Украинская команда с успехом выступила на Паралимпийских играх-2000 в Сиднее. Она получила 37 медалей. Это восьмой результат. При этом никто из спортсменов в личном зачете не оказался ниже восьмого места. Каждый второй получил медаль. Очень эффективная команда! Как же получилось, что среди инвалидов в стране, которая мало что может им предоставить, столько первоклассных спортсменов? — этот вопрос корреспондент «ЗН», побывавший на Паралимпийских играх в Сиднее, задал руководителям, спортсменам, врачам, тренерам. Ниже приводим их ответы.
Николай ЖУЛИНСКИЙ, вице-премьер Украины:
— Я не случайно поехал именно на Паралимпийские игры, потому что считаю, что паралимпийское движение обретает особое значение и динамику. В мире все более отчетливо понимают: нужно создать такие условия, чтобы инвалиды были абсолютно интегрированы в общество. Это благотворно влияет, в первую очередь, на само общество. К сожалению, у нас еще слишком громко звучат нотки безнадежности, растерянности. А наши инвалиды дали всем поучительный урок мужества, таланта, воли. Их выдающаяся победа в Сиднее показывает, что можно добиваться успеха вопреки любым тяжелым обстоятельствам.
Хотя у нас паралимпийское движение финансируется крайне недостаточно, эта поддержка имеет характер последовательной государственной политики. Мы и далее будем культивировать этот спорт, который является лучом надежды для сотен тысяч людей, прикованных к постели. Увидеть такие соревнования по телевидению, прочитать о них в газетах — это великая поддержка и психологический импульс не только для инвалидов, но и для здоровых людей. Поэтому успех украинских спортсменов на этих соревнованиях нельзя недооценивать.
Могу сказать, что паралимпийскому движению в нашей стране очень повезло, поскольку его возглавляет такой энергичный и целеустремленный человек, как Валерий Сушкевич, который выполняет просто фантастический объем работы. Это еще один пример того, что дело можно сдвинуть с мертвой точки даже при самых неблагоприятных обстоятельствах, если за него возьмется талантливый руководитель, менеджер.
Валерий СУШКЕВИЧ, президент Национального комитета спорта инвалидов:
— Представьте на дистанции пловца без ног из Украины, и такого же пловца из Австралии, Великобритании или США... Кто победит, если один имеет прекрасные средства реабилитации, машину, коляску, великолепное питание и т. д.? Кроме того, представитель западной страны — интегрированный в общество человек, имеющий достаточную пенсию, хорошего тренера, возможность пользоваться спортсооружениями, специально оборудованным бассейном. Плюс к этому замечательное медикаментозное обеспечение, медико-биологическая подготовка.
Украинский же спортсмен всем этим может воспользоваться только в очень малой степени, но к финишу нередко приходит… первым. Это действительно порождает недоуменные вопросы. Объяснение, как мне кажется, в гораздо более прозаических причинах, чем можно предположить: наш человек доведен до такого состояния, что понимает: у меня ничего не осталось, кроме этого шанса. Считаю, что морально-волевые качества и трезвая оценка возможности вернуться в нормальную жизнь делают чудо. Спортсмен, который проходит этот путь и становится чемпионом, уже не инвалид даже в нашей стране. Такой человек преодолеет все препятствия в борьбе за рабочее место, образование. У него не будет преград в создании семьи — он интегрирован в общество, он нашел себя, что не так часто наблюдается даже среди людей, которые имеют целые руки, ноги, голову.
Наше общество не привыкло говорить о спорте высоких достижений среди инвалидов. Но это действительно высочайшие рекорды, которые в ряде видов спорта не уступают достижениям здоровых людей, а то и превосходят их. Причем достижения в спорте инвалидов растут фантастически. Здесь очень интересно работать тренерам, врачам, психологам.
Вообще паралимпийская команда — уникальный коллектив. Здесь собрались замечательные люди.
Олег ЧИСТЯКОВ, главный врач паралимпийской сборной:
— Надо все-таки понять, что инвалидов сегодняшняя медицина вылечить не может. Слепой останется слепым, инвалид инвалидом. Но изменить их жизнь к лучшему можно. И еще следует понять — это лучшие, честные и очень сильные люди. Они не пошли просить деньги, они их зарабатывают, полноценно живут, не убиты горем, их воля не парализована. Когда инвалид сам по себе, ему очень плохо. А в спорте он чувствует свою нужность. Занимаясь спортом, он поднимает свой иммунитет, добивается улучшения здоровья. Наша задача — поднять качество жизни инвалидов. Они должны чувствовать себя равными в обществе. Я им говорю банальную фразу: «Поймите, что больных среди нас нет. Мы должны побеждать!»
