UA / RU
Поддержать ZN.ua

ДЕНЬГИ НА ОПЕРАЦИЮ БОЛЬНОМУ НЕ ПОНАДОБИЛИСЬ…

Как сообщалось ранее, по просьбам наших читателей, редакция «Зеркала недели» провела сеанс прямой телефонной связи с ведущими работниками Министерства здравоохранения Украины...

Автор: Валерий Прицкер

Как сообщалось ранее, по просьбам наших читателей, редакция «Зеркала недели» провела сеанс прямой телефонной связи с ведущими работниками Министерства здравоохранения Украины.

Больше всего вопросов по телефону наши читатели задали министру здравоохранения Украины А.Сердюку. На большинство из них министр и ведущие сотрудники министерства дали ответы. Учитывая, что многие вопросы, несколько отличаясь формой, практически не отличались содержанием, я привожу их в наиболее общем виде, не называя авторов. Это связано еще и с тем, что, как известно, телефон «срезает» высокие частоты, делая часть звуков неразличимыми. Иногда из-за шума и треска трудно было не только услышать фамилию, но и понять суть вопроса. Должен заметить, что часть людей, задававших вопросы, пожелали остаться неизвестными. Поэтому «горячая» линия представлена как интервью работников Минздрава с читателями нашей газеты. Итак, начнем.

Читатели: Больные раком щитовидной железы должны проходить лечение радиойодом. Раньше его стоимость оплачивало государство. В последнее время это предлагают делать больным. К сожалению, ни пенсионеры, ни большинство работающих заплатить за радиойод не в состоянии.

А.Сердюк: Деньги за радиойод должны выплачиваться из местных бюджетов. Больные за радиойод платить не должны.

Читатели: Стоимость химио- и антирецидивирующей терапии после облучения онкобольных детей очень высока. Большинству родителей она не по карману. Что делать?

А.Сердюк: За лечение онкобольного ребенка плату должна вносить администрация того района, в котором проживает данный ребенок. Раньше, когда эти вопросы решались Минздравом, мы имели на это средства. Сегодня государство на эти цели денег нам не выделяет.

Читатели: Дети, страдающие раком щитовидной железы, периодически должны проходить ВТЭК. Но диагноз уже поставлен, железа удалена. Нужно ли им периодически проходить ВТЭК или достаточно одного раза?

А.Сердюк: Дело в том, что это заболевание может протекать бессимптомно. Ребенок может не заметить ухудшения состояния и не обратиться вовремя к врачу. Для того чтобы не пропустить, скажем, появление метастазов, надо периодически показываться специалисту. Если больной знает, что он должен пройти ВТЭК, он обязательно приходит в поликлинику, а просто на прием к врачу он может и не прийти. Другое дело, что время следующего прохождения ВТЭК каждому больному врачи должны назначать индивидуально, а не всем одно.

Читатели: Дети, страдающие раком щитовидной железы, проходят лечение и бесплатно получают необходимые лекарства в Институте эндокринологии. Часть больных детей проживает в разных регионах Украины. Многие родители из-за отсутствия финансовых возможностей не в состоянии привезти детей в Киев на лечение…

А.Сердюк: Деньги на проезд детей, страдающих раком щитовидной железы, должна изыскать администрация того района, в котором проживает больной ребенок. Случается, что в местном бюджете находятся деньги на проведение разных мероприятий, но на лечение больных детей их нет. Средств на это Минздраву государство не выделяет.

Читатели: Детей, страдающих онкозаболеваниями, не берут на оздоровление в детские санатории. Чтобы попасть в санаторий, надо скрыть свой диагноз. Кроме того, надо учитывать и психологическое состояние этих детей. Они нуждаются в квалифицированной помощи. Нельзя ли для них выделить отдельный санаторий?

А.Сердюк: У нас есть только санатории для лечения туберкулезных и кардиологических больных. Число этих больных, к сожалению, из года в год растет. Поэтому перепрофилировать их нельзя. Мы можем для этой категории больных выделить часть мест в санатории матери и ребенка в Одессе. (Сразу же по селекторной связи министр дает указание сотрудникам. - В.П.) Для детей, страдающих раком щитовидной железы, выделен специальный санаторий. Своих первых больных он примет в следующем году.

