорьем в борьбе с эпидемией! (Согласно официальной статистике, на 01.12.2003 г. в Украине зарегистрировано 61287 ВИЧ-инфицированных. По неофициальным данным, количество носителей вируса иммунодефицита человека как минимум на порядок выше).
Руководство Глобального фонда согласилось прокомментировать для еженедельника «Зеркало недели» это решение. На вопросы корреспондента «ЗН», отправленные электронной почтой, ответил директор коммуникаций ГФ Джон Лиден.
— Господин Лиден, на данный момент в украинском обществе нет четкого понимания сущности этого прецедента. В чем, по Вашему мнению, заключается коренная причина принятия решения о приостановке финансирования выполнения программы по профилактике и лечению ВИЧ/СПИДа в Украине? «Бюрократизм в принятии решений», как отмечено в пресс-релизе ГФ, — это достаточно дипломатичная формулировка.
— Проблемы, с которыми мы столкнулись в Украине, не уникальны для наших программ. Я думаю, вы и сами знакомы с подобными проблемами. Но они достаточно серьезны, и мы обеспокоены тем, что деньги, полученные Украиной для борьбы с ВИЧ/СПИДом, не полностью используются для этой цели и их использование не настолько эффективно, чтобы добиться результатов в борьбе с эпидемией
СПИДа в Украине. Для нас это очень важно.
— Какие есть сомнения относительно эффективности использования средств, выделяемых на финансирование антиСПИДовских программ?
— Такие сомнения есть. Работу всех трех реципиентов нельзя назвать удовлетворительной, и мы пришли к выводу, что управление грантами в Украине и отношения между Координационным механизмом страны (наш представитель в Украине) и реципиентами должно быть пересмотрено и усилено.
— Не скажется ли такое решение ГФ на результатах лечения тех людей, которые уже получают «грантовую» антиретровирусную терапию?
— Мы уже получили медикаменты для дальнейшего обеспечения ими людей, которые проходят лечение. Как мы предполагаем, результатом нашего решения будет быстрое увеличение количества людей, получающих лечение в Украине.
— Глобальный фонд заявил о необходимости решительных действий для обеспечения результатов по выполнению программы профилактики и лечения ВИЧ/СПИДа в Украине. В чем будут заключаться эти «решительные действия»?
— Будет приостановлено финансирование трех основных реципиентов и введена третья организация, которая сможет обеспечить быстрое достижение результатов.
— Что означает «осуществлять прямое управление проектом будет ГФ при помощи одного основного реципиента»? Кто будет выполнять эту функцию?
— Осуществлять надзор за выполнением проекта будет секретариат Глобального фонда и местный агент Глобального фонда.
— Какие у Украины шансы на получение финансирования — а это 70 млн. долл. США — на последующие три года проекта?
— Все зависит от действий, которые будут предприняты в ближайшие месяцы. Если новый реципиент сможет максимально ускорить действия, направленные на достижение поставленных целей согласно грантовому соглашению, если Координационный механизм страны к тому времени сможет решить проблемы в управлении и руководстве, на которые Глобальный фонд обратил внимание в конце первого двухлетнего периода, то вторая часть гранта вполне может быть одобрена.
(Как убеждаемся из полученных ответов, лапидарность формы соответствует лаконизму содержания).
3 февраля в стенах Минздрава состоялось заседание Координационного механизма страны (КМС) по поводу сложившейся ситуации в связи с прекращением реализации программы Глобального фонда в Украине. Проходило оно в полузакрытом режиме, без допуска журналистов. Только 5 февраля (удивительная оперативность!) появилось сообщение пресс-секретаря министра здравоохранения У. Лозан об этом заседании. Настоятельные попытки корреспондента «ЗН» получить ответы на интересующие вопросы от министра здравоохранения В. Пидаева натолкнулись на занавес молчания.
Итак, по информации Минздрава, единственным разногласием между ГФ и МЗ Украины является тендер на закупку АРВ-препаратов для лечения 2000 взрослых и 100 детей, больных СПИДом. «3 ноября 2003 года тендерным комитетом МЗ Украины были объявлены результаты торгов, — говорится в сообщении пресс-секретаря министра, — но Глобальный фонд в течение 80 дней, несмотря на четыре обращения со стороны Минздрава, не утвердил победителей, чем фактически запретил закупку лекарств, рекомендуя в то же время приобрести их путем прямых закупок у рекомендованных структур».
Тем не менее, в январе этого года были подписаны контракты с победителями торгов на поставки АРВ (антиретровирусных) препаратов: GyCross Ltd. (Великобритания), Delta Medical Promotions S. A. (Швейцария), ООО «Людмила-фарм» (Украина), ООО «Фалби» (Украина). А представители Глобального фонда устно предупредили о невозможности финансирования этих контрактов без согласия с результатами торгов со стороны ГФ.
Как явствует из информации Минздрава, на закупку препаратов для лечения названного выше количества больных Глобальный фонд утвердил сумму в 5 367 555, 3 американских доллара. После проведения тендера сумма контракта для приобретения необходимых препаратов составила 3 911 087,51. Таким образом, экономия средств составила… около полутора миллиона долларов.
Тем не менее, Глобальный фонд рекомендовал закупить необходимые препараты у ЮНИСЕФ (Детский фонд ООН). Минздрав сделал дополнительный запрос в отношении цен и условий поставок препаратов у ЮНИСЕФ, и оказалось, что при закупке препаратов через Детский фонд ООН сумма контракта будет на 611 761 доллара и 39 центов выше, чем в варианте, предложенном Минздравом. Кроме того, в меморандуме, который является обязательным условием сотрудничества с ЮНИСЕФ, есть несколько положений, по мнению Министерства здравоохранения, для нас неприемлемых, а именно: за изменение цен и качество товаров (напр., дефекты или повреждения, пригодность, технические характеристики) Детский фонд ответственности не несет.
КМС принял решение относительно возврата средств гранта и поддержал предложение председателя КМС Д. Табачника обратиться к правительству Украины с просьбой выделить из эпидфонда КМУ средства для лечения больных СПИДом — 2000 взрослых и 100 детей.
Конечно, наше правительство продемонстрирует в глазах мировой общественности высочайшую степень гуманитари… простите, гуманизма и таки изыщет необходимые миллионы (не приходится сомневаться, за счет «урезания» финансирования других программ) на лечение этих несчастных людей. (В то время как в стране ежегодно умирают десятки тысяч, если не больше, от обычных болезней только потому, что они лишены самой необходимой медицинской помощи). А что же дальше? Сможем ли мы без посторонней помощи бороться с эпидемией (кроме СПИДА, у нас есть еще туберкулез, гепатит, венерические инфекции)? В этой связи, наверное, не стоит забывать о пословице: дареному коню в зубы не заглядывают. Даже если этот конь заокеанский.