UA / RU
Поддержать ZN.ua

Есть кому подписать договор, и есть кому за него отчитаться?

В июле в Украине с медиавизитом, посвященным программам профилактики и лечения ВИЧ/СПИДа, проблемам туберкулеза, побывали представители иностранных СМИ, в частности немецкие, австрийские и польские журналисты...

Автор: Виктория Сорокопуд

В июле в Украине с медиавизитом, посвященным программам профилактики и лечения ВИЧ/СПИДа, проблемам туберкулеза, побывали представители иностранных СМИ, в частности немецкие, австрийские и польские журналисты. Инициированный Глобальным фондом для борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией (ГФ) и поддержанный Международным альянсом по ВИЧ/СПИД в Украине, Фондом Рината Ахметова «Развитие Украины» и Всеукраинской сетью людей, живущих с ВИЧ/СПИД, визит проходил в достаточно нестандартном формате. За пять дней иностранные журналисты успели побывать в гостях у тех, кто, согласно результатам многочисленных исследований, наиболее подвержен риску инфицирования ВИЧ и нередко имеет двойной (ВИЧ/туберкулез) диагноз — потребителей инъекционных наркотиков (ПИН), женщин коммерческого секса (ЖКС), мужчин, практикующих секс с мужчинами (МСМ), «детей улицы» и заключенных. По словам специалиста по работе со СМИ Глобального фонда Марселы Роджо, данный пресс-тур был организован для того, чтобы страны, являющиеся донорами ГФ, увидели, какие и в каких масштабах программы он поддерживает и насколько они эффективны сегодня. Кроме того, очень скоро Украина впервые получит от ГФ «туберкулезный» грант, суммарный объем которого при успешном преодолении первого двухлетнего рубежа составит 98 млн. долларов.

Напомним, что более 72% мероприятий, запланированных Национальной программой по
ВИЧ/СПИДу на 2004—2008 годы, финансировались именно Альянсом, который в 2004 году стал основным получателем международной помощи. Почему? Первый грант на борьбу с этой эпидемией Украина получила еще в 2003 году — тогда распоряжение финансовыми потоками было вверено трем основным реципиентам: Министерству здравоохранения, ПРООН и Украинскому фонду борьбы с ВИЧ-инфекцией и СПИДом. Но вследствие «проблем с управлением грантом» или, иными, отмывания средств и воровства, действие гранта было приостановлено. Это привело к тому, что впервые в мировой практике за «монопольную реализацию» таких огромных средств стала отвечать негосударственная организация. Кстати, по данным самого ГФ, 41% всех организаций, занимающихся реализацией программ, являлись министерствами здравоохранения и только 2% — частным сектором. Возможно, именно поэтому сложившуюся вокруг «туберкулезного» гранта ситуацию можно назвать уникальной. Ведь сегодня не украинский Минздрав, а созданный Ринатом Ахметовым фонд станет получателем средств и во всеукраинском масштабе займется палочкой Коха.

Как оказалось, Украина то в лице Минздрава, то в лице международной организации PATH, то общества Красного Креста уже не единожды подавала заявку в ГФ, но не смогла выиграть ни в одном раунде. «Мы не писали новую заявку, — говорит руководитель проекта «Остановим туберкулез» БФ «Развитие Украины» Татьяна Билык. — Условием предыдущего года была ее переподача. В восьмом раунде было 13 или 15 слабых мест — мы их учли и переподали заявку. Сначала нам отказали, но фонд инициировал апелляцию в ГФ и мы доказали, что учли все замечания, вынесенные по прошлому году, что заявка качественная. ГФ принял нашу аргументацию. Более того, нам дали достаточно высокую категорию — вторую, которой у Украины в предыдущих заявках по туберкулезу еще не было.

— Вы упомянули об «ошибках», допущенных в заявке восьмого раунда. О чем идет речь?

— Много средств было заложено на поддержку лабораторной сети. Это вызвало недоумение, ведь в Украине она достаточно обширная, но при этом ни одна из лабораторий не работает качественно — нет оборудования, не хватает обученных специалистов, хотя бюджетные деньги туда все-таки идут. Поэтому есть смысл провести реорганизацию лабораторной сети согласно потребностям региона, определить необходимое для области количество лабораторий
1-го, 2-го и 3-го уровня. Кроме того, в заявке для девятого раунда мы прописали и инфекционный контроль, которого раньше не было. Почему? Пациент, попадающий в туберкулезную больницу, нередко инфицируется там другими формами ТБ, очень часто заболевает и медперсонал, то есть соблюдение инфекционного контроля для нашей страны является сегодня не менее серьезной проблемой. Также будут осуществляться закупки препаратов второго ряда для очень сложных форм туберкулеза и...

