UA / RU
Поддержать ZN.ua

Девять граммов в сердце

Украинские медики проводят уникальные операции, спасая бойцов с пулевыми и осколочными ранениями сердца и коронарных сосудов.

Автор: Ольга Скрипник

Необыкновенную, можно даже сказать, - жуткую коллекцию можно увидеть в Институте общей и неотложной хирургии имени Зайцева Национальной академии медицинских наук: это пули, осколки, разной формы острые куски металла, которые вынули хирурги, оперируя раненых бойцов.

Особенность этих экспонатов в том, что, во-первых, их достали из сердец пациентов. А во-вторых, эти бойцы остались живы, вернулись домой к своим семьям.

Статистика боевых потерь во время военных конфликтов свидетельствует, что каждый третий боец с огнестрельным ранением или травмой грудной клетки гибнет из-за кровотечения и остановки сердца. Шансы остаться живым появляются в том случае, когда медицинская служба успевает доставить раненого туда, где знают, как спасать таких пациентов, и умеют это делать.

В медицинском пространстве Украины харьковский Институт им. Зайцева имеет, пожалуй, самый большой опыт хирургических вмешательств и лечения огнестрельных поражений сердца и магистральных сосудов.

Харьковская школа хирургии с ее почти столетней историей хорошо известна во всем мире. Профессор Харьковского университета Аполлинарий Григорьевич Подрез провел операцию на сердце после пулевого ранения еще в 1897 году. Это была первая в мире операция на сердце после огнестрельной травмы.

"Самая большая угроза человеческой жизни - минно-взрывные и пулевые ранения в сердце. В сложных случаях смертность достигает 90%, - рассказывает директор Института профессор Валерий Бойко. - Это одна из самых сложных проблем неотложной хирургии и медицины критических состояний, которую до сих пор не удалось решить окончательно.

Главные причины смерти - большая потеря крови, поражение сердца и сосудов, скопление жидкости в участке сердца, шок. Чтобы спасти жизнь пострадавшего, его необходимо оперативно доставить в клинику. К сожалению, до 60% раненых в сердце не успевают довезти туда, где им могут оказать специализированную медпомощь.

В нашем институте действует специально созданная система хирургической помощи, ради этого мы объединили кардиологическое отделение и отделения шока и политравмы в единый комплекс. Реабилитационные меры начинаются с первых минут госпитализации, прямо в приемном отделении. Ведь для спасения жизни людей с такими ранениями даже несколько минут становятся решающими.

Опыт свидетельствует, что самыми сложными являются внутренние повреждения сердца, возникающие от ударов взрывной волной, гидравлических ударов, при повреждении ребер и грудины, при осколочных и пулевых сквозных ранениях. Состояние таких раненых чрезвычайно тяжелое, поэтому летальность еще до недавнего времени достигала почти 100%.

Нашим хирургам удалось спасти 24 бойца с внутренними повреждениями сердца. Это огромное достижение на фоне трагической статистики. В целом в нашем институте прооперировали и пролечили 420 пациентов с ранениями сердца и крупных сосудов. Этот колоссальный опыт, даже по мировым меркам, позволяет нам спасать новые и новые жизни".

В прошлом году в Институте было проведено около 6 тысяч сложных операций, требующих высокой квалификации каждого специалиста операционной бригады. Львиная доля операций - неотложные состояния, боевые ранения и травмы. Ситуация в зоне боевых действий требует новых подходов при лечении раненых - это касается и оперативных вмешательств, и реанимации и дальнейшей реабилитации. Специалисты Института совместно с Минобороны разрабатывают научную тему, касающуюся повреждений крупных артериальных сосудов, обобщают опыт лечения таких пациентов, готовят рекомендации для других лечебных учреждений.

"В Институте общей и неотложной хирургии работает уникальное, единственное в Украине отделение острой огнестрельной травмы, шоковых состояний и политравмы, - подчеркнул президент Национальной академии медицинских наук Украины академик Виталий Цымбалюк. - Там работают замечательные специалисты - высокопрофессиональные, ответственные: когда было много раненых в зоне АТО, хирурги дневали и ночевали в операционных, не знали ни выходных, ни праздников.

