UA / RU
Поддержать ZN.ua

Эпидемия по разнарядке

Золотая осень в этом году, как и много лет подряд, началась в нашей стране традиционно. Нет, не хризантемы и не полыхающие красками клены, сообщили нам о ее приходе — об этом позаботился Украинский центр гриппа и ОРЗ...

Автор: Ольга Скрипник

Золотая осень в этом году, как и много лет подряд, началась в нашей стране традиционно. Нет, не хризантемы и не полыхающие красками клены, сообщили нам о ее приходе — об этом позаботился Украинский центр гриппа и ОРЗ. Всю прошлую неделю средства массовой информации — электронные и печатные — цитировали директора этого учреждения, который в очередной раз запугивал народ тем, что эпидемия страшного гриппа уже не за горами. Бегущая строка на телеканалах авторитетно и лаконично, как в былые времена советский телеграф, сообщала: «Эпидемия гриппа начнется в начале декабря. Фролов». Врачи-практики встречают подобные заявления с легкой усмешкой — несколько лет подряд в нашей стране не было мало-мальски заметной эпидемии гриппа. Кое-где небольшие вспышки были, но не столь массовые и серьезные, чтобы из года в год пугать ими народ. Но ведь пугают. Значит, знают зачем.

Год назад ситуация была аналогичной — представители Украинского центра гриппа объявляли эпидемию с осени и до самой весны, каждый раз перенося ее приход на пару недель. Более того, эпидемию перекрестили на пандемию, окончательно запугав доверчивых пациентов. И в Интернете, и в эфире гуляли страшилки, которые усиленно напоминали об «испанке» и угрожали мирному населению невероятным количеством жертв. Со ссылкой на ВОЗ стремительно менялись цифры — с нескольких тысяч доросли ни много ни мало до 300 миллионов. Разумеется, касательно всей планеты. Но, по мнению пророков, эта беда не миновала бы и Украину.

Согласитесь, в наше время медицинская помощь несколько отличается от той, которая была в годы «испанки». И результаты лечения вируса гриппа — соответственно. Поэтому для убедительности воспользовались шумихой вокруг птичьего гриппа. О каждой жертве сообщалось не столько с сожалением и сочувствием, сколько с плохо скрытым триумфом — вот видите, а вы не верили! Вирусологи, как и инфекционисты, высказывались осторожно, поскольку точно не было известно, от чего умерли люди в Юго-Восточной Азии, оказывалась ли им адекватная медицинская помощь — ведь в основном сообщения шли о случаях смерти в отдаленных деревнях, где и врача-то никто не видел. Но кто будет слушать эти рассуждения, когда рекламная кампания уже набрала обороты! Нет, рекламировался не грипп, а вакцина против него. И настолько убедительно, что власти многих городов щедро выделяли средства из своих небогатых бюджетов на вакцинацию так называемых групп риска. Помнится, на этот крючок неоднократно попадался и киевский голова, который подписывал распоряжение о проведении противоэпидемических мероприятий в школах-интернатах, домах престарелых и детских домах.

По мнению академика Жанны Возиановой, несомненного авторитета среди инфекционистов и эпидемиологов, гриппом у нас просто спекулируют. Его «определяют» в любое время года, даже вывели «новый» штамм, неизвестный официальной науке.

«Когда не знают, чем болен пациент, пишут: «Летний грипп». Имейте в виду, если у вас определили такую болезнь — немедленно меняйте врача. Летом гриппа не бывает. Да и не каждую зиму он встречается, хотя у нас, как показывает опыт, это универсальный диагноз: около 95% всех инфекционных заболеваний в Киеве списывают на грипп и ОРВИ. Ведь это очень удобно: объединить в одну десятки различных болезней с респираторным синдромом и даже без него — тогда и специфическая диагностика не требуется, и эпидемию гриппа можно объявлять хоть каждый год. А это уже повод для объявления карантина, проведения массовых вакцинаций и других мероприятий, требующих немалых материальных затрат. Несколько лет подряд было очень много шумихи, сколько сил и средств потрачено было на борьбу с эпидемией, но… гриппа в клинике мы так и не видели! Под диагнозом грипп или ОРВИ могут «спрятать» все что угодно — от геморроя до туберкулеза.

