UA / RU
Поддержать ZN.ua

Дешевая иностранка с украинским паспортом

Если за полгода государство еще не закупило необходимого количества колясок для многотысячной ау...

Автор: Ольга Скрипник

Автокатастрофа безжалостно разбила жизнь Андрея В. на две неравные части — на «до» и «после». Трудно сказать, что было для него самым сложным — слова врача о том, что он никогда не сможет ходить, или осознание того, что он, кормилец семьи, отныне будет ее обузой. К счастью, его семья так не считала. После выписки из больницы Андрей понемногу привыкал к новой жизни, с нетерпением и страхом ожидал инвалидную коляску — надоело сидеть в доме, хотелось выехать на улицу, самому добраться до аптеки, а потом и до детского садика, чтобы вечером — самому! — забрать дочку домой.

Через полгода он наконец-то получил коляску, сверкающую спицами и рычагами. «Кто-то поиздевался надо мной, — в сердцах говорит Андрей. — Как может пользоваться рычажной коляской инвалид с одной рукой?!»

В собесе вначале обещали поменять коляску, но потом просто отмахнулись: «Пользуйтесь тем, что есть! Другим еще хуже — в этом году ни одной коляски не поступило…»

И не скоро поступят. В этом году государство, точнее Министерство труда и социальной политики, еще не проводило закупок инвалидных колясок. Чиновники, видимо, считают, что инвалидам, которые не могут ходить, спешить уже некуда — ждали полгода и еще подождут. И кому какое дело до того, что обезноженные люди сходят с ума от того, что не могут выбраться за пределы своих четырех стен?

Если за полгода государство еще не закупило необходимого количества колясок для многотысячной аудитории инвалидов, впору говорить о дефиците — то ли колясок, то ли внимания и гуманного отношения к обездоленным — взрослым и детям, которых высокопоставленные чиновники деликатно называют людьми с особыми потребностями. Что за страсти кипят вокруг инвалидных колясок? Хорошо известно, что в Украине свыше пятидесяти предприятий из года в год выпускают не только коляски, но и другие технические средства реабилитации инвалидов. Неужели все они в одночасье перепрофилировались? Нет, как работали, так и работают, как и положено, платят налоги, проводят отчисления в Пенсионный фонд, правда, зарплату рабочим платить нечем — товар-то на складах. Неужели в Министерстве труда и социальной политики не понимают, что для небольших предприятий, расположенных далеко от столицы, это прямой путь к разорению? Немного легче держаться на плаву крупным многопрофильным фирмам, хотя сложившаяся ситуация больно бьет и по ним тоже.

— Еще в 1991 году мы взялись за разработку и изготовление средств реабилитации для людей с ограниченными функциями движения, — рассказывает Станислав Смаль, президент государственной акционерной холдинговой компании «Артем». — Для осуществления этой важной, принципиально новой для нас задачи было создано специализированное ОАО «Завод «Артемсварка», которое занимается серийным изготовлением реабилитационной техники и средств передвижения. Сегодня предприятие изготавливает несколько серий инвалидных колясок, впервые в Украине освоен выпуск кресел-каталок с электроприводом. Производственные мощности и кадровый потенциал позволяют обеспечить качественными колясками всех наших соотечественников, которые имеют проблемы с опорно-двигательным аппаратом, — заверяет С. Смаль.

Человеку, далекому от данной проблемы, все коляски кажутся одинаковыми — что там особенного? Два колеса, подлокотники, сиденье да спинка. Но, по словам медиков, инвалидную коляску нужно подбирать индивидуально, так, как, к примеру, ортопедическую обувь или очки.

