UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЕДИНСТВО ЦЕЛИ

«…без великодушных идей человечество жить не может». Ф. Достоевский Вопреки расхожему мнению о т...

Автор: Андрей Любшин
В цеху завода

«…без великодушных идей человечество жить не может».

Ф. Достоевский

Вопреки расхожему мнению о том, что все светлые головы давно укатили на Запад или в крайнем случае обосновались в частных фирмах, жизнедеятельность ряда наших государственных предприятий свидетельствует: в Украине есть толковые люди, для которых интересы державы не пустой звук, а важнейшая составная их профессиональных и ценностных приоритетов. Опыт подобных предприятий должен быть как минимум известен, и данная статья открывает краткий ряд публикаций, посвященных эффективному и не случайно удачному государственному проекту — созданию отечественного производства инсулиновых препаратов на киевском заводе «Индар».

В свое время на создание собственного инсулина США истратили 1,2 миллиарда долларов, а сам процесс занял почти 20 лет. Дания работала над своим препаратом по программе Маршалла в течение 15 лет и вложила 200 миллионов отнюдь не условных единиц. Германии инсулин обошелся в 300 миллионов немецких марок и 12 лет интенсивного труда.

Украинское государство в закупку оборудования и технологии инсулинового производства инвестировало 78,5 миллиона немецких марок; на реконструкцию строений, помещений, а также их оснащение, согласно стандартам GMP, ушло 8 миллионов гривен. Для приобретения субстанций, химикатов и вспомогательных материалов предприятие получило товарный кредит под гарантию правительства на сумму 15 миллионов немецких марок. Таким образом, общие затраты составили 144,5 миллиона гривен. Выпуск же инсулинов под своими торговыми марками «Индар» наладил уже на шестом году с момента первого упоминания о будущем производстве в государственных директивах.

Крутой маршрут

— Инсулиновая тематика во всех своих измерениях исключительна, — убежден директор предприятия, доктор биологических наук, профессор Алексей ЛАЗАРЕВ. — Фактически речь идет об унитарном мировом рынке, на котором, по существу, работают всего три компании: датская — «Ново Нордиск», американская — «Эй Лилли» и немецкая — «Хёхст» (нынче «Авентис-фарма»). Ни в одной отрасли мировой экономики такой монополизации на товары и услуги больше нет. Посему неудивительно, что становление отечественного инсулинового производства имеет весьма неординарное происхождение и не менее исключительный способ решения.

Дело в том, что стремление части научного сообщества страны выйти из-под диктата мировых производителей инсулина долгое время категорически расходилось с интересами определенных групп людей, ориентированных на эти транснациональные компании. Но в 1998 году, когда Украина уже имела базу в виде немецких лицензионных материалов, произошла консолидация отечественной управленческой и научной мысли. Соединение интеллектуального ресурса украинской стороны с оборудованием и технологией из Германии, позволило бы решить инсулиновую проблему в государстве. Завод был создан процентов на 80, но это еще ничего не решало. Мясокомбинат, где это все начиналось, не мог освоить этот проект практически, а научные силы, способные уйти от кабальной зависимости требований фирмы «Хёхст», не имели доступа к необходимым инвестициям. И что скрывать — решающее значение для успеха наших усилий имело личное патронирование инсулинового проекта Президентом страны и его администрацией. Весьма реальной была и помощь нового руководства «Госкоммедбиопрома». А вновь созданная команда «Индара» не только использовала предоставленные шансы на все сто процентов, а даже вышла за его пределы.

Сюда же следует добавить, что эндокринологическая служба страны, возглавляемая директором Института эндокринологии и обмена веществ им. В.Комисаренко, профессором Николаем Тронько, полностью восприняла и результаты, и динамику работы индаровцев, что было крайне важно. Ведь сначала все в один голос говорили: производства инсулина в Украине не будет никогда. Когда же стало ясно — производство состоится, «доброжелатели» начали убеждать нас в том, что эти препараты не будут востребованы ни больными, ни эндокринологами. Но очень скоро выяснилось, что такая востребованность есть. Исторически сложилось так, что существовала хроническая и очень острая нехватка лекарств у больных сахарным диабетом.

Поэтому я всегда и говорю: если появляется качественный продукт, он всегда найдет дорогу к людям. Иное дело, что сопротивление ему может быть организовано с ни чем не прикрытым цинизмом. Но это уже другая тема.