Мы как-то подсчитали: за один год через наше отделение прошли больные примерно с 50 различными заболеваниями, а направлены они были со стандартным диагнозом «грипп». Тревогу вызывает то, что большинство пациентов госпитализировали в тяжелейшем состоянии — ведь с таким диагнозом, как правило, начинают заниматься самолечением», — считает Жанна Возианова.

Несколько лет не только в столице, но и в других регионах эпидемии гриппа, к счастью, не было. Хотя траты — и немалые! — на него были. В Крыму например. В декабре прошлого года из резервного фонда были выделены средства для вакцинации аж 400 тысяч жителей полуострова. Согласитесь, группа риска получилась весьма многочисленная. Как выявила проверка ГлавКРУ, на закупку противогриппозной вакцины было потрачено 2,7 миллиона гривен. Правда, просили средства для 400 тысяч пациентов, а закупили только 127,7 тыс. доз. Пока оформили, пока привезли, сезон гриппа, судя по всему, уже был на исходе. Как же распорядились этим специфическим медпрепаратом? По официальным данным МЗ, предоставленным в ГлавКРУ, прививка была сделана всего 14,8 тыс. крымчан. Но кроме этого каким-то чудом удалось списать еще 108,5 тысячи доз вакцины. Остаток же — более 4 тысяч доз на сумму почти 86 тысяч гривен — просто пропал, потому как на момент проверки истек срок годности препарата.

Исходя из результатов проверок, проведенных ГлавКРУ и Счетной палатой Украины, Минздрав умеет с толком использовать бюджетные деньги. Правда, пациенты почему-то этого не ощущают. И все же если кто-то, принимающий решения, обратит внимание на результаты проверок, то может случиться, что денег на вакцинацию и не выделят. Просто так не выделят, но если вовремя подсуетиться и припугнуть эпидемией, то, глядишь, и воздастся. И неплохо воздастся, ведь вакцина постоянно дорожает, а в группу риска можно включить полстраны. Опять же и производители в долгу не останутся — ведь это товар скоропортящийся, нужно найти способ его реализовать. Теплая осень несколько затормозила процесс — в такие дни мало кто верит плохим прогнозам. Но с первыми морозами появились и первые страшилки. «Несмотря на то, что к нам придут совершенно новые формы вируса — Висконсин и Малайзия, — вакцины содержат их штаммы», — сообщают Интернет-издания со ссылкой на директора Украинского центра гриппа Аркадия Фролова и передают его рекомендацию — немедленно делать прививки.

Когда слышишь об опасности со всех сторон, поневоле начинаешь верить, что это угрожает и тебе, и твоим близким, и с благодарностью принимаешь совет, как избежать таких неприятностей. Но поскольку специалисты центра гриппа каждый год советуют одно и то же, это несколько снижает уровень доверия и заставляет искать другие источники информации. Каково же было мое удивление, когда на официальном сайте ВОЗ я обнаружила рекомендации несколько другого характера — оказывается, вакцинацию против гриппа в Северном полушарии следует проводить с ноября 2007-го по апрель 2008 года. То есть — через год. Или мы уже не в Северном полушарии?

— Действительно, ВОЗ называет три штамма гриппа, которые будут циркулировать в ближайшее время, но вначале они посетят Южное полушарие планеты, а потом, почти через год, заглянут и к нам, — объяснил мне Анатолий Печенка, заведующий кафедрой инфекционных болезней Национального медицинского университета имени А.Богомольца. — Пока же рекомендации касаются экваториального региона, а вовсе не европейских стран. Все три вируса, названные ВОЗ, можно сказать, наши «знакомые» — они уже циркулировали по планете, в том числе и в Украине. Как видно из аналитической справки, небольшие вспышки Н1N1 (его называют Новая Каледония) были зафиксированы в Азии, Африке, а также в Европе — в частности в Латвии, России и Украине. Вирус Н3N2 (Висконсин) — тоже не новый для нас, этот штамм циркулирует уже 30 лет, он никоим образом не может вызвать эпидемию. И, наконец, грипп В (т.н. Малайзия) тоже в последние годы засветился, так что новым для нас он не будет. Поэтому говорить об эпидемии, а тем более о пандемии — нет никаких оснований.