— Постоянное пребывание в «не своей» коляске значительно ухудшает состояние здоровья — повышается утомляемость, развивается сколиоз, появляются боли в плечевом поясе и руках, — объясняет заслуженный врач Украины Георгий Джурко. — Индивидуальный подбор коляски и средств реабилитации — процесс непростой, но зато он обеспечивает положительные результаты для пациента, который ежедневно будет этим пользоваться на протяжении многих лет. В нашем научно-производственном центре «Артеммедмаркет» врач обследует каждого больного, рассчитывает ширину сиденья и высоту спинки коляски, определяет центр тяжести, учитывая антропометрические данные. Мы разработали письмо-анкету, куда каждый инвалид может записать свои пожелания. Жаль только, что социальные службы подходят к этому формально — по индивидуальным заявкам выдаются стандартные коляски — и тем, у кого вес, примером, 60 килограммов, и тем, кто весит более ста. Мы ездили по районам и не раз сталкивались с тем, что инвалид без руки получает рычажную коляску. Формально — заявка выполнена, но человек так и остается сидеть в четырех стенах. Какая польза от такой государственной заботы и опеки? Разве что умельцы потом используют колеса от этой коляски — поставят их на велосипед.

— А как можно помочь в этом случае?

— Нужно подобрать коляску индивидуально! В этом случае подошла бы коляска с электроприводом, которая, кстати, отлично себя зарекомендовала — мы имеем очень много положительных отзывов. По пять-шесть лет ими пользуются без ремонта, единственное, что требуется, — зарядить или сменить аккумулятор. И это при нашем качестве дорог! Хочу отметить, что, разрабатывая данную модель, конструкторы учитывали рекомендации врачей, наверное, поэтому она и получилась такой универсальной. Такой же тщательный подход и при подборе детских колясок — одно дело, если у ребенка травма или паралич, и совсем другое, если ДЦП — нельзя всех одним аршином мерить, — убежден Г.Джурко.

Думаю, многие помнят, что в советское время наши коляски значительно проигрывали импортным. Как большой подарок судьбы тогда воспринималась коляска немецкой фирмы «Майра», которую высокопоставленные чиновники вручали во время акций, приуроченных к Международному дню инвалида.

— Делегация из Мюнхена подарила киевлянам несколько инвалидных колясок, мы на них внимательно посмотрели и поняли, что можем наладить серийное производство, — рассказывает Александр Качура, Герой Украины, председатель наблюдательного совета ГАХК «Артем». — Мы потом подружились с немцами, не раз принимали их в Киеве, наши специалисты ездили в Германию, перенимали секреты технологии.

Выпуск наладили быстро — все же у нас серьезное производство, и база отличная, и кадры подготовленные. Часть комплектующих мы решили закупать за рубежом, поскольку от этого зависели эксплуатационные качества колясок. Нам удалось наладить выпуск 15 моделей колясок для взрослых и детей — выбирать есть из чего. Ежегодно накануне Дня инвалидов мы принимали участие в выставке в Украинском доме, помню, как представители правительства, Министерства труда и социальной политики радовалась нашим разработкам, тому, что украинские предприятия выпускают конкурентоспособную продукцию. Увы, сегодня даже такая гуманитарная продукция, как коляски и средства реабилитации инвалидов, попала под удар нечестной конкуренции и коррупции, — констатирует А.Качура.

В наши дни, чтобы завоевать рынок, недостаточно одного лишь умения выпускать качественный продукт. Чтобы желающие заказали именно твою коляску — они должны ее увидеть, посидеть в ней или хотя бы виртуально примерить к себе. Немало пришлось поездить сотрудникам завода по городам и райцентрам, чтобы продемонстрировать продукцию инвалидам, а также сотрудникам социальных служб и медикам. Было выпущено тысячи каталогов с подробнейшей информацией о каждой модели колясок, которые разослали по всей Украине. Все усилия увенчались тем, что за весь год была заказана… одна новая коляска. В следующем году потребовалось шесть. Но когда к усилиям производителей подключилось «народное» радио, распространявшее отзывы пользователей, то понадобилось уже 250 колясок. Планировалось, что в нынешнем году позиции будут усилены — заявок поступило много. Но инвалиды вместо киевских получат коляски китайского производства — потому что так решили чиновники, люди с особыми потребностями. И особыми возможностями, разумеется.

