Цены в аптеках и до августовского финансового обвала сильно кусались, но радовал огромный выбор: были бы деньги - и к твоим услугам все достижения мировой фармации. А это чего-нибудь да стоит! Слово «достать» по отношению к лекарствам, казалось бы, навсегда исчезло из нашего лексикона. А ведь многие из них еще лет эдак десять назад были дефицитом из дефицитов.
Никогда не забуду день, когда моего отца с тяжелым инсультом доставили в одну из лучших киевских клиник.
- Ему будут делать инъекции церебролизина? - с надеждой спросил я у заведующего неврологическим отделением.
- К сожалению, у нас его нет, - ответил, не моргнув глазом, медицинский начальник местного значения.
- Но сосед отца по палате говорил, что такие уколы ему делают уже несколько дней, - удивился я.
Последовала напряженная пауза. Заведующий отделением оглядел меня долгим, оценивающим взглядом:
- Извините, вы кто по профессии?
- Журналист, - отвечаю, - а какое это имеет значение?
- А такое, что вам, человеку сознательному, кое-что могу объяснить. Вашему отцу 80 лет, а многие лежащие у нас больные еще не достигли и пенсионного возраста. Среди них есть очень ответственные товарищи. Особо дефицитные препараты в первую очередь идут на лечение перспективных пациентов...
Лекарство, которое раньше можно было достать только по блату или купить за большие деньги из-под полы, сейчас продается во многих аптеках. Инъекции церебролизина доступны любому больному. Впрочем, любому ли?
На прошлой неделе я пришел навестить товарища, лежащего в неврологическом отделении больницы для ученых Национальной академии наук. «Хочешь, расскажу анекдот, который здесь услышал? - предложил он. - Поступает в одну киевскую клинику новый пациент. Ему говорят: «Лекарства, системы для переливания крови, шприцы, вату и бинты принесите с собой. На обед у нас дают только первое, ужинов не бывает. Постельное белье не забудьте захватить из дома». «Скажите, - интересуется больной, - а доктора у вас есть или привести своего?»
Увы, и больница для ученых сегодня не исключение. Врачи тут работают замечательные. Но их медицинское учреждение, как и вся наша наука, испытывает острейшую нехватку средств.
- В наши дни для неврологических больных существует целый ряд высокоэффективных лекарств, среди которых актовегин, церебролизин, ноотропил, кавентон, трентал, танакан, тиклид и другие, - рассказал врач, лечащий моего товарища. - Но, к сожалению, многих из этих препаратов в больнице нет, а наши пациенты по нынешним временам люди малообеспеченные - доктора и кандидаты наук, а также члены творческих союзов...
Боюсь, что даже среднеобеспеченным гражданам, которых в нашей стране становится все меньше, многие из названных выше лекарств после августовского скачка курса доллара тоже окажутся не по карману. Впрочем, судите сами: актовегин стоит теперь 75-85 гривен, церебролизин - около 30, танакан почти 40, тиклид - 73-80, трентал - 20, кавентон - 15, ноотропил - 15...
Посетителям аптек сегодня впору бесплатно выдавать валидол и нитроглицерин. Человек, узнавший, сколько стоят нужные ему таблетки, сразу хватается за левую часть груди. Но не за бумажник, лежащий во внутреннем кармане, - за сердце. Лекарства в последнее время стали у нас горячими: цены на них такие, что можно обжечься.
- Узнав о новой стоимости многих препаратов, я испытал шок, - поделился со мной заведующий киевской государственной коммунальной аптекой № 27 Владимир Семенюк. - Мне стало по-настоящему страшно за покупателей. В первые дни мы вообще сомневались, придут ли они в аптеку. Представьте себе, пришли. Более того, некоторые стали брать сразу по многу упаковок: люди боялись, что лекарства, без которых они не могут жить, станут еще дороже или исчезнут совсем.
- Импортные препараты в среднем подорожали в полтора раза, - сообщил Владимир Васильевич. - Недели две поставщики отпускали товар лишь после предоплаты. Сейчас некоторые дают в кредит, но сократили срок возврата денег. Что касается аптеки, то мы стараемся брать у оптовиков лекарства мелкими партиями и как можно дешевле.