Можно интересно и полноценно жить на коляске — это доказала Елена Акопян. Она заслуженный мастер спорта, окончила институт, образованна, остроумна. Она полноценнее очень многих так называемых здоровых, у кого есть руки, ноги.
Не могу не сказать о президенте Национального комитета спорта инвалидов Украины Валерии Сушкевиче. Это человек поразительной энергии и к тому же очень целеустремленный. Начал с того, что стал чемпионом Союза среди инвалидов. Потом понял, что нужна система, организация. Многое, что мы сегодня имеем в инвалидном спорте в Украине, сделано им. Дай Бог такую энергию и талант нашим здоровым руководителям.
Андрей ДАНИЛОВ, мастер спорта Украины международного класса:
— Я заболел еще не родившись — меня поразило вирусное заболевание, как осложнение после гриппа, которым заболела во время беременности моя мама. Только после операции, сделанной в более зрелом возрасте, я начал более-менее ходить.
У меня были знакомые, которые занимались рукопашным боем. Я начал с ними тренироваться и у меня укрепились ноги. Конечно, это было трудно — тренировки проводились в подвалах, да еще мой вид спорта был запрещен. Но уж очень хотелось почувствовать себя непобедимым. Потихоньку пробовал бороться. Когда выполнил первый разряд среди здоровых, понял, что это потолок, выше которого не прыгну — здоровый человек все-таки есть здоровый человек.
Как раз во время моих душевных сомнений мне предложили поехать в городскую администрацию поговорить там с Валерием Михайловичем Сушкевичем. Он мне рассказал, что организовывается инвалидный спорт и можно заниматься легкой атлетикой. Я ему как-то сразу поверил.
Поступил в Днепропетровский институт физкультуры и спорта, где познакомился с Ириной Борисовной Двоскиной. Попросили ее нас тренировать. Потихоньку начали улучшаться результаты. Наконец, поехали в первый раз на Олимпийские игры в Атланту. В этом году принял участие в Паралимпиаде в Сиднее. Выиграл на двух дистанциях в своем классе инвалидности две бронзовые медали. На 100 м у меня результат 13,20, а на 200 м — 27, 75 с.
Спорт мне, конечно, дал много. Если бы я им не занимался, не исключено, что даже не ходил бы.
Роман ДЗЮБА, мастер спорта международного класса:
— Я приехал в Днепропетровск учиться — у меня была мечта получить высшее образование. Однажды во время прогулки по центральной улице заметил, что за мной пристально наблюдают двое парней. Подумал сразу, что хотят попросить закурить. Они подошли ко мне и сразили вопросом: «У тебя что — ДЦП (детский церебральный паралич)? Мы спортсмены-инвалиды. Вернулись из Атланты с соревнований. Не хочешь попробовать себя в каком-нибудь виде спорта?»
Я ответил, что приехал учиться и на спорт у меня просто времени не хватит. Запомнилось, когда прощался с ребятами и хотел пожать руку, у одного из них не было кисти. Эта встреча врезалась в память, и я хотел с ними встретиться еще раз. Меня мучил комплекс неполноценности, который присущ инвалидам. Может, они знают, как выйти из этого состояния?
Поэтому очень обрадовался, когда мне однажды позвонила тренер Ирина Борисовна Двоскина. Она сказала, что спортсмены-инвалиды быстро прогрессируют — надо только заниматься. В случае со мной так и получилось. В конце концов я поехал на чемпионат Украины. Оказалось, что могу неплохо бегать и обгонять ребят с такими же проблемами. В 98-м году поехал на чемпионат мира и занял 4-е место. От бронзовой медали отделяли какие-то сотые доли секунды! Понял, что тренировался не зря.
В следующем году на чемпионат Европы в Ноттингене среди спортсменов-инвалидов, чьи возможности ограничены ДЦП, я поехал уже как претендент на медаль. На меня возлагались серьезные надежды. Выиграл со вторым результатом полуфинал. В финале за 20 метров до финиша свело ногу. Я упал. Такого кошмара еще не испытывал — телевидение вокруг, стадион полный людей, а я лежу и дергаюсь…
После этого случая целый год не учился — тренировался. И, как видите, тренер не просчиталась. Я получил две долгожданные серебряные медали в классе Т-35 на Олимпиаде в Сиднее. Двести метров я пробежал за 28,98 с, а стометровку за 13,88 с.
И еще я хотел сказать вот о чем: спорт реабилитирует психологически. Улучшение состояния спортсмена очень заметно. Теперь приеду в родной Днепропетровск и приступлю к занятиям. У меня факультет делового иностранного языка в Академии управления, бизнеса и права. Буду на четвертом курсе. Теперь я готов учиться с удвоенными силами.