Читатели: Чем объяснить сокращение перечня болезней, при которых может быть установлена связь с аварией на ЧАЭС?

О.Бобылева: Список болезней почти не сокращен. Ужесточены только правила, дающие право на установление данной связи. Учтите, прошло уже 12 лет. В первой редакции этого списка были допущены ошибки. Сейчас мы их исправили. Наши ученые считают, что в новой редакции список болезней и патологических состояний, которые могли возникнуть вследствие аварии на ЧАЭС, является научно обоснованным. К сожалению, до последнего времени порядка в решении данного вопроса не было, что дало возможность части людей пользоваться льготами, на которые у них нет прав.

Читатели: Дети с онкопатологией, туберкулезные и психически больные, их родители, родные и близкие нуждаются в психологической помощи. До настоящего времени такая помощь им практически не оказывалась. Могут ли они рассчитывать на получение квалифицированной психологической помощи?

Р.Богатырева: Названые категории больных, их родные и близкие нуждаются в психологической помощи. Мы хотим готовить медицинских психологов из медиков. Для этого необходимо, чтобы нас поддержало Министерство просвещения. Минздрав сделает все от него зависящее, чтобы как можно быстрее решить этот вопрос.

А.Сердюк: Сегодня вопросам реабилитации мы уделяем особое внимание. Эти вопросы будут рассматриваться на коллегиях Минздрава во Львове и Крыму, а затем в г.Хмельнике, пройдет Всемирный конгресс по вопросам реабилитации и психотерапии. В работе конгресса мы примем самое активное участие. Сейчас готовим обращение к Кабмину, чтобы уже в этом году нам разрешили начать прием абитуриентов в медицинские вузы для подготовки врачей по специальности «медицинские психологи».

Читатели: Сегодня дети-инвалиды и дети, пострадавшие от аварии на ЧАЭС, за исключением детей, страдающих диабетом и раком щитовидной железы, по бесплатным рецептам не могут получить лекарства, стоимость которых дороже одной гривни. Можно ли навести здесь порядок?

А.Сердюк: Решение этих вопросов находится вне компетенции Минздрава. Ими сегодня занимаются местные администрации. Рецепты должны оплачиваться из местных бюджетов.

Читатели: Многих детей-инвалидов не оздоравливают летом, потому что они не могут самостоятельно находиться в детском коллективе, нуждаясь в постоянной помощи и заботе родителей. Можно ли помочь семьям с детьми-инвалидами?

А.Сердюк: Сегодня в г.Евпатории функционирует хорошо оснащенный и укомплектованный высококвалифицированными специалистами санаторий на 300 коек. Он принимает на оздоровление детей, пострадавших от аварии на ЧАЭС. По приказу Президента к концу года санаторий будет располагать уже тысячей коек. Часть коек выделена для матерей с детьми. Было бы очень хорошо, если б Укрпрофздравница передала нам пару санаториев в Крыму и Карпатах, оплатила бы путевки для детей-инвалидов с матерями. А пока мы получили информацию, что в Крыму некоторые санатории, причем одни из лучших, собираются приватизировать. Если это произойдет, то дети-инвалиды туда наверняка не попадут.

Читатели: Раньше участковый педиатр обслуживал 800 детей, сегодня - 1000-1200. Заболеваемость детей растет, болезни протекают тяжелее. Диагностировать то или иное заболевание на фоне нескольких хронических становится очень тяжело. Из-за нехватки педиатров врачи вынуждены обслуживать иногда по два участка, а платят им только за обслуживание одного. Надо что-то делать.

А.Сердюк: Время сейчас тяжелое. Безусловно, в некоторых местах возможен рост нагрузки на одного врача. Ну а если наблюдаются нарушения, то обращайтесь к нам. С каждым конкретным случаем мы будем разбираться.

Читатели: В детских поликлиниках многих районов не хватает специалистов - эндокринологов, гастроэнтерологов, пульмонологов и других. Детей направляют в поликлиники, в которых данные специалисты имеются. А это значит - большие очереди.

А.Сердюк: Мы организовали работу целого ряда специализированных центров. Эти центры оснащены значительно лучше, чем соответствующие кабинеты в поликлиниках. Естественно, что в центрах больные дети получат более квалифицированную помощь.

