UA / RU
Поддержать ZN.ua

ФТИЗИАТРЫ ДЕЛЯТСЯ ОПЫТОМ

27—28 марта этого года Американская ассоциация образования и научных исследований туберкулеза AFTER...

Автор: Валерий Прицкер

27—28 марта этого года Американская ассоциация образования и научных исследований туберкулеза AFTER, Институт фтизиатрии и пульмонологии имени Ф.Яновского АМН Украины, фармацевтическая компания «WYETHLEDERLE» провели международный семинар на тему «Туберкулез: новый взгляд на старую проблему». В нем приняли участие главные областные фтизиатры, сотрудники Института фтизиатрии и пульмонологии, представители медицинских вузов Украины, сотрудники фирмы WYETHLEDERLE. На семинар были приглашены два известных американских специалиста, получивших мировое признание, — профессор Майкл Айзман (хирург) и профессор Джон Сбарборо (эпидемиолог).

О работе семинара я попросил рассказать заместителя директора Института фтизиатрии и пульмонологии АМН Украины, доктора медицинских наук Василия МЕЛЬНИКА.

— Директор нашего института, главный фтизиатр и пульмонолог Минздрава Украины, академик Юрий Фещенко рассказал об эпидемии туберкулеза в Украине. Профессор Дж. Сбарборо посвятил свое выступление путям передачи туберкулеза, стратегии его лечения у взрослых и детей, патогенезу. Профессор М.Айзман поделился информацией о хирургических методах лечения химиорезистентного туберкулеза. Американские специалисты уделили много внимания эпидситуации, сложившейся в США. Раньше там была хорошо налаженная противотуберкулезная служба. Вследствие эффективности ее работы заболеваемость туберкулезом значительно снизилась. Тогда власти начали закрывать противотуберкулезные диспансеры и санатории (это была ошибка, которую в свое время совершили и мы, разрушив в Украине службу внелегочного туберкулеза), посчитав, что с незначительным количеством больных могут справиться врачи общей практики. В результате заболеваемость начала расти. Несмотря на обучение врачей общей практики диагностике и лечению туберкулеза, они в своей работе допускали много ошибок. Применение DOTS-стратегии не принесло желаемых результатов. В большинстве штатов перешли на денверскую систему лечения, которая в отличие от DOTS предполагает применение всех видов диагностики, лечение бактериовыделителей в стационарах, а хроников и больных полирезистентными формами — в санаториях. Но восстановить все то, что было разрушено, оказалось очень сложно.

Украинским специалистам все это близко и понятно. Как я уже говорил, в Украине разрушили инфраструктуру внелегочного туберкулеза. Правда, Кабинет министров Украины своим постановлением от 23 апреля 1999 г. № 667 «Про комплексні заходи боротьби з туберкульозом» предписал Минздраву Украины в IV квартале 1999 г. создать в нашей стране Украинский научно- практический центр внелегочного туберкулеза. Но уже идет 2000-й, а центра до сих пор нет и неизвестно, когда и где он будет.

— Непродуманные действия или бездействие чреваты тяжелыми последствиями. Особенно это касается здравоохранения. Согласитесь, нельзя принимать те или иные решения, не посоветовавшись со специалистами и общественностью.

— Безусловно. В Швейцарии и некоторых штатах США принят закон о принудительном лечении больных туберкулезом, отказавшихся от лечения. Прискорбно, что Украина не приняла подобный закон, ссылаясь на нарушение прав больного человека. Почему-то о здоровых людях забыли. А ведь нарушать их права тоже нельзя. Их мнение, к сожалению, никого не интересовало. Американским гостям очень нравится система противотуберкулезной службы, которая была у нас раньше. Они высоко оценили знания наших фтизиатров. По словам профессора Дж. Сбарборо, он многому научился у специалистов, приехавших из бывшего СССР на постоянное место жительства в США.

— Как вы считаете, надо ли нам в Украине принять стратегию DOTS?

— Жесткие рамки DOTS для нас неприемлемы. Как записано в документах ВОЗ, применение DOTS обязательно предполагает принятие и неукоснительное исполнение всех пяти элементов (см. «ЗН», №12. — Авт.). Из них для нас приемлемы только три: обеспечение каждого больного всеми препаратами на весь курс лечения еще до его начала, строгий контроль за их приемом, политические обязательства правительства. Критерии излечения, применяемые диагностические методы, амбулаторное лечение бактериовыделителей, применение для лечения больных только химиотерапии, жесткие сроки лечения — все это для нас неприемлемо. Естественно, речи о DOTS и быть не может. В случае же применения DOTS-стратегии эпидемия разгорится еще сильнее. Уцелевшим остаткам противотуберкулезной службы справится с ней будет не под силу.

Наша прежняя стратегия борьбы с туберкулезом, несмотря на свою эффективность, была дорогостоящей. Мы отдаем себе отчет, что сегодня государству финансирование такой системы не под силу. Поэтому вынуждены ее удешевить, следовательно, сделать проще. Но наша новая стратегия должна выявлять всех больных, надежно излечивать их и быть в состоянии остановить эпидемию, что, к сожалению, не под силу сделать DOTS.

— Принятие стратегии DOTS не повредит нашей фармацевтической промышленности?

— Принятие DOTS влечет за собой закупку противотуберкулезных препаратов по тендеру. А это значит, что мы «задушим» свою фармацевтическую промышленность: отечественные предприятия не смогут принять в нем участие, так как не соответствуют требованиям GMP и не имеют сертификата ВОЗ. Нам выгодно централизованно закупать за рубежом только те препараты, которые наша фармацевтическая промышленность не выпускает или выпускает в недостаточном количестве. Мы подсчитали, что для закупки препаратов для лечения всех больных туберкулезом в Украине надо затратить приблизительно 36 млн. гривен в год.