UA / RU
Поддержать ZN.ua

Готова ли Украина к вспышке туберкулеза?

Вместо того чтобы направлять усилия по противодействию ВИЧ/СПИДу на воспитание моральных ценностей и ответственности, информационные потоки у нас выстраиваются преимущественно в двух основных направлениях. Первое - запугивание наподобие "СПИД угрожает всем". Второе - успокаивание наподобие "Я болен СПИДом, но он не стал для меня приговором".

Автор: Сергей Борткевич

В публикации "Дерби: "ВИЧ/СПИД-лобби" vs "Больные туберкулезом" (ZN.UA, №46, 2014 г.) шла речь о том, как непропорционально социальной опасности финансируются в Украине меры по противодействию СПИДу и туберкулезу. Реальная ситуация только обостряет проблему.

Ежегодно Министерство здравоохранения Украины издает информационно-аналитический справочник "Туберкулез в Украине" с детальной информацией о том, сколько выявлено новых случаев заболевания, сколько людей получили лечение и сколько из них выздоровели, прервали лечение или умерли от туберкулеза и т.п. Важно, что публикуется информация о социальной структуре тех, кто впервые заболел туберкулезом. И хотя соответствующая таблица справочника не в полной мере соответствует определенным группам риска, из нее все же можно узнать, сколько рабочих, работников аграрного сектора, предпринимателей, врачей, учителей, учащейся молодежи, лиц, освободившихся из мест лишения свободы, неработающих трудоспособного возраста, бездомных и некоторых других категорий граждан заболели туберкулезом в году, предшествовавшем изданию, и использовать информацию для планирования дальнейшей профилактической работы среди различных слоев населения.

Что же касается статистики по ВИЧ/СПИД, то она носит ограниченный характер: никакой другой информации, кроме того, сколько всего лиц инфицированы ВИЧ, сколько заболело СПИДом и сколько от него умерло (в том числе детей), в официальных источниках не публикуется. Приказом Минздрава №104 от 08.02.2013 "Об утверждении Перечня и Критериев определения групп повышенного риска относительно инфицирования ВИЧ" были определены следующие группы повышенного риска инфицирования ВИЧ: потребители инъекционных наркотиков; лица, предоставляющие сексуальные услуги за вознаграждение; мужчины, имеющие сексуальные отношения с мужчинами; половые партнеры потребителей инъекционных наркотиков; клиенты лиц, предоставляющих сексуальные услуги за вознаграждение; половые партнеры мужчин, практикующих секс с мужчинами.

Из приведенного перечня очевидно, что основными группами риска являются первые три, остальные - это те, кто является их клиентами или партнерами. Понятно, что новые случаи инфицирования ВИЧ приходятся именно на эти группы. Впрочем, действующая статистическая практика оставляет без внимания общественности социальный состав приведенных групп риска. Учитывая социально опасный характер ВИЧ-инфекции/СПИД, чрезвычайно важно для правильной оценки ситуации и стратегического планирования противоэпидемических мер видение социальной структуры инфицирующихся, или же того, какие социальные кластеры оказываются наиболее уязвимыми в этом плане. Если отделить случаи вертикальной передачи инфекции, медицинскую халатность и фатальную случайность, в остальных случаях ВИЧ-инфекция является в чистом виде поведенческой болезнью, или же "болезнью моральной незрелости".

Но парадокс в том, что вместо того чтобы направлять усилия по противодействию ВИЧ/СПИДу на воспитание моральных ценностей и ответственности, информационные потоки у нас выстраиваются преимущественно в двух основных направлениях. Первое - запугивание наподобие "СПИД угрожает всем", что означает: уберечься практически невозможно, а единственной панацеей являются презервативы и чистый инструментарий для наркотических инъекций. Второе - успокаивание наподобие "Я болен СПИДом, но он не стал для меня приговором", то есть ничего страшного, со СПИДом можно жить. И никаких разъяснений, что же именно служит причиной недуга. Помню, как на выставке "Информатика в США", проходившей в Киеве в 1986 году, демонстрировалось настоящее, на то время, чудо: уже покойный Юл Бриннер, звезда голливудского вестерна "Великолепная семерка", смоделированным программистами голосом предостерегал посетителей с экрана монитора: "Я умер потому, что много курил. Курение вредно. Прошу вас - не курите!"

