Репродуктивная медицина существует столько же, сколько существует человечество. Менялись только ее формы и способы. Если раньше продолжение рода происходило по принципу: «Бог дал — Бог взял», то позднее люди стали больше углубляться в изучение природных процессов и искать помощь в случаях, когда на пути естественного воспроизводства возникали проблемы. Бесплодие всегда пытались лечить всеми доступными медицине методами: терапевтическими, физиотерапевтическими, хирургическими и т.д.
С тех пор наука настолько шагнула вперед, что сегодня специалисты имеют непосредственный доступ к клетке. С внедрением новых препаратов и приборов образовалось «окошко» в репродуктивный процесс, через которое возможно видеть то, что так далеко спрятала от нас и засекретила природа.
Однако установить причину бесплодия, и тем более ее устранить, зачастую очень нелегко. Исследования требуют много времени, терпения, настойчивости как от доктора, так и от пациентов — мужа и жены. К счастью, нет области в медицине, где пациенты выполняли бы все указания врачей так тщательно и настойчиво, как это делают бесплодные пары. Ради возможности стать матерью и отцом супруги соглашаются на любые методы лечения и обследования, только бы иметь малюсенькую надежду на успешное их завершение.
Но нетрадиционность способов преодоления бесплодия в сравнении с вековыми представлениями о «таинстве» зачатия, невмешательстве человека в Божественные дела все еще вызывает большое количество дискуссий среди специалистов в области юриспруденции, теологии, этики, среди врачей и ученых. Это ведет к необходимости нового осмысления представлений об отношениях между пациентом, обществом и доктором, а также донорами репродуктивных клеток, суррогатными матерями, детьми, которые родились в результате использования методов вспомогательных репродуктивных технологий. И этической, и юридической стороне проблемы очень большое внимание уделяется сегодня в большинстве развитых стран, где предусмотрительно приняты законы, защищающие права как будущего ребенка, так и его родителей.
В Украине развитие медицины пока существенно опережает законодательную базу в этой области. Вопрос пересадки репродуктивных органов и эмбрионов вообще выведен из Закона о трансплантации. Не секрет, что наряду с сугубо медицинскими проблемами участникам этого процесса приходится решать для себя и целый ряд морально-этических вопросов. Но ситуация меняется — «дети из пробирки», кажется, из шокирующего факта современной жизни потихоньку начинают переходить почти к разряду нормы. Сам папа римский, который сначала встретил их появление негативно, был вынужден согласиться: не может считаться грехом то, что во многие семьи приносит счастье — ребенок.
«Очень важно понять, что рожденные таким «оригинальным» способом дети самые счастливые. Потому что приходят в эту жизнь абсолютно желанными и любимыми. Ведь их родители ждут и дольше, и сильнее», — справедливо констатирует директор Института репродуктивной медицины Федор Власович Дахно, профессор, академик Украинской академии наук национального прогресса, заслуженный деятель науки и техники Украины. — Именно над ними дрожат наши доктора и медсестры, профессора и научные работники, эмбриологи и генетики, андрологи, криобиологи и лаборанты, прежде чем вот эти две малюсенькие клеточки сольются в одну, которая затем начнет делиться и со временем превратится в чудесного малыша. Посмотрите на фотографии. Самые счастливые дети! Ведь их могло бы не быть. А ОНИ ЕСТЬ! Смеются, плачут, сердятся, обижаются, улыбаются — вот они: дети Божьи, дети науки, наши дети! Думаю, что «формула жизни: 1+1=3» больше понятна своими последствиями: пусть рождаются дети, мальчики и девочки, продолжают и свои семьи, и род людской на Земле вопреки всем предрассудкам».