— Кто именно будет закупать? Вы, Минздрав или какие-то другие структуры?

— Мы полностью вывели закупки как препаратов, так и медицинского оборудования из Минздрава и отдали их Международному альянсу по ВИЧ/СПИД, у которого есть уже доказавшая свою эффективность система закупок.

— Кого бы вы хотели видеть в будущем рядом с собой в качестве основного реципиента данного гранта?

— Мы надеемся, что одним из основных реципиентов станет государственная команда, чтобы ГФ, предоставляя Украине грант, знал, что в этой стране есть кому подписать договор и есть кому за него отчитаться».

Еще в начале медиавизита представитель ГФ акцентировала внимание на том, что сейчас архиважной становится профилактика передачи вертикальной трансмиссии ВИЧ от матери к ребенку и что до 2015 года эта проблема может быть устранена, ведь ВИЧ+ мамы имеют все шансы родить здорового ребенка. В клинику для лечения больных ВИЧ-инфекцией и СПИДом детей Украинской детской специализированной больницы «Охматдет», с которой, собственно, и начался пресс-тур западных журналистов, маленькие пациенты приезжают из всех областей. Точнее, в клинике находятся самые тяжелые. Хотя мы вроде бы и прогрессируем в профилактике передачи ВИЧ от матери к ребенку, общее число малышей с подтвержденным статусом продолжает увеличиваться. На 1 января 2010 года под наблюдением находилось 2418 детей с ВИЧ-инфекцией, в том числе 575 имели СПИД и еще 6222 ребенка пребывали на стадии подтверждения ВИЧ-инфекции.

В рамках медиавизита представители западных СМИ посетили не только связанные с ВИЧ/СПИДом и туберкулезом госучреждения Киева и Донецкой области, среди которых и клиника Института эпидемиологии и инфекционных болезней им. Л.Громашевского, и Донецкая областная клиническая туберкулезная больница, и первый в Украине Тренинговый центр по обучению борьбе с туберкулезом, и киевский кабинет здоровья для МСМ, и Ждановская исправительная колония №3, что в Донецкой области, но и целый ряд негосударственных организаций, работающих с ПИН, ЖКС и МСМ. Как оказалось, на киевских улицах, как на улицах сотен других украинских городов, существуют невидимые глазу простого обывателя уличные пункты обмена шприцев для ПИН, а среди вереницы маршрутных «Богданов» «припрятаны» и работающие с квартирными и трассовыми ЖКС мобильные амбулатории. В них женщины могут за 15 минут не только пройти экспресс-тест на ВИЧ, сдать анализы на передающиеся половым путем инфекции, но и получить бесплатные презервативы, лубриканты и т.д.

— Сейчас Украина готовит новую заявку по ВИЧ/СПИД, — говорит исполнительный директор Международного альянса по ВИЧ/СПИД в Украине Андрей Клепиков. — В ней рекомендованы три основных реципиента — Альянс-Украина, «Всеукраинская сеть ЛЖВ» и Украинский центр профилактики и борьбы со СПИДом. Если ее одобрят, то финансирование, скорее всего, начнется с января 2012 года. Но если новых средств не будет, для страны это может обернуться катастрофой.

— Если ГФ предоставляет государству грант, то всегда существует ряд условий, на основании которых страна-реципиент его получает. Одним из главных условий выигранного нами в шестом раунде гранта было введение практики ЗПТ для потребителей инъекционных наркотиков. Какими могут быть соглашения будущего гранта?

— Вероятнее всего, основная договоренность будет связана с государственным реципиентом. Наверняка в процессе принятия решения ГФ попросит продемонстрировать, насколько прозрачными стали наши государственные закупки, то есть оценит уже достигнутые сегодня Украиной результаты. После того как в 2003 году ГФ приостановил выдачу средств трем основным на тот момент реципиентам и попросил Альянс взять на себя обязанности распорядителя гранта, все препараты мы закупили значительно дешевле государства. К примеру, один из необходимых препаратов мы закупили по цене в 27 раз ниже той, по которой его закупило государство.

— То есть, речь идет о том, насколько наше государство сможет быть честным?

— Я бы даже сказал — системно честным. Если Украина стремится выиграть в следующем раунде и хочет, чтобы через два года ей снова оказали финансовую помощь в борьбе с ВИЧ/СПИДом, уже сегодня она должна быть готова продемонстрировать свою честность.