К счастью, отечественные препараты, как правило, не стали ощутимо дороже. Многие из них очень высокого качества и вполне конкурентоспособны, но их мало и плохо рекламируют. А в результате покупатели предпочитают дорогие зарубежные аналоги. Вот лишь один пример. Наш детский поливитамин «Ревит» стоит гривну, а ничем не превосходящий его (кроме цены) импортный «Мультитабс» - целых семь.
- Сжимается сердце, когда вижу пожилых людей, которые не могут купить даже самые дешевые таблетки - валидол, раунатин, анальгин, - рассказал директор аптеки. - Для лиц, старше 70 лет, не имеющих никаких льгот, у нас отпускают лекарства по рецептам со скидкой на 10 процентов, а для стариков, которым перевалило за 80, - с 15-процентной.
Кроме того, по рецептам детской поликлиники Радянского района столицы лекарства в аптеке
№ 27 обходятся на 20 процентов дешевле. Все это делается за счет ее собственной прибыли. Владимир Семенюк - депутат Радянского райсовета. Скидки на лекарства - его предвыборное обещание. А свое слово он держит крепко. Но таких руководителей-альтруистов у нас раз-два и обчелся. А что делать малоимущим посетителям во всех остальных аптеках?
- После нынешнего скачка курса доллара мы недели полторы-две вообще не работали, - говорит дистрибьютор ряда крупных зарубежных фирм - Берингер Ингельхайм, Берлин Хеми, Шварцфарма и других Светлана Мангушева. - Затем индексировали отпускные цены в соответствии с курсом Национального банка и были вынуждены ввести предоплату.
Сейчас, когда курс доллара более-менее стабилизировался, старым клиентам мы даем недельную отсрочку. Ни одна из тех фирм, которые я представляю, - подчеркивает Светлана Анатольевна, - несмотря на сложную ситуацию, уходить с украинского рынка не собирается.
Некоторые посетители киевских аптек в последние дни высказывали точку зрения, которую можно сформулировать примерно так: астрономическое повышение цен на лекарства - результат злого умысла вполне определенного круга лиц. На нашей беде - экономических трудностях государства, считают они, наживаются всевозможные дельцы от фармации - «фирмачи», посредники, руководители аптечной сети.
Соответствует ли их мнение истине? С этим вопросом я обратился к заместителю председателя правления государственной акционерной компании «Ліки України», директору департамента экономики и финансов Ларисе Титенко.
- Подобное объяснение не выдерживает никакой критики, - считает она. - В том-то и дело, что подскочившие в аптеках цены не выгодны ни фирмам, выпускающим лекарства, ни дистрибьюторам, ни торговой сети. Они одинаково больно ударили по всем звеньям большой цепи.
Начнем с того, что оптовики покупали товар в кредит. Но брали его, когда был один курс доллара, а рассчитывались уже по другому - за валюту нужно было платить чуть ли не вдвое дороже. Теперь, чтобы не потерпеть еще больших убытков и остаться на плаву, многим импортерам приходится вкладывать в цену прогнозируемый (более высокий, чем сегодня) курс доллара.
Полагаю, представительства инофирм сейчас разделятся на две категории, - говорит Лариса Титенко. - Одни - главным образом те, за которыми стоят крупные компании, - останутся на украинском рынке, другие с него уйдут. Произойдет заметное сокращение импортных препаратов.
- Нас прежде всего интересует малообеспеченное большинство, - дополнил своего заместителя председатель правления государственной акционерной компании «Ліки України» Александр Биловол. - Именно этим слоям населения сейчас, в трудное для отечественной экономики время, уделяют большое внимание Президент и правительство страны.
Полтора года назад при создании нашей акционерной компании перед ней была поставлена цель обеспечить данную группу населения, составляющую 70-80 процентов, эффективными, дешевыми, а следовательно, доступными лекарствами. Этому способствует тот отрадный факт, что в последнее время начала усиленными темпами развиваться украинская фармацевтическая промышленность. Налажен регулярный выпуск продукции. Наши предприятия поставляют на рынок эффективные препараты, которые вполне могут конкурировать с зарубежными.
Именно на отечественного производителя опирается в первую очередь акционерная компания «Ліки України», - подчеркнул Александр Николаевич. - У нас есть прекрасные заводы, такие, например, как киевские «Фармак», «Киевмедпрепарат», харьковские «Здоровье народа», «Здоровье», а также ряд других.