Для того чтобы лучше понимать социальную природу ВИЧ/СПИДа и эффективнее отвечать на этот вызов, общество должно знать, в частности, о социальном положении, возрасте, поле, образовательном и профессиональном уровне, характере занятий тех, кто впервые инфицировался ВИЧ. А для этого его надо информировать так же, как это делается по ситуации с заболеваемостью туберкулезом, о чем говорилось выше.

Если кто-то хочет узнать больше обо мне и моих коллегах по Коалиции "Остановим туберкулез вместе", то наши биографические справки можно найти в свободном доступе в Интернете. К чему это я? Об этом - ниже.

Как-то после прочтения одного из отчетов Глобального фонда о деятельности "Всеукраинской сети людей, живущих с ВИЧ" (далее - Сеть), я решил разыскать информацию о некоторых фигурантах отчета. В частности, в нем отмечалось, что "увеличение зарплаты в Сети основывалось на двух экономических показателях: размере минимальной официальной заработной платы в Украине и обменном курсе гривни к доллару США. Минимальная официальная зарплата в Украине может изменяться ежемесячно. Сеть решила применить процентное изменение размера минимальной заработной платы как поправочный коэффициент к общей заработной плате работников за предыдущий месяц. Например, зарплата председателя Координационного совета выросла с 36496 грн в октябре 2009 г. до 41774 грн в ноябре
2009 г. в связи с увеличением минимальной заработной платы с 650 грн (октябрь 2009 г.) до 744 грн (ноябрь 2009 г.). Украинское законодательство предусматривает только индексацию суммы минимальной заработной платы (650 грн), но не общего дохода (36496 грн). До июня 2010 г. заработная плата была также связана с обменным курсом гривни к доллару США, а разница выплачивалась в виде премии".

Меня заинтересовало, кто же этот человек, получающий в месяц почти 5300 долл. США? Судя по всему, это должен быть топ-менеджер с очень престижным образованием, профессионал очень высокого уровня. Признаюсь, подсознательно я понимал, что такая несоразмерно высокая для Украины зарплата в общественной организации, которая не является коммерческой или развлекательной, противоречит здравому смыслу и антикризисному назначению организации. Разве мог, например, мировой гуру менеджмента Ли Якокка, которого пригласили вывести из кризиса автомобильный гигант "Крайслер", позволить установить себе зарплату 5 тыс. долл. в месяц? Конечно, не мог, поскольку одним из наиболее эффективных его шагов было то, что он назначил себе зарплату 1 долл. в год. Своим примером он хотел показать, что для спасения корпорации придется идти на жертвы, и жертвовать придется каждому. Якокка любил повторять, что сотрудники всегда смотрят на своего лидера, и если его слова расходятся с делом, они перестают ему верить.

По официальным данным интернет-сайта Сети, сейчас насчитывается около 80 сотрудников центрального офиса этой организации, а с учетом областных отделений - 400. В Украине около 170 неправительственных организаций, работающих в сфере противодействия ВИЧ и ВИЧ-сервиса, в каждой из которых свой штатный персонал. И всех надо кормить! Так, в течение 2007–2014 гг. через Сеть прошло почти 110 млн долл. США, которые Глобальный фонд предоставил Украине в качестве помощи для борьбы со СПИДом. Еще 60 млн долл. США эта организация получит в течение 2015–2017 гг. в рамках единой консолидированной программы по ВИЧ и туберкулезу. Очень неплохо для общественной структуры, которая, очевидно, объединяет в своих рядах, скажем так, не авангард украинского общества. (Делаем такое предположение на основании упомянутого уже официально утвержденного перечня групп повышенного риска инфицирования ВИЧ и названия самой организации, отнюдь не руководствуясь собственными симпатиями).