В год пуска завода его доля на отечественном рынке инсулиновых услуг составила всего лишь восемь процентов, в 2000-м — уже 43, в прошлом году — около 76 процентов. Сегодня, согласно неуклонно исполняемому графику госзаказа, предприятие поставляет почти 82% необходимых стране лекарств. Совсем недавно «Индар» изготовил 10-миллионный флакон инсулина и продолжает наращивать производство.

Своя рубаха ближе к телу

Собственные инсулины — это, прежде всего, доступные инсулины. Их наличие — важнейший фактор психологического равновесия человека с диабетом, а проведение интенсивной инсулинотерапии — самая предпочтительная методика предотвращения грозных последствий диабета — его осложнений. Недаром этот недуг называют болезнью с тысячью лиц. Только излечение его тяжелейших последствий ежегодно обходится стране в миллиард гривен. Нынешняя норма обеспеченности больных нужными препаратами резко уменьшила их пребывание в эндокринологических отделенях больниц, сократила количество ампутаций нижних конечностей, случаев слепоты, сохранила жизнь сотням людей. И величайшим достижением молодого Украинского государства стала централизованная закупка препаратов за средства госбюджета. Тут тоже есть свои нюансы.

По мнению академика Андрея Ефимова, в «доиндаровские» времена госбюджет «закрывал» не более 18% реальной потребности в инсулинах. Но больные на себе ощущали все коварство даже такой «средней температуры по палате». Иностранные компании работали исключительно в индустриально развитых регионах — там, где в местных бюджетах денег побольше. Аграрные области, не имеющие финансовых ресурсов на закупку препаратов, пребывали в недопустимом забвении. Надо ли говорить, что география и объемы поставок инсулинов «Индара», в противовес подобной практике, имеют только один критерий — они поступают всюду, где нужны. Механизм обеспечения ими прозрачен и справедлив: равны все — от Киева до заштатной глубинки. Диабетикам гарантированы безоплатные, регулярные и бесперебойные поставки высококачественных лекарств, независимо от места проживания инсулинозависимого больного.

Но это результат невероятно упорного труда. Во всех странах мира суммарная продукция «Ново Нордиска» и «Эй Лилли» занимает обычно не менее 96% потребляемых препаратов. Украина — единственное государство, где «родные» инсулины в количественном отношении завоевали лидирующие позиции.

Прежде всего надо было невиданными темпами расширять ассортиментный ряд выпускаемых препаратов. За три с половиной года пройден путь от одной лекарственной формы инсулина до пятнадцати. Совсем недавно завод начал производство трех картриджных форм человеческих инсулинов в комплекте с английской шприц-ручкой AUTOPEN. Для этого на предприятии запущена новая производственная линия мощностью до 150 тысяч картриджей в год. Она обошлась «Индару» в 140 тысяч долларов, но зато теперь дети, беременные женщины, люди со слабым зрением и тяжелобольные полностью обеспечены этой удобной формой введения лекарства. Между прочим, согласно маркетинговым планам предприятия, шприц-ручки будут предоставляться пациентам бесплатно, и сейчас завод осваивает собственное производство этих инъекционных приспособлений. В декабре 2002-го «Индар» представил на регистрацию в Украине субстанцию и шесть готовых форм генно-инженерного инсулина.

Таким образом, украинские больные смогут полностью обходиться отечественными препаратами.

Специалисты считают, что полный цикл производства инсулиновых препаратов на отечественном предприятии — основное и самое значительное достижение индаровцев. В мире подобные предприятия можно пересчитать на пальцах одной руки.

Следует отметить: «Индар» работает прежде всего для малоимущих слоев населения. Но цены на лекарства все эти годы зависели от необходимости рассчитываться за товарный кредит, предоставленный немецкими компаниями в период пуска завода. И вот наконец, когда Германии возвращены «живые» деньги, руководство предприятия объявило о том, что по инициативе завода цены на инсулины, поставляемые в этом году по госзаказу, снижены на 15%. (Хотя, честно говоря, не очень-то и понятно, почему качественные лекарства, ни в чем не уступающие мировым, должны быть дешевле.)

И еще о госзаказе. В прошлом году за свою продукцию, отправляемую по стране согласно утвержденному графику поставок, завод пять месяцев не получал ни копейки. Общая задолженность предприятию выросла до 39 миллионов гривен. В этих условиях завод брал внутренние кредиты и отправлял инсулины во все регионы Украины, потому что «мы ощущали огромную ответственность перед больными», — комментирует этот факт Алексей Лазарев. К счастью, новый министр здравоохранения Андрей Пидаев подходит к проблеме с государственных позиций, и завод уже получил задержанные платежи.