Канули в Лету пресловутые тендеры, но ситуация ничуть не улучшилась — государственные закупки проклинают и производители, и те, кто ожидает обещанные товары и услуги. Нынешний кризис возник не сам по себе — укатывать производителей колясок начали в прошлом году. Тогда не только в столице, но и в Кировограде, Запорожье и Львове были весьма удивлены, узнав, что тендер выиграла никому неизвестная фирма, которая позиционировала себя как крупного производителя колясок, но располагала всего лишь небольшим офисом да парой столов с компьютерами.

— В 2006 году мы участвовали в тендере, который проводил киевский отдел соцобеспечения, — вспоминает Альберт Устян, председатель правления ОАО завод «Артемсварка». — Выиграла его некая столичная фирма, но мы не придали тому особого значения, лот был небольшим. Но дальнейшие события показали, что это был пробный шар, который, к сожалению, весьма удачно проскочил. В 2006 году мы продали 6400 колясок, а в следующем году только 2760. И знаете почему? Все планы рушились из-за коррупции.

— Сейчас все списывают на коррупцию. Какие есть основания, чтобы утверждать, что тендер прошел с нарушением законодательства?

— А как расценивать тот факт, что китайские коляски продавались как украинские? В тот момент на нашем рынке китайских инвалидных колясок вообще не было! По документам, разумеется. «Рацпредложение» было простым — взяли китайскую коляску, подобрали и скопировали для нее украинскую техническую документацию, провели испытания, сертификацию, а после этого представили ее как отечественный товар.

— Почему же промолчали наши производители? Разве сложно доказать факт фальсификации?

— Были созданы фирмы-однодневки, которые «производили» все только на бумаге, с этим потом разбирались компетентные органы. В прошлом году обошли в первую очередь тех производителей, которые изготавливают простые коляски, а в этом году под удар попали буквально все — уже известно, что заказано 25 тысяч китайских колясок. Мы не будем говорить о том, что китайские коляски плохие, они бывают разные по качеству, но беда в том, что украинские чиновники заказывают самые дешевые.

— Чиновники утверждают, что условия тендера были прозрачными, но производителей это не устраивало, поэтому они его проигнорировали.

— Прозрачность состояла в том, что условия были выписаны так, чтобы подыграть «своим» участникам и дискредитировать чужих. В этом году «своим» был китайский производитель (точнее импортер), а отечественным производителям отвели роль массовки в этом спектакле. После объявления о тендере мы начали готовиться, заплатили деньги — эта процедура стоит около 20 тысяч гривен, но выиграешь или нет — это еще вопрос. Шок наступил, когда ознакомились с документацией — она была составлена по-новому, ни с того ни с сего вдруг появились какие-то семизначные коды. Что обозначает каждая цифра — никто нам объяснить не мог, по чьей указке их ввели — тоже осталось загадкой. Давно утверждено, что каждая коляска имеет свой шифр, который вносится во все заявки. А новшества ввели затем, чтобы за кодом спрятать серию коляски, ее функциональные возможности, таким образом можно закупить хоть и 20 тысяч абсолютно одинаковых колясок.

Кстати, мы не поленились, нашли одну из колясок, которая в 2006 году выиграла киевский тендер. Специалисты разобрали ее и убедились, что она действительно из самых дешевых образцов. Почему? Ее нельзя сложить и отрегулировать — подлокотники и другие детали намертво приварены, ширина сиденья всех колясок одинаковая, хотя это недопустимо, колеса «гуляют» — в них вместо подшипников закреплены кусочки трубок. Сколько прослужит это чудо техники? Но чиновники, принимающие решения, закрывают на это глаза, объясняя все исключительно экономической целесообразностью — китайский товар почти на четверть дешевле отечественного.