- Но могут ли отечественные лекарства полноценно заменить зарубежные? - задаю вопрос, который сегодня волнует сотни тысяч людей в разных концах Украины.
- У нас сложился стереотип, что зарубежные препараты всегда лучше. А это не соответствует истине, - считает Александр Биловол. - Ведь лекарства одной группы создаются из одинаковой субстанции, которую наши заводы приобретают в большинстве случаев за рубежом. Сейчас у нас планка качества поднята достаточно высоко. А вот упаковка, к сожалению, не идет с заграничной ни в какое сравнение. Да и реклама оставляет желать много лучшего: усилий и денег на нее тратится несравнимо меньше, чем в других странах.
...Здесь мне хотелось бы сделать отступление от нашей беседы и высказать собственные наблюдения. Некоторое время назад из киевских аптек исчез польский ноотропил. И хотя на прилавках свободно лежал его отечественный аналог - пирацетам, выпущенный Борщаговским химфармзаводом, все упорно искали яркие красно-белые капсулы, привезенные из-за границы.
А между тем, специалисты говорили мне, что наши скромные желтые таблетки не только не уступают польскому препарату, но и превосходят заграничный аналог. Однако реклама, оформление и сложившаяся годами репутация - великая вещь. Ноотропил по-прежнему ходит в лидерах.
Или сравним сделанный в Испании капотен с его украинским родственником каптоприлом, изготовленным на заводе «Киевмедпрепарат». Действующее вещество в обоих случаях одинаковое, но упаковка капотена - 40 таблеток - стоит сегодня 30 гривен и выше (этот препарат снижает артериальное давление, больные его принимают долгие годы), а за упаковку каптоприла (20 таблеток) в аптеке «Киевмедпрепарата» на улице Саксаганского я уплатил всего две гривни. Вот и сравните...
И все бы хорошо, если бы не одно «но». Каждая испанская таблетка размечена таким образом, что ее ничего не стоит разделить на четыре части. Но попробуйте разрезать точно пополам, не говоря уже о четырех равных дольках, нашу! Мелочь? Не скажите. Это тоже входит в понятие качества.
- Вы совершенно правы, прокомментировал мой рассказ Александр Николаевич. - Мелочей в фармацевтическом производстве быть не должно. Но, к счастью, огрехи подобного рода совсем не трудно исправить. Что же касается цены, то она у нас намного меньше не потому, что отечественные лекарства хуже импортных, как думают некоторые покупатели, а по той причине, что в стоимость зарубежных препаратов включены расходы на длительные (10-15 лет) клинические испытания. Например, на подобные цели при изготовлении лекарств, содержащих каптоприл, тратили в среднем по 215-230 миллионов долларов.
И еще одна деталь, о которой мне хотелось бы упомянуть, - говорит А. Биловол. - Рекламу импортных препаратов можно увидеть на станциях и в поездах метро. Их на все лады расхваливают в газетах, о них говорят по радио, с экранов телевизоров. А часто ли случалось вам встретить рекламу наших лекарств? То-то и оно. Это упирается не только в хроническую нехватку средств. Просто мы привыкли относиться к подобной работе, как к чему-то второстепенному и необязательному. В результате, скажем, тот же пирацетам оставался невостребованным.
Впрочем, так было раньше. Сейчас положение на глазах меняется. Украинские препараты перестают играть неблагодарную роль бедного родственника. Недавно создана лаборатория, где исследуют качество субстанций и выпущенных нашими заводами лекарств. Многим из этих предприятий, несмотря на тяжелое экономическое положение, удалось приобрести новейшие зарубежные линии.
- Допустим, выбор импортных препаратов в аптеках резко сократится. Не боитесь ли вы, - спрашиваю у Александра Николаевича, - что, став монополистами, наши заводы начнут, как в прежние времена, гнать пресловутый вал?
- Отечественная фармацевтическая промышленность зарубежные фирмы с украинского рынка не вытеснит, - считает председатель правления компании «Ліки України». - Никакая отдельно взятая страна не в состоянии выпускать абсолютно все необходимые населению препараты. В мире давно уже существует кооперация. Так что наши аптеки без нужного ассортимента импортных лекарств не останутся. Нынешний кризис, безусловно, стабилизируется. Но люди не могут ждать, пока цены на препараты, без которых просто нельзя обойтись, опустятся с небес на землю.