Так вот, возвращаясь к личности председателя Координационного совета Сети (не называю здесь фамилии, поскольку проблема, в конце концов, не в конкретном лице, а в негативной тенденции неэффективного использования международной финансовой помощи) - я узнал лишь то, что он является "Председателем Координационного совета Сети". И никакой другой информации в свободном доступе. Уважаемые господа! В условиях прозрачности и общей доступности информации хватит уже шифроваться. Откройтесь, ведь сегодня, как это ни парадоксально, почему-то именно вы, а не профильные государственные органы или профессиональные научные учреждения - форпост борьбы с туберкулезом и ВИЧ/СПИДом в Украине. Для сравнения: в абсолютном большинстве случаев, которые мы проанализировали по материалам интернет-сайта Глобального фонда (выборка делалась среди постсоциалистических стран), основными реципиентами таких грантов являются либо государственные органы и учреждения, либо известные международные структуры (например, Программы развития ООН). Украина практически исключение в этом списке.

Разве общественная организация людей, живущих с ВИЧ, лучше разбирается в том, как побороть СПИД и туберкулез, чем Министерство здравоохранения, Национальный институт фтизиатрии и пульмонологии или Институт эпидемиологии и инфекционных болезней? К тому же, получая право распоряжения средствами Глобального фонда от имени Украины, такие организации, как, например, ВБО "Всеукраинская сеть людей, живущих с ВИЧ" или Благотворительный фонд Рината Ахметова "Развитие Украины", остаются учреждениями частного права, деятельность которых регулируется согласно учредительным документам, утвержденным их учредителями, а значит, такая деятельность, что вполне предсказуемо, может осуществляться прежде всего в интересах учредителей и потому вызывает определенные сомнения.

Почему мы не можем справиться со СПИДом в течение 27 лет, а с туберкулезом в течение 19? Очевидно, потому, что надо что-то радикально менять в государственной политике в этих сферах. Для этого эксперты Всеукраинского союза общественных организаций "Коалиция "Остановим туберкулез вместе" на основе длительных исследований разработали проект концепции "Национальной стратегии противодействия заболеванию туберкулезом до 2020 года", который направили президенту Украины с предложением включить его в качестве составляющей в президентскую "Стратегию 2020", поскольку нынешняя эпидемическая ситуация с туберкулезом может стать реальным барьером на пути Украины в Европейский Союз. Новым в концепции является прежде всего то, что впервые за время эпидемии этой болезни в Украине противодействие туберкулезу рассматривается не как система медицинских мер, а как сложная комплексная политическая, управленческая, экономическая, социальная, медицинская, гуманитарная, культурная проблема, решить которую только медицинскими средствами и отраслевым медицинским управлением невозможно. По мнению ее авторов, в сфере противодействия туберкулезу и другим социально опасным болезням необходимо наладить эффективное государственное управление, которое должно основываться на развитии горизонтальных связей между различными органами государственной власти и представителями гражданского общества.

В последнее время в СМИ появилась информация о якобы нецелевом использовании Сетью как реципиентом Глобального фонда средств благотворительной помощи - в частности при закупке антиретровирусных препаратов. Разве это не предмет для основательного разговора в Национальном совете по вопросам противодействия туберкулезу и ВИЧ-инфекции/СПИДу? Если информация не подтвердится - придется извиниться. А если подтвердится? По информации, обнародованной 28 октября 2014 г. во время заседания Национального совета по вопросам противодействия туберкулезу и ВИЧ-инфекции/СПИДу, по состоянию на 01.07.2014 г. антиретровирусную терапию за счет Глобального фонда получали 10960 пациентов, а в целом за средства Глобального фонда и госбюджета - 61713 пациентов. И это из более чем 200 тыс. инфицированных?! А какова судьба всех остальных?

И в завершение. Задачи и объемы их финансового обеспечения для так называемой Единой консолидированной программы по ВИЧ и туберкулезу на 2015–2017 гг. при поддержке Глобального фонда для борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией утверждались осенью 2014 г. При этом на каждую из трех основных групп риска инфицирования ВИЧ в рамках конкурса, объявленного ВБО "Всеукраинская сеть людей, живущих с ВИЛ/СПИДом" и МБФ "Международный Альянс по ВИЧ/СПИДу в Украине" как основными реципиентами упомянутой выше программы, была предусмотрена отдельная задача. Так, в частности, на задачу "Профилактика ВИЧ среди потребителей инъекционных наркотиков" предусмотрено направить более 8 млн долл. США, на задачу "Профилактика ВИЧ среди работников коммерческого секса" - немногим более 1,5 млн долл., на задачу "Профилактика ВИЧ среди мужчин, имеющих секс с мужчинами", - около 1 млн долл. Итого - более 10 млн долл.