Медпомощь раненым состоит из нескольких этапов. В полевых условиях оказывают первую помощь и отправляют в военный госпиталь. Если есть большое кровотечение, множественные раны, особенно в области грудной клетки, тогда нужна высокоспециализированная медпомощь. Таких пациентов доставляют в клиники Академии меднаук, где сконцентрированы все необходимые ресурсы: высокопрофессиональные врачи и медицинские сестры, современная диагностическая база, операционные и отделения реанимации.

Поскольку Харьков находится близко к зоне АТО/ОСС, в Институт постоянно привозят раненых, нуждающихся в сложном лечении. Часто хирурги выполняют, без преувеличения, уникальные операции: вынимают пули и осколки из сердца, крупных сосудов, спасают даже тех раненых, которых, по всем медицинским канонам, считали безнадежными.

Опытом украинских хирургов очень интересуются зарубежные коллеги и, поверьте, высоко его ценят. Они знают, как сложно спасать жизнь людей, получивших боевые ранения и травмы. Ведь современное оружие очень мощное, травматическое, оно наносит огромный вред всем органам и системам человеческого организма даже тогда, когда травма закрыта и, на первый взгляд, кажется незначительной".

Война, которую уже давно обещали закончить, ежедневно приносит тревожные вести о взрывах и обстрелах, о раненых и павших бойцах. Сегодня у медиков намного больше возможностей для спасения жизни раненых - и ресурсы увеличились, да и опыта набрались. Правда, дается такой опыт горькой ценой. А что пришлось выдержать бойцам, попавшим в статистику раненых, даже представить страшно.

Когда читаешь данные о пациентах, доставленных в институты Академии меднаук, трудно поверить, что это документы на выписку, а не перечень причин, приведших к смерти.

"Пациент В.А., 23 года. Состояние после минно-взрывной травмы. Открытое черепно-мозговое ранение, проникающее ранение грудной клетки, ранение перикарда, постороннее тело в полости левого желудочка.

Осколки удалили, операция прошла успешно".

"Пациент К.И., 35 лет. Минно-взрывная травма, ранение лица, конечностей, грудной клетки. Удалили многочисленные осколки в перикарде, а также обломок значительных размеров, застрявший между аортой и стволом легочной артерии. Операция прошла успешно".

"Пациент В.С. 24 года. Состояние после минно-взрывной травмы, многочисленные огнестрельные осколочные ранения лица, шеи, грудной клетки, ранение верхних и нижних конечностей. Ушиб сердца, посторонние тела в перикарде. Во время операции были удалены осколки из перикарда, обломок 10 на 6 миллиметров, который был частично погружен в миокард левого желудочка. Операция прошла успешно".

Внимание! Это фотография раненного бойца из книги по кардиохирургии. Просим вас не показывать её детям и людям с повышенной чувствительностью.

Академия медицинских наук

Таких историй в медицинских архивах много, ведь ранения в зоне боевых действий случаются чуть ли не каждый день.

К большому сожалению, не все они заканчиваются благополучно.

"Хочу обратить внимание на то, что уровень догоспитальной смертности при проникающих ранениях сердца очень высокий - от 55 до 95%, - подчеркнул директор Института сердечно-сосудистой хирургии им. Амосова академик Василий Лазоришинец. - Все зависит как от тяжести огнестрельного ранения и травмы, так и от того, насколько быстро смогли доставить раненого туда, где ему смогут оказать высокоспециализированную хирургическую помощь.

- Как определить степень риска: что опаснее для жизни раненого - крепко застрявший осколок или операция на открытом сердце? Известны случаи, когда люди годами носили в себе пулю или осколок, которые невозможно было достать.

- Каждый раненый нуждается в индивидуальном подходе, учитываются многие показатели. У нас отработаны алгоритмы выбора тактики лечения при открытых огнестрельных ранениях сердца и коронарных сосудов.