Ольга КОВАЛЕНКО, врач сборной:
— В 95-м году во время подготовки к Атланте мне поручили в Днепропетровской медицинской академии на кафедре неврологии обследовать спортсменов-инвалидов. Тогда я плохо себе представляла, хотя и была врачом, каким образом инвалиды могут заниматься спортом, особенно спортом высоких достижений. Моей задачей было изучить гормональный фон у спортсменов-инвалидов и обследовать гемодинамику. Кроме того, я занималась психологическим тестированием спортсменов. Полученные результаты говорили о том, что реабилитация идет всесторонняя: социальная, психологическая, медицинская. Доказано, что у спортсменов-инвалидов улучшается периферическая гемодинамика, то есть кровообращение в сосудах, которые поражены. Во всех видах спорта получили положительные результаты, хотя степень улучшения различная. Одним из наиболее эффективных видов является плавание. Работать с пловцами я начала раньше всего, и там понятны факторы. К примеру, у спинальников в воде становятся возможными движения, которые невозможны на суше. Кроме того, вода является седативным фактором — успокаивает, вызывает положительные эмоции. Неудивительно, что плавание — самый популярный вид спорта среди инвалидов. Собственно говоря, с него начинался инвалидный спорт. Здесь достигнуты наиболее высокие результаты.
Результаты работы с инвалидами меня как медика очень радуют. У ребят были видимые поражения, а сейчас на них смотришь и порой даже не замечаешь инвалидности. Правда, сейчас начинаем сталкиваться с тем, что повышенные нагрузки дают о себе знать. До какого-то момента занятия спортом — это реабилитация, потом начинаются те же осложнения и проблемы, что и у здоровых спортсменов-рекордсменов.
Ирина ДВОСКИНА, тренер сборной:
— Развитие спорта инвалидов началось давно, еще в СССР. Таких больших масштабов, как сейчас, тогда это не получило, и, конечно, не были настолько высокими результаты. Когда Украина стала независимой, был организован Украинский центр инвалидного спорта в Киеве. В Днепропетровске находится Федерация спорта инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Ее президентом стал Валерий Михайлович Сушкевич.
Неудивительно, что в 94-м году именно в Днепропетровском институте физкультуры был осуществлен первый набор спортсменов-инвалидов. Это были ребята, которые принимали участие в чемпионатах Украины в различных видах спорта среди инвалидов.
Помню, как Валерий Михайлович пригласил меня к себе и сказал, что грядут Паралимпийские игры 96-го года в Атланте, а у нас есть спортсмены, которые показывают высокие результаты, и хотелось бы выставить команду. Я тогда скептически к этому отнеслась. Первый спортсмен, который начал у меня тренироваться, — Андрей Данилов. Вскоре я поняла, что недооценила перспективы, о которых мне говорил Валерий Михайлович. Когда я вникла в результаты, которые показывали другие спортсмены, то поняла, что мы можем бороться за высокие награды.
Если же говорить о спорте инвалидов как о реабилитации — физической, социальной, психологической, то, к сожалению, лишь на стадионе ребята-инвалиды чувствуют себя равными среди равных. Но как только они выходят за пределы стадиона, сразу руки, которые не функционируют, прячутся в карманы, надевается куртка с длинным рукавом. Если он хромает, то идет очень медленно, чтобы никто хромоты не заметил. Увы, люди у нас не воспринимают инвалида как нормального человека: на них оглядываются, показывают пальцем.
По поводу физической реабилитации могу привести пример. Есть медико-техническая классификация для инвалидов, то есть каждый инвалид выступает в своем классе. Когда инвалид начинает заниматься спортом, двигательные функции настолько восстанавливаются, что порой его переводят в другой класс для тренировок и соревнований. Это наглядный пример того, что дает спорт.
У меня тренировалась девочка с ДЦП — у нее были поражены рука и нога. Когда она пришла ко мне, ей было 11 лет. Разница в длине между одной и другой ногой в то время была 7 см, а сейчас… 2 см. То есть практически хромоты не видно. Реабилитация произошла за счет упражнений: растянулись сухожилия, укрепились мышцы. Они-то и стали держать сухожилия в растянутом положении. Таких примеров немало. К сожалению, многие родители не знают, что их детям можно помочь. Если есть нарушения опорно-двигательного аппарата, то первое, чем нужно лечить, — физическими упражнениями.
Считаю, что результаты нашей команды очень хорошие. Однако начинать готовиться к следующим паралимпийским играм нужно уже сейчас, а не за два месяца до отъезда. Выступления в Сиднее получились только благодаря тому, что каждый тренер старался сделать для своего спортсмена как можно больше на местах: выбивал питание, сборы, привлекал возможности, которые выделялись для здоровых спортсменов (благо, многие тренеры работают со здоровыми спортсменами и смогли включать в тренировочный процесс двух-трех инвалидов).
— А если сравнить с австралийскими возможностями?