Читатели: В Канаде с детьми, страдающими ДЦП (детский церебральный паралич), работают реабилитологи. С помощью специалиста из Канады во Львовском институте физкультуры было подготовлено 15 реабилитологов. В Киевском институте физкультуры под руководством профессора Шаргородского подготовлено 12 реабилитологов. Большая часть этих специалистов работают за границей либо в частных медицинских учреждениях. В штатном расписании наших поликлиник нет должности «реабилитолог».

А.Сердюк: У нас с больными ДЦП детьми работают врач и массажист. Реабилитацией детей, страдающих ДЦП, в Киеве занимается украинско-немецкий центр на базе детской больницы №1 Минского района. Кроме этого, мы имеем прекрасный суперцентр «Элита» в г.Трускавце, куда ездит лечиться вся Европа. Ежегодно в центре «Элита» бесплатно проходят реабилитацию 300 наших детей. 25-28 мая в г.Львове планируется провести коллегию Минздрава, на которой будут рассматриваться вопросы организации медицинской помощи на региональном уровне и вопросы ведомственной медицины.

Читатели: В Украине нет детского центра, занимающегося лечением нейроинфекций. Если для взрослых такой центр уже организован, то дети остались без квалифицированной помощи.

А.Сердюк: К сожалению, это так. Центр нам необходим. В Подольском районе у нас есть хорошо оснащенная больница. Надо будет решить ряд частных вопросов (нужна реанимация, необходимо дооборудовать лаборатории, доукомплектовать штаты), и мы сможем открыть республиканский центр. К сожалению, сегодня все сразу сделать невозможно. Но это - действительно важная проблема.

Читатели: В наше тяжелое время выхаживанием тяжело больных людей в стационарах занимаются родственники. А за одинокими пенсионерами ухаживать некому. С каждым годом таких людей у нас становится все больше и больше…

А.Сердюк: Вы сами подчеркнули, то мы живем в сложное время. Решить этот вопрос чрезвычайно трудно. Для нас в настоящее время это - проблема. Правда, в ее решении нам бы могли оказать неоценимую помощь религиозные организации. Минздрав будет благодарен за проявление милосердия к больным людям.

Читатели: Областные комиссии органов здравоохранения периодически проводят переаттестацию врачей. Если врач в назначенный срок не проходит переаттестацию, то он теряет категорию. В настоящее время у многих врачей нет денег на поездку в областной центр. Поликлинические отделения и стационары сегодня не в состоянии финансировать подобные мероприятия. Уже есть врачи, которые из-за недостатка финансов лишились категории. Что делать?

А.Сердюк: В данном случае решить вопрос легко. Областные комиссии должны составить график проведения аттестации врачей по районам. В соответствии с графиком комиссии будут выезжать в районы и проводить аттестацию. (Министр по селекторной связи дает указание подготовить телефонограммы соответствующего содержания и отправить во все области. Но неужели этим должен заниматься министр? Неужели до этого не может додуматься областной управленец? - В.П.)

Читатели: Недавно А.Сердюк в Верховной Раде обратился к депутатам с предложением поддержать принятие в первом чтении закона об оказании психиатрической помощи больным. Но министр ведь знал, что закон содержит много оплошностей, на которые указала комиссия из работников Минздрава и Ассоциации родных психически больных людей. Он разделял мнение комиссии. Его обращение вызвало у нас недоумение.

А.Сердюк: Скорейшее принятие этого закона необходимо, как воздух. Я просил принять его в первом чтении с учетом всех поправок, предложенных депутатами и вышеназванной комиссией. На основании всех сделанных замечаний и проекта закона надо разработать единый документ. Я против того, чтобы принятие этого закона отложили до «лучших времен». Нам этот закон необходим сегодня.

Читатели: Как понимать слова министра об «интегрировании ведомственной медицины в единую систему охраны здоровья» («ЗН», №30, 1997г., статья «Ситуация в здравоохранении близка к условиям военного времени»)? И как это отразится на обслуживании населения, не относящегося к ведомствам?