Для сравнения: в группы повышенного риска заболеваемости туберкулезом, определенные приказом Минздрава от 15.05.2014 г. №327 "О выявлении лиц, больных туберкулезом и инфицированных микобактериями туберкулеза" (который, впрочем, весьма несовершенен) отнесено 10 категорий лиц. И на "Поддержку сообществ для обеспечения активного выявления случаев туберкулеза в группах риска" выделено в рамках указанного конкурса только около 250 тыс. долл. США (причем на все группы риска вместе).

Есть ли в этом признаки служебной халатности - должны установить органы с соответствующей компетенцией. Поскольку, как отмечается на официальном интернет-сайте Госслужбы Украины по вопросам соцзаболеваний, подготовку заявки от Украины в Глобальный фонд о финансировании единой консолидированной программы по ВИЧ и туберкулезу на 2015–2017 гг. организовывала именно Госсслужба. Но еще никто не отменял законов эпидемиологии и исторического опыта, из которого известно, что эпидемии туберкулеза возникают там и тогда, где и когда для людей наступают неблагоприятные условия для жизни: нерегулярное, некачественное и несбалансированное питание, антисанитарная окружающая среда и т.п., вследствие чего и снижается иммунитет. В частности, на распространенность инфицирования туберкулезом в группах мигрантов указывают авторы статьи "Конфликт на Востоке Украины и распространение резистентного туберкулеза", опубликованной недавно в журнале The Lancet. Цитируем: "В конфликтных регионах Украины основные лекарственные средства либо малодоступны, либо не могут быть доставлены из-за непрерывных боевых действий, условия размещения больных туберкулезом представляют риск прерывания курса лечения или неадекватного лечения и дальнейшей выработки у возбудителя устойчивости к лекарствам, неуспеха лечения или смерти. Кроме того, тысячи незарегистрированных внутренне перемещенных лиц не имеют доступа к медицинским услугам".

Неужели руководство Госслужбы Украины по вопросам соцзаболеваний (как и партнерские организации, разрабатывающие заявку) не знало о том, что на Востоке Украины гуманитарная катастрофа, что согласно данным, опубликованным Управлением Верховного комиссара ООН по делам беженцев, в Украине сейчас насчитывается более миллиона внутренних переселенцев из конфликтных регионов? И это уже веское основание для того, чтобы предусмотреть возможную вспышку заболевания туберкулезом, прежде всего его резистентных форм. Так что основная ударная сила этой консолидированной программы должна быть направлена прежде всего на предотвращение этой опасности. К сожалению, этого не произошло, но кому отвечать за возможные последствия? Боюсь, что за служебную халатность вновь будут расплачиваться своим здоровьем простые граждане.

P.S. Информация к размышлению.

1. Верховная Рада утвердила программу борьбы с ВИЧ-инфекцией/СПИДом на 2014–2018 гг. стоимостью 6,38 млрд грн. Львиная доля денег - около 5 млрд - будет выделена из государственного бюджета.

2. В конце прошлого года на сайте Минздрава Украины опубликована информация о брифинге министра здравоохранения. А.Квиташвили обозначил, в частности, проблемы, выявленные в процессе тендеров по закупке лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Например, из-за постоянного обжалования процедуры закупки в Антимонопольном комитете Минздрав не закупил эндопротезы и другие импланты на сумму почти 22 млн грн. "Хотя АМКУ все жалобы отклонил, к сожалению, МЗ Украины не сможет провести полноценную процедуру закупок в этом году. Поэтому часть средств (8,1 млн грн), которые были предназначены для приобретения эндопротезов и других имплантов, мы направили на дополнительную закупку препаратов для больных ВИЧ/СПИД", - сообщил А.Квиташвили.

А почему не для лечения раненых в зоне АТО? Или онкобольных детей, больных тяжелыми формами туберкулеза?..