Представьте утопическую картину: вдруг «расцвели» украинские больницы — появились медикаменты, везде ремонты, внимательные медики. Весенняя оттепель пришла в больницы вместе с руководителем нового уровня, имеющим образование менеджера. Такой специалист знает, как руководить подчиненными, куда направлять финансовые потоки, и может сделать больницу если не прибыльной, то хотя бы такой, чтобы выживала и была обеспечена всем необходимым.
— Такую утопию мы можем воплотить в жизнь, — убеждена Ирэна Грига, кандидат медицинских наук, руководитель-организатор Школы здравоохранения. — Именно для этого и вводится двухлетняя магистерская программа «Менеджмент в здравоохранении» в Школе здравоохранения в НаУКМА. Указом Президента утверждена концепция реформирования здравоохранения Украины, где отмечено: отрасль нуждается в подготовке менеджеров. Ведь в условиях ограниченных ресурсов возрастает актуальность их рационального использования. Но наше маркетинговое исследование показало, что все благие намерения остались на бумаге: до сих пор в Украине не существует специальности «менеджер здравоохранения», попытки подготовить таких специалистов (к тому же не магистерского уровня) единичны. Недавно мы обратились в Минздрав (МЗ) с предложением ввести такую специальность. Однако нам отказали, предложив лицензировать нашу программу по специальности «менеджмент организаций».
По словам госпожи Григи, программа подготовки менеджеров должна охватить все уровни управления отраслью: от разработки политики здравоохранения (например, финансирование), разработки механизмов введения медицинского страхования до управления факторами риска возникновения заболевания. Правда, в большей степени программа будет ориентирована на подготовку менеджеров-директоров больниц и других учреждений здравоохранения.
— В нашей стране больницу до сих пор возглавляет главный врач, — рассказывает Ирэна Грига. — В основном эти люди в прошлом — авторитетные специалисты. Они должны были бы консультировать младших врачей и заниматься тяжелобольными. Вместо этого, возглавив больницу, они должны заниматься бумажной работой, выбиванием денег и ремонтами, хотя специального образования для этого не имеют. Продолжать практиковать как врачи не могут, потому что нет времени да и навыки утрачиваются. На Западе эта проблема давно решена простым распределением функций. Там менеджер заботится о слаженной работе учреждения: нанимает персонал и находит стимулы для организации его работы, следит за рациональным использованием финансов, качеством клиники и качеством оказания услуг, то есть делает все для того, чтобы врачи были полностью сосредоточены на своих пациентах. Образно говоря, больницы в Европе — это крупные механизмы, которым менеджеры смазывают колесики и пружины, чтобы те работали.
Составляя магистерскую программу, украинские специалисты опирались на опыт Европейской ассоциации школ здравоохранения. Партнером нашей школы стал факультет здравоохранения Университета Маастрихта (Нидерланды). Чтобы поступить в «здравоохранное» учебное заведение в НаУКМА, необходимо иметь высшее образование в родственной отрасли (медицина, право, естественные или социальные науки, экономика и так далее).
Опережая вопрос о трудоустройстве магистров, госпожа Грига отметила: между школой и Министерством здравоохранения заключено соглашение. Согласно этому документу, запланировано пересмотреть квалификационные характеристики руководящего состава отрасли, в том числе директоров больниц, а при трудоустройстве преимущество оказывать выпускникам Школы здравоохранения. Даже если на первых порах эти позиции соглашения будут декларативными, выпускники докажут свои преимущества на рынке труда. Вместе с тем реализаторы программы надеются, что выпускники школы возглавят не только больницы и их отделения, но и Фонды социального страхования, негосударственные организации, занимающиеся профилактической работой, будут трудиться в управлениях здравоохранения и даже в Минздраве. Ведь там так нужны современные специалисты.