UA / RU
Поддержать ZN.ua

ГЛАЗ ПОЛЗУЧИЙ

Все началось с того, что в одну из районных больниц Киевской области обратилась женщина средних лет со странной жалобой: у нее такое ощущение, будто в глазу поселилось какое-то существо...

Автор: Василий Калита

Все началось с того, что в одну из районных больниц Киевской области обратилась женщина средних лет со странной жалобой: у нее такое ощущение, будто в глазу поселилось какое-то существо. Не обнаружив ничего постороннего и заподозрив, что у пациентки не все в порядке с психикой, местный офтальмолог уже готова была посоветовать женщине обратиться к соответствующему специалисту. Однако, поразмыслив, приняла решение направить пациентку в областную больницу, мол, в столице больше возможностей установить истину.

Столичные офтальмологи тщательно обследовали глаз пациентки. Каково же было их изумление, когда в конъюнктиве они обнаружили... белого червя длиной 12 сантиметров. Случай в клинической практике уникальный, и клиницисты пригласили для консультации специалиста-паразитолога. Тот установил трудновыговариваемый диагноз: дирофилляриатоз.

Гельминты преподносят сюрприз

Главный государственный санитарный врач Киевской области Галина Гринчук, к которой я обратился с просьбой прокомментировать этот экзотический случай, рассказала:

— Случай действительно уникальный, но тем не менее закономерный. За последнее десятилетие мы наблюдаем устойчивую тенденцию к распространению паразитарных заболеваний — гельминтозов. В частности, обостряющейся проблемой становится трихинеллез. В нашей области ликвидированы его очаги в нескольких районах. Если раньше это заболевание регистрировалось лишь в отдельных регионах Украины, то за последнее десятилетие оно уже наблюдается практически на всей территории государства.

— Чем это обусловлено?

— Неблагоприятной социально-экономической ситуацией. Если говорить о трихинеллезе, то источником заразы является потребление мяса инфицированных сельскохозяйственных животных. На расплодившихся стихийных рынках нет никакой возможности проконтролировать качество реализуемой продукции, предотвратить заражение трудно. Распространению этой хвори способствуют и бартерные отношения на селе: продукция животноводства реализуется зачастую в обход ветеринарно-санитарной экспертизы. Еще одна наша беда: энтеробиозы. В Украине сотни тысяч больных, среди которых 80 процентов детей. Здесь причиной заражения является несоблюдение правил личной гигиены, нарушение санитарного и противоэпидемического режима в организованных детских коллективах, а также в семьях. В условиях экономических трудностей создается благоприятная среда для распространения не только традиционных гельминтозов, но и появления новых, ранее небывалых их разновидностей, как в описанном выше случае с дирофилляриатозом.

— Мы привыкли, что обычно гельминты, проще говоря глисты, расселяются в желудочно- кишечном тракте. Но как получилось, что этот их экзотический вид — dirophillaria оказался аж в глазу? Это случайность?

— Нет, в отличие от мелких гельминтов, наиболее распространенных, личинка паразита dirophillaria может вырасти до двадцати сантиметров в длину и перемещаться по всему организму.

Каждый год с наступлением зимы в СМИ поднимается большой ажиотаж, не прекращающийся чуть ли не до весны: берегитесь гриппа, острых респираторных вирусных инфекций, запасайтесь лекарствами, не переохлаждайтесь! Панические настроения будоражат здравоохранение: мобилизуются усилия медицины, фармакологии, фармации. Почему же такая тишь да гладь в отношении опасных паразитарных заболеваний? И что знает о них население?

Ровным счетом ничего. Ну, краешком уха слыхали что-то о трихинеллезе, о гельминтах-глистах. А ведь в действительности это огромный невидимый контингент с виду невинных паразитов, наносящих колоссальный ущерб не только здоровью многих тысяч людей, но и экономике государства.

Как объяснили специалисты-паразитологи, опасность этих болезней прежде всего в коварстве. Они не выступают с открытым забралом, как, скажем, дифтерия с ее высокой температурой и острыми болезненными ощущениями. Те же гельминтозы у детей проявляются разве что зудом, это уже потом появится раздражительность, потеря веса, ослабление памяти. Может развиться гастрит, но все это не очень опытный и не очень внимательный врач может списать на счет других воображаемых патологий. А заметное ослабление иммунитета взрослых по традиции свалят на последствия чернобыльской катастрофы. Но ведь именно гельминтозы открывают ворота для последующего возникновения всевозможных хворей.

Малярия в качестве сувенира

— Недооценка опасности этой группы заболеваний обходится нам дороже, чем мы считаем, — говорит Тамара Павликовская, заведующая отделом медицинской паразитологии Украинского центра санитарно-эпидемиологического надзора Минздрава Украины. — И в подтверждение приводит убедительную статистику.

По данным ВОЗ, в мире ежегодно умирают от инфекционных и паразитарных болезней свыше 17 миллионов человек. Среди всех других групп заболеваний на паразитарные болезни приходится 22 процента. По массовости распространения они занимают «почетное» третье место — почти на уровне гриппа и острых респираторных вирусных инфекций. Каждый десятый житель Украины имеет какую- нибудь хворь паразитарной природы. А тем временем контрольные обследования, проведенные областными сан-эпидстанциями и Украинским центром санитарно-эпидемиологического надзора, подтверждают прогноз: эта патология будет неуклонно расти.