— А при каких обстоятельствах возможна пандемия?

— Когда появится новый штамм вируса гриппа А. Тогда вспышкой, как принято определять случаи заболевания, не обойтись, может возникнуть пандемия. Но следует учитывать, что под вспышкой у нас и за рубежом подразумеваются разные ситуации. У них даже пять-шесть случаев попадают под это определение, а у нас счет начинается с нескольких сотен. Кстати, в США, как правило, используют понятие «колд» — простуда. Известно, что всего существует около 300 вирусов, которые поражают дыхательные пути, их никто не различает — отсутствуют как специфическое лечение, так и диагностика. Но зато грипп стоит отдельно и к нему особый подход. А у нас наоборот — каждая простуда именуется гриппом и каждый случай, когда неясен диагноз. А это опасно прежде всего тем, что люди, насмотревшись рекламы, занимаются самолечением.

— Насколько опасен грипп, настоящий, вирусный?

— Грипп не имеет хронической формы — больной или выздоравливает, или... нет. Настоящий грипп — это тяжелое заболевание, которое сопровождается высокой температурой, кашлем, болями в мышцах, иногда больной даже бредит. Если организм здоровый, он относительно быстро с этим справится, но для хронических больных, пожилых людей такое состояние опасно, оно требует врачебной помощи. Скажем, для пациентов с сахарным диабетом он опасен тем, что может вызвать осложнение в виде пневмонии или менингита. Именно поэтому так опасно самолечение. Лет восемь назад в нашем отделении действительно был грипп — к нам привозили пожилых людей именно с такими осложнениями. Но в последние годы не было ни единого подобного случая, как, впрочем, и эпидемии гриппа», — заверил Анатолий Михайлович.

Но зато вакцинация не просто рекламировалась, а можно сказать — навязывалась. И хотя пугали больше птичьим гриппом (Н5N1), против которого, как известно, вакцины нет, все равно настойчиво рекомендовали немедленно обратиться в клинику и сделать прививку.

«Ни один вирус гриппа, с которым сегодня имеет дело медицина, не был человеческим — все это вирусы птичьего гриппа, что абсолютно точно доказано молекулярно-биологическими анализами, — объяснил заведующий кафедрой вирусологии биологического факультета Киевского национального университета имени Т.Шевченко профессор Валерий Полищук. — Все штаммы гриппа, которые попадали к людям, были «перебежчиками» от доноров — птиц, то есть вирусами, которые мутировали, находили себе новый круг хозяев. Но это вовсе не означает, что вакцину для птиц можно предлагать для людей, она точно не подходит. В мире достаточно много лабораторий, которые готовы при помощи современных биотехнологий производить необходимые вакцины, только проблема в том, что никто не знает, к какому конкретному штамму их нужно подбирать. Стратегия защиты населения планеты от возможной пандемии птичьего гриппа заключается в том, что как только где-нибудь начнется вспышка, она будет локализована, выделят штамм, который ее спровоцировал, и буквально за две недели лаборатории приготовят биотехнологические вакцины, которые и решат первичную проблему.

Но следует учитывать и то, что вирус — своеобразный гость в организме, а гостю невыгодно убивать своего хозяина — ибо он тогда останется голодным и бездомным. Более того, за годы сосуществования вирусы научились вести себя так, что хозяева даже не очень их замечают — они им почти не мешают. Это касается не только птиц. В организме человека живут разнообразные вирусы, но латентно, они дают о себе знать в исключительных случаях. Тяжелое поражение, как правило, случается, когда организм очень ослаблен и не может защищаться».