— Они несравнимы. На тех стадионах, на которых мы работаем, уже нет никаких условий — дорожки никаким мировым стандартам не соответствуют. Вот мы были в Олсбери на сборах — это простое австралийское село. И тем не менее стадион прекрасный, оснащенный современнейшим инвентарем: диски, ядра, копья — какие хотите…
У нас же вообще нет копий со смещенным центром тяжести, поэтому заниматься метанием спортсмены не могут. Когда мои ребята тренируются в тренажерном зале, я считаю, что они совершают подвиг, потому что это непроветриваемое помещение, дышать невозможно. Не говорю уже о питании и обо всем остальном… Нет, нас с австралийцами нельзя сравнивать.
Валерий ХАБАРОВ, исполнительный директор Фонда Украины социальной защиты инвалидов:
— Украина первой из стран бывшего Союза приняла в марте 91-го года Закон о социальной защите инвалидов, на основании которого был создан наш фонд. Мы финансируем из бюджета все программы по социальной защите инвалидов — обеспечение автомобилями, протезно-ортопедическими изделиями, колясками, санитарно-курортным лечением, компенсационные выплаты. Вся материальная помощь, индивидуальная медицинская реабилитация также идет через нас, как и финансирование программ реабилитации инвалидов украинских обществ глухих и слепых.
В законе было записано, что все предприятия, независимо от форм собственности, должны иметь 5% работающих инвалидов. Если инвалидов нет, то сумму, равную среднестатистической стоимости рабочего места, необходимо отчислять в наш фонд — это ссуда на создание дополнительных рабочих мест для инвалидов. Однако некоторые предприятия с высокой стоимостью рабочего места начали жаловаться. Под их давлением в 94-м году через Верховную Раду норму уменьшили до 4%. То есть в принципе фонд потерял большое количество поступлений. Однако наша задача — не деньги собирать. Главное, чтобы работали инвалиды. К примеру, если в 94-м году в стране работало 168 тысяч инвалидов, то сегодня уже 260 тысяч.
Есть в Украине футбольная команда «Афган». Это афганцы-опорники без верхних и нижних конечностей. Очень сильная команда. К сожалению, ее не принимают в паралимпийское движение, так как опорники по международным стандартам не должны заниматься футболом — они якобы могут принести себе вред. Эту команду не включили в олимпийскую сборную. Но ребята не теряют надежды — они ездят на товарищеские встречи. Центр социальной реабилитации им в первую очередь сделал протезы по технологии известной немецкой фирмы «Отто-Бок».
Проблема с колясками не менее остра, чем с протезами. У нас их выпускает лишь Львовский протезный завод. Сейчас этим начал заниматься и кировоградский «Друкмаш», завод имени Артема. Впрочем, наши коляски очень тяжелые. Лучшая львовская коляска весит 45—47 кг. А мы закупили в прошлом году пробную партию из 60 немецких оттобоковских «Старт». Она стоит 2500 немецких марок, но нам их продали по 1200. А коляска, изготовленная в Украине, в среднем стоит 800 гривен. Так что разница в цене существенная, но и по качеству их не сравнить. Немецкие весят… 13,6 кг! Они удобны для использования в квартире и на улице и инвалидам очень нравятся.
Сейчас мы работаем с фирмой «Отто-Бок». Налаживаем крупноузловую сборку колясок силами инвалидов в Украине на нескольких предприятиях. В ближайшей перспективе — постепенный переход на изготовление отдельных узлов у нас, чтобы потом полностью перейти на создание таких колясок в Украине. Львовский протезный завод сегодня работает с фирмой «Майер» по созданию совместного предприятия.
За границей инвалид сам выбирает себе такую коляску, какую хочет. У нас ему предлагают, что есть. Со следующего года мы начнем делать коляски для молодых инвалидов. Они с ними смогут принимать более активное участие в общественной жизни. Два года назад наш фонд из внебюджетных денег проплатил проектирование активных маленьких колясок. 40 штук сделало частное предприятие при заводе им.Артема. Сегодня этими изделиями занимается запорожский завод «Искра». Надеемся, что у них получится серийный выпуск.
К сожалению, финансирование с каждым годом ухудшалось. На социальные программы сначала выделялось 160 миллионов, потом 120, наконец 110 миллионов гривен. В прошлом году мы получили 46% запланированного финансирования. В этом году, благодаря усилиям правительства, Министерства труда и социальной политики и настойчивости фонда, профинансирована вся запланированная сумма — 130 миллионов гривен. Совместно с министерством разработали программу (за счет наших остатков денег, внебюджетных и целевых средств) ликвидации задолженности по социальным выплатам инвалидам к 3 декабря.
И это, пожалуй, не менее важная победа. Не только для инвалидов, но и для всего общества.