Первый генетически модифицированный (ГМ) человеческий эмбрион американские ученые создали еще в прошлом году. Однако широкую огласку в СМИ (по крайней мере, англоязычных) этот факт получил только сейчас. А все по причине дебатов в британском парламенте на тему быть или не быть генетически модифицированным человеческим эмбрионам.
Собственно, на самих слушаниях речь шла о гибридных эмбрионах — то есть существах, геном которых содержит гены как человека, так и животных. Тем не менее в докладе, подготовленном для парламентариев экспертами, упоминались и результаты американского эксперимента. Как оказалось, тогда ученые Корнеллского университета ввели в одноклеточный эмбрион человека ген, отвечающий за выработку флюоресцирующего протеина. После трех дней развития было показано, что способностью к свечению обладают все клетки развивающегося эмбриона, после чего он был разрушен.
Для эксперимента был использован аномальный человеческий эмбрион, полноценное развитие которого было невозможно. В процессе переноса генов использовались вирусы — стандартная методика генной терапии. Правда, полученные при этом клетки содержали три набора хромосом (вместо канонических двух). Кроме того, теоретически эта модификация должна была бы передаваться по наследству, чего нельзя сказать о результатах стандартной генной терапии. Эксперимент ставился с целью подтверждения возможности получения стволовых клеток с заданными характеристиками, хотя в действительности опыт закладывает теоретические основы создания детей с заданными свойствами — определенного пола, с определенными внешними, физическими и умственными характеристиками.
Понятно, что в ходе дебатов британские парламентарии обсуждали отнюдь не только этот эксперимент. Так, например, в прошлом месяце уже британскими учеными был получен гибридный эмбрион с человеческими генами (ядро неоплодотворенной коровьей яйцеклетки удалили, а вместо него ввели геном клетки кожи человека). Доводы ученых о том, что эти эксперименты открывают новые возможности в лечении таких заболеваний, как болезнь Альцгеймера, сахарный диабет, рак и многие другие, оказались достаточно убедительными. В результате за запрет работ по получению гибридных эмбрионов проголосовали 176 парламентариев, против — 336.