Куда же дальше? Уже имеем: только за последние шесть лет заболеваемость трихинеллезом возросла в 2,9 раза! Прогрессирующе ухудшается ситуация с малярией, которую в бывшем Союзе поспешили уже было отнести к числу полностью ликвидированных инфекций. Да, в послевоенный период эта болезнь действительно пошла на убыль, чему способствовало и наличие «железного занавеса». Но вот внешний мир стал для наших сограждан доступным, и авиаторы, моряки, бизнесмены, «челноки», туристы стали завозить на родную землю тропическую малярию.

За последние три года зарегистрировано около 500 таких случаев. Этого достаточно, чтобы инфекция, переносчиками которой являются комары, распространилась вглубь и вширь.

Ну, скажем, трихинеллез, энтеробиоз, малярия — хвори традиционные. А как же бороться с новоявленным дирофилляриатозом? Или личинку паразита dirophillaria будем считать досадной аномалией природы, неким исключением?

— К сожалению, нет, — отвечает Тамара Павликовская. — Ведь этот случай в областной больнице — не первый в истории нашей отечественной медицинской паразитологии. Подобного червя уже извлекали из глаза в Одессе, в Институте глазных болезней и тканевой терапии им.Филатова, в некоторых лечебных учреждениях других регионов. Как видим, теперь уже имеем дело с некоей закономерностью, что и настораживает.

— С какой же стороны ожидать беды? Если глисты — болезнь немытых рук, трихинеллез таится в инфицированном, плохо проваренном мясе, малярию имеем от комаров, то откуда же может появиться дирофилляриатоз?

— Опасность исходит от бродячих собак, которых у нас повсеместно развелось множество. И многие поражены тем самым паразитом. Животные нападают на людей. Ежегодно тысячи наших сограждан обращаются в поликлиники по поводу укусов бродячих псов.

Так как же нам быть? Как оградить себя от паразитарных болезней?

Сегодня — макси-червь, а завтра — мини-крокодил?

Медицинская паразитология находится сегодня в трудном положении. Возьмем хотя бы научный кадровый потенциал. Слабые, к тому же разрозненные силы этого профиля не объединены организационно и общей концепцией борьбы с паразитарными болезнями. А тут еще прокатилась волна сокращений, накрывшая медицинские учреждения в процессе реформирования системы здравоохранения. Почему-то именно паразитология больше всех пострадала от этого сократительного цунами. Одним махом штаты были урезаны наполовину. И вот имеем: лишь 13 врачей-паразитологов на всю почти трехмиллионную столицу. Что уж и говорить о провинции, там вопросами столь сложного профиля занимается средний медперсонал, у которого, понятно, нет ни соответствующих знаний, ни опыта.

Под сокращение попали и специалисты-энтомологи, боровшиеся со зловредными насекомыми и комарами — переносчиками инфекции.

Ослабление кадрового потенциала с одной стороны и отсутствие должного финансирования с другой привели к резкому сокращению объемов обследований населения на предмет выявления паразитарных заболеваний. Такая же судьба постигла и профилактические мероприятия — проведение дегельминтализации, дератизации и пр. То есть, дело пошло на убыль, в то время, когда нужно было действовать наоборот — бить во все колокола, исправлять ситуацию.

Критическое положение сложилось и с лекарственными средствами в области паразитологии: отечественных нет, а импортные не по карману среднестатистическому украинцу. Доходит до курьезов. Препарат, созданный в свое время в Украине, так и не сумели довести до промышленного производства, за него ухватились более предприимчивые дельцы из соседнего государства, и теперь свой, родной препарат приходится закупать в России. Неужели такая же участь постигнет и другой препарат, созданный в Днепропетровске? Запуск его в производство мог бы пресечь распространение малярии.

И далее. Пора бы наладить хотя бы элементарнейшую санитарно-просветительскую работу среди населения, которая совсем уж захирела. Люди должны знать, с какой стороны им ожидать неприятностей.

Невольно припомнился случай в одном из районов Киевщины с владельцами дачных участков. Люди в поте лица добывали себе пропитание на худосочной полесской почве: ее нужно удобрять, а самосвал навоза стоит бешеных денег. Голь на выдумки хитра: а почему бы не использовать в качестве удобрения фекалии, накопившиеся в отхожих местах? Никому в голову не пришло, что фекалии зачастую загрязнены личинками гельминтов, прочих паразитов. Результат оказался печальным: произошло почти 100-процентрое заражение территории и людей, ее населяющих. Санэпидслужбе пришлось проводить массовую дегельминтализацию, дабы предотвратить расползание паразитарных заболеваний.

На состоявшейся недавно научно-практической конференции паразитологов Украины высказывалось вполне резонное предложение: объединить разрозненные силы специалистов, создать единый научный, организационно-методический центр с целью разработки новых, более совершенных методов лечения и профилактики болезней, современных технологий обеззараживания питьевой и сточных вод, создания и испытания новых лекарственных препаратов, нужда в которых велика. Этого требуют реалии нашей жизни, которая нет-нет, да и выдаст картинки будто из американских фильмов- «ужастиков». Сегодня в глазу человека «прописывается» макси-червь, а завтра, гляди, докторам придется выдворять из пациента мини-крокодила?