Окончательный анализ

Как известно, коммерческие интересы обычно определяют весь характер действий любого предприятия. На «Индаре» этого не могут не понимать и считают каждую гривню: снижают издержки, освобождают ресурсы. И тем не менее неожиданно резко удешевляют инсулины по госзаказу. Очевидно же — в ущерб своим интересам. Почему? Если хотите, в этом есть и определенная демонстрация своей позиции. Тут налицо элемент совершенно нового для нашей трудновыживаемой страны мышления. «Сначала думай о Родине», — мысль старая, но если ее очистить от спекуляций, вырвать из рук тех, кто живет по принципам «фарцы», а свои неблаговидные деяния прикрывает высокой фразой, окажется, что она и людям понятна, и чистоту свою сберегла. Не говори о возрождении — сделай что-то полезное, не клянись на Библии — элементарно не воруй, и что-то в этом мире сдвинется к лучшему.

«Цель «Индара» — не строка в бюджете, а здоровье людей. И мы просто обязаны добиться того, чтобы брэнд «Индара» для инсулинозависимых и врачей стал нарицательным, и безусловно ассоциировался с гарантированным обеспечением и безупречным качеством лекарств. Убежден, что непременно так и будет», — скажет А.Лазарев уже в первый год существования завода.

Время подтвердило чистоту индаровского кодекса. Для завода госзаказ — закон жизни. И менеджеры предприятия приучают к этой спасительной для больных мысли и чиновников, и местную власть, и, порою, увы, нерадивых врачей. Роль «Индара» в утверждении порядка формирования госзаказа в стране трудно переоценить. А за ним — тысячи спасенных судеб.

Доктрина

Как только завод прекратил безоблачный «дележ» бюджетной валюты импортерами инсулина и их «сподвижниками», на «Индар» объявили сезон охоты. Надо признать — организован он был отменно, инсулиновое «сафари» не прекращалось ни на один день. Расчет был на то, что предприятие уйдет в глухую защиту, увязнет в объяснениях, всецело переключится на тяжбу. Но не тут-то было. «Индар» пришел на фармрынок не «голым королем». Он заявил новую систему ценностей для всех — больных, врачей, конкурентов, общества в целом — и последовательно пошел на ее воплощение. Одной из своих опор он выбрал бизнес с «человеческим лицом».

Намного позже, когда «Индару» уже поверили, на семинаре в рамках выездного заседания правления Европейского региона Международной диабетической федерации А.Лазарев скажет: «Вопреки бытующему представлению о том, что первоочередная задача фармацевтической компании — извлечение прибыли за счет больного, на «Индаре» хорошо понимают, что от состояния общества, в том числе и физического, зависит долговременное благополучие компании. Сегодня мы приходим к разумению того, что нужно менять статус спонсоров на позицию активных партнеров, включенных в процесс совместной реализации диабетических программ».

Известно, что едва ли не единственным «форматом» гуманистической деятельности «пришлых» компаний в Украине есть раздача подарков. «Индар», не отменяя эту практику, показал всю ее скудость и недостаточность. Он провозгласил: существует острая необходимость изменения базовых представлений людей с диабетом о ценностях жизни, где здоровье не просто основополагающее понятие, но непременно системный ряд — активное внимание к своей судьбе, здоровый образ жизни (питание, сон, физическая культура) и только потом — медикаменты.

Для страны, для общества непозволительная роскошь — не извлечь все положительные эффекты из самого наличия такого производства в Украине. А.Лазарев убежден: «Индар» как совокупность производственных и партнерских отношений с внешним миром должен стать одним из инструментов для формирования нового цивилизационного уровня нашей общей жизни, гармонизируя бизнес, этику и культуру. Вечная триада — больной, производитель лекарств, врач — консолидируется теперь на основе задач, требующих зрелого интеллектуального участия. Являясь воплощением мирового промышленного прогресса, «Индар» в родных палестинах все более укрепляется в роли камертона для подстройки разбалансированных постиндустриальных отношений. «Индар» более чем кто-либо имеет на это право, ибо за ним — культура элитного производства, культура поведения на рынке, добровольная миссия заботы о людях. Вспомним, что всемирно известная фирма «Сони» в момент своего создания главной своей задачей считала «подъем культуры японского народа», что во многом и обеспечило ее глобальное присутствие в мире. На этот путь и стал государственный завод «Индар».