Операция необходима, если в полости камеры сердца выявлено постороннее тело, есть большие осколки или пуля в сердце; если есть кровотечение из сердца или крупного сосуда. Оперируют и в тех случаях, когда постороннее тело мигрирует по сосудистому руслу, поскольку это может быть причиной тяжелых осложнений, таких как аритмия, признаки тромбоза и эмболии, признаки отравления свинцом, астено-невротические нарушения, так называемые стигмы раненого сердца.

У нас работают высококвалифицированные специалисты, умеющие спасать человеческие жизни не только от сердечно-сосудистых болезней, но и от боевых ранений и травм.

За период с июня 2014-го по январь 2019-го в нашей клинике пролечились 159 участников АТО, в том числе и с боевыми травмами сердца и сосудов. Пациентам было выполнено 103 оперативных вмешательства. Показатель госпитальной летальности - 0,9%.

- Это развенчивает мифы о том, что бойцов, раненных в сердце, невозможно спасти. Что, кроме боевых травм, приходится у них лечить?

- Спектр кардиохирургической патологии, непосредственно связанный с исполнением воинских обязанностей, довольно широк. Это острая расслаивающая аневризма аорты, острый инфекционный эндокардит, связанный с переохлаждением организма на фоне низкого иммунитета, пулевые или минно-взрывные проникающие травмы грудной клетки с поражением сердца и крупных сосудов, контузия сердца, ушиб сердца с повреждением клапанного аппарата и др.

Наш институт предложил алгоритмы, подходы и оригинальную принципиальную схему медицинского сопровождения раненого с боевой закрытой травмой сердца. При ушибе сердца, в том числе и при "забронированной" травме, происходят патоморфологические изменения в эндокарде и миокарде. Это приводит к тяжелым последствиям, таким как ушиб сердца с поражением коронарных артерий и/или клапанов сердца, острый разрыв сердца, расслоение/разрыв аорты.

Возможны также отдаленные последствия - подострый разрыв сердца, жизненно опасные аритмии, кардиомиопатии, контузия аорты с формированием аневризмы. Все это необходимо учитывать при лечении, реабилитации и дальнейшем ведении таких пациентов".

"В клиниках Академии медицинских наук за те пять лет, что длится война, были проконсультированы и пролечены более 15 тысяч бойцов. Накоплен большой опыт в различных сферах медицины - кардиохирургии, нейрохирургии, травматологии, отоларингологии и других, - рассказывает Виталий Цымбалюк. - Мы готовим к выпуску серию специальных пособий, атласов, в которых будет обобщен опыт оперативных вмешательств, реанимации и реабилитации пациентов с боевыми травмами и ранениями.

Уже вышло из печати пособие "Бойова травма серця, грудної аорти та магістральних судин кінцівок",имеющее научную и практическую новизну, в нем обобщен опыт кардиохирургов харьковского Института им. Зайцева, киевского Института им. Амосова и военных госпиталей. Это пособие-атлас содержит много информации, необходимой практикующим хирургам, будущим врачам. Кроме теоретических разделов, в нем можно найти много оригинальных схем, алгоритмов, рисунков, фотографий и комментариев к ним.

Впервые в отечественной научной литературе обобщена история диагностики и лечения боевой травмы сердца, описаны основные патофизиологические синдромы, сопровождающие ранение сердца и магистральных сосудов, в том числе геморрагический шок, травматический шок и другие, изложены оригинальные алгоритмы и схемы оказания помощи раненым.

Книга очень своевременная, она действительно уникальна и очень нужна специалистам. Жаль только, что в наше время приходится выпускать такие пособия - о боевых травмах и ранениях, ведь они пишутся кровью бойцов, уже шестой год защищающих Украину от захватчиков.

Академия медицинских наук

В мире очень большой интерес именно к такой литературе. Ведь в последнее время такой масштабной войны, где используют современное оружие большой мощности и большой убойной силы, которое приводит к многочисленным жертвам и ранениям, не было. Поэтому опыт украинских медиков имеет большое значение как для отечественной медицины, так и для международной".