Если иммунитет по какой-либо причине ослаблен, то вакцинация, по мнению медиков, вместо щита может стать весьма опасным оружием. И советовать ее всем без исключения — по крайней мере неэтично. Но вся беда в том, что у нас до сих пор нет ни стандартов лечения, ни ответственности за врачебные ошибки и заочные рекомендации. Известно, что в США были зафиксированы трагические случаи, когда пациенты умирали после прививки гриппа. Дело доходило до суда, и родственники получали максимально возможные — около миллиона долларов — компенсации за моральный ущерб. Да, эти деньги не вернули безвременно ушедших близких и родных, но это заставило более серьезно относиться и к прививкам, и к рекомендациям, и к самим пациентам. Там никому в голову не придет поголовно делать прививки людям из группы риска. Ведь любой специалист знает, что перед вакцинацией необходимо обследовать пациента, убедиться в отсутствии противопоказаний. У нас же в прямом эфире украинского радио на всю страну звучит рекомендация — прививки нужны всем, а тем более пожилым людям. И никакой альтернативы. Известно, что слово доктора имеет особое влияние на людей. Вероятно, этим и пользуются фармфирмы, которые давно мечтают о поголовной вакцинации всего населения.

А ведь идея эта не новая, как говорится, она прошла испытание временем. Известно, что в Японии с 1976 года прививки против гриппа стали обязательными — школьникам их делали дважды в год. Но со временем были получены ошеломляющие результаты — заболеваемость возросла в 12 раз! Понадобилось почти 10 лет, чтобы сломить сопротивление тех, кто лоббировал массовую вакцинацию против гриппа. Но что интересно, когда количество прививок уменьшилось в три раза, заболеваемость, вопреки прогнозам производителей вакцины, не возросла, а наоборот — значительно снизилась. В стране, по словам медиков, было зафиксировано немало трагических последствий бездумной вакцинации — почти 50 детей умерли, а около сотни остались инвалидами.

То, что вакцина — небезопасный медпрепарат, подтверждает и недавнее сообщение из Израиля. Министерство здравоохранения приостановило вакцинацию населения, после того как скончались четверо пожилых людей, получивших такую прививку. Пока идет разбирательство, но уже известно, что этим пациентам делали прививки по крайней мере три года подряд. (В Украинском центре гриппа и ОРЗ этот факт, по видимому, считают недостойным внимания — во время прямого эфира директор просто отмахнулся от вопроса ведущей — дескать, о чем говорить, если всем пациентам было за 70!) Однако этот трагический случай подтверждает правильность выводов специалистов, которые считают ежегодные прививки против гриппа весьма нежелательными, а точнее — опасными. В качестве доказательства приводят случай на одном из промышленных гигантов, где работодатель согласился оплатить вакцинацию рабочих, чтобы избежать эпидемии на круглосуточном производстве. Первый раз все прошло успешно, но через год картина была совсем не радостной — титры антител были на порядок ниже, чем прежде, и очередная респираторная инфекция, посетившая город, отправила полкомбината на больничный. В этой связи, по мнению инфекционистов, заслуживает внимания опыт московских властей, которые уже несколько лет подряд по-своему ведут борьбу против ОРВИ и гриппа. Там, в отличие от нас, к группе риска относят в первую очередь медицинских работников, которые контактируют с больными как в поликлиниках, так и во время вызовов на дом. За счет бюджета для них закупают витамины и медпрепараты, которые индуцируют интерферон, повышая тем самым иммунитет. По крайней мере, это весьма полезно для здоровья в холодное время года. А пенсионеры, на которых у нас списывают тысячи доз дорогостоящей вакцины, в разгар эпидемии как раз спокойно могут сидеть дома и не ловить вирусы в многолюдных местах. В качестве профилактики намного эффективнее будут излюбленные народные средства — от чеснока до лимона с медом. Главное, чтобы они меньше радио слушали, особенно когда их призывают делать прививки против гриппа, который, если и придет в Северное полушарие, то только через год после того, как одолеет экватор. По крайней мере, так считают международные эксперты.