Но ведь цены на украинский товар поднимаются не сами по себе — нам «помогли» это сделать, когда ввели пошлину на комплектующие, которые мы покупаем за рубежом, да плюс 20% ввозного НДС. А готовые коляски завозятся свободно, без НДС и ввозной пошлины! Следует учесть, что украинские предприятия создают рабочие места, платят налоги, отчисления в Пенсионный фонд, проводят сервисное обслуживание своей продукции, рекламируют ее, усовершенствуют, проводят благотворительные акции. В отличие от тех, кто завозит китайские коляски, которые палец об палец не ударили, чтобы привлечь потребителей, вызвать интерес к своей продукции, которую еще никто нигде не видел и не знает, но уже, оказывается, ждут с распростертыми объятиями. И миллионами бюджетных гривен в придачу! Но почему эти закупки будут оплачиваться с госбюджета? Если это честная конкуренция — ввозите товар и торгуйте, но начинайте так, как мы все начинали, — с одной коляски, с изучения спроса, создания сервисной службы. Возникает еще один вопрос: если чиновники так стремятся экономить государственные деньги, что отказываются от отечественных товаров, то почему не делаются закупки у китайских производителей напрямую? Кому и зачем понадобилось прибегнуть к услугам посредников?

Мы задавали все эти вопросы министру труда и социальной политики, ее заместителям и руководителям Фонда защиты инвалидов, но, увы, внятных ответов не услышали. За два с половиной месяца, которые прошли после постановления об отмене тендера, дело ни на шаг не сдвинулось. Есть заявки с мест, есть коляски и другие жизненно важные товары для людей с особыми потребностями, есть социальное ожидание — а закупок нет! Чиновники не скрывают, что они с нетерпением ждут 1 июля, когда войдет в законную силу новый стандарт, согласно которому можно закупать импортные коляски, а конкретно – китайские, которые никто не заказывал. С одной стороны -- это игнорирование всех норм морали по отношению к своим соотечественникам как инвалидам, так и товаропроизводителям, а с другой — гарантирует зеленый свет китайским коляскам.

Мы не первый год на рынке — наши товары люди знают. И заказывают, невзирая на то, что чиновники, где только могут, заявляют о том, что отечественные коляски плохие, вся надежда — на импортные, на китайские. Мы поддерживаем контакты с общественными организациями инвалидов, учитываем их отзывы и замечания и знаем, что они ждут продукцию отечественных производителей, но решить эту проблему никак не можем, — говорит А.Устян.

Не спешите обвинять производителей, что они сдают свои позиции без борьбы. Они активно ищут пути решения проблемы — кроме встреч с представителями профильного министерства были проведены круглые столы совместно с общественными организациями инвалидов, отправлены письма президенту Украины и депутатам Верховной Рады. Но слишком высока цена вопроса, чтобы он так легко решался. Эксперты оценивают рынок инвалидных колясок почти в 70 миллионов гривен, а приплюсуйте сюда еще специальные кровати, стульчики и прочие предметы, которые нужны в любом доме, где живет человек с особыми потребностями. По словам И.Марусевича, президента Ассоциации инвалидов-спинальников Украины, ситуация накалилась до предела.

— Сегодня у нас зарегистрировано около 40 тысяч инвалидов-спинальников. Вследствие дорожных аварий ежедневно в этот список попадают 5—7 человек. Сколько же им придется ждать своей очереди, если в этом году еще не было закуплено ни единой коляски? Мы добиваемся от отечественных производителей, чтобы кроме лабораторных испытаний проводились эксплуатационные, чтобы сервисное обслуживание охватывало всю Украину, а подбор колясок осуществлялся в индивидуальном порядке — к нам прислушиваются, оперативно решают многие наши проблемы. Нам трудно представить, что будет, когда рынок заполонят китайские коляски.

…Проблемы с государственными закупками уже порядком всем надоели. Мы до сих пор изобретаем велосипед, хотя во многих странах давно прижился простой и эффективный метод обеспечения инвалидов. В европейских странах, например, определяется сумма, которую государство готово потратить на коляску, выписывается ваучер, и человек делает свой выбор самостоятельно. Если приглянулась последняя модель, оснащенная техническими новинками, но стоит дороже, чем указано в ваучере, за прогресс придется доплатить из своего кармана. И представьте себе — жалоб нет. Почему бы и нам не внедрить подобный метод? Инвалиды — за, производители — тоже за. Против только чиновники, потому что в таком случае они не смогут удовлетворить свои особые потребности за бюджетный счет.