А.Сердюк: Ведомственная медицина должна четко разделить с нами сферы влияния. Приведу пример. В райцентре имеются две больницы. Одна - железнодорожная, как правило, лучшая, другая - государственная, немного похуже. Но основную тяжесть несет на себе государственная больница: все профилактические, детские и другие мероприятия ложатся на ее «плечи». Ведомственная обслуживает только железнодорожников и членов их семей. И в той, и в другой дублируются одни и те же отделения. Какой смысл держать в этих двух больницах по терапевтическому отделению на 30 коек? Мы видим, что в терапевтическом отделении железнодорожной больницы часть коек простаивает, а в гастроэнтерологическом - не хватает мест. В государственной больнице - наоборот. Я считаю, что сегодня мы должны руководствоваться не интересами администрации железнодорожной больницы, а интересами всех жителей районного центра. Давайте разгрузим отделения обеих больниц, используя оптимально их общую площадь. Это отнюдь не означает, что мы снимаем с железнодорожной больницы ее ответственность за предрейсовый контроль локомотивных бригад и другие ведомственные дела. Но давайте поступать разумно. Если пульмонологическое отделение на 30 коек железнодорожной больницы оснащено и оборудовано лучше аналогичного отделения на 30 коек государственной больницы, то, может, имеет смысл создать в железнодорожной больнице пульмонологическое отделение на 60 коек? Мы этим самым улучшим обслуживание всех больных, а не только железнодорожников, и оборудование будет работать, а не простаивать.

Мы уже три года так работаем с Министерством обороны, Службой безопасности Украины и МВД.

Все граждане Украины имеют право на медицинское обслуживание, вне зависимости от ведомственной подчиненности. Так давайте делать это наилучшим образом. Очень не хотелось бы, чтобы нам мешали ведомственные границы и амбиции.

Читатели: Кто будет финансировать «интегрированные ведомственные учреждения»?

А.Сердюк: И наши, и ведомственные медицинские учреждения живут за счет государственного бюджета. Но на 1 января 1998 года в государственных медицинских учреждениях на 10 000 жителей приходилось 94 койки, а в учреждениях ведомственной медицины - 159.

Читатели: Государственная медицина стала практически платной, а ведомственная оказывает своему контингенту бесплатную медицинскую помощь. После объединения в единую систему железнодорожники должны будут платить за медицинские услуги.

А.Сердюк: У меня на столе лежит, я думаю, около сотни телеграмм и писем, посланных Президенту Украины Л.Кучме и переданных мне администрацией Президента. Мне кажется, что нет в Украине ни одной даже самой маленькой станции, «работники» которой не высказались бы по этому поводу. Должен заметить, что авторы этих телеграмм не очень заботились о разнообразии своих посланий…

Смею вас заверить, что Минздрав не ставил своей целью «развал железнодорожного транспорта», как утверждают работники Николаевской дистанции пути, не собирался ни в коем случае помешать обеспечению «безопасности движения поездов, жизни и здоровья граждан», как утверждают работники Ужгородской дистанции Львовской железной дороги.

Я - человек любопытный, а посему попытался выяснить для себя причину этого хорошо организованного выступления. Так как столица всегда выступает зачинщиком всех мероприятий, я решил поинтересоваться, как обстоят дела у наших киевских коллег, представляющих железнодорожную медицину.

Вот что пишут железнодорожники в своей газете «Рабочее слово» 25 апреля 1998 года в статье «Похоже, коммерческий «Медек» в государственной больнице - хозяин». В ней говорится, что «постановлением руководства «Укрзалізниці» и Совета отраслевого профсоюза от 26.02.98 г. «Об итогах отраслевого соревнования трудовых коллективов и работников железнодорожного транспорта Украины за 1997 год» первое место по главной медицинской службе было присвоено урологическому отделению (руководитель Д.Хорошун), пульмонологическому (руководитель Л.Кнопик) и офтальмологическому (руководитель С.Дудчак) Центральной транспортной клинической больницы №2 г.Киева». Здорово? Не могу удержаться, чтобы не процитировать дальше эту интересную статью: «Постановлением же от 8.04.98 г. названые отделения ЦТКБ №2 были исключены из списков победителей в связи с тем, что после проверки представленных комиссией по подведению итогов соревнования первичных материалов было установлено, что эти коллективы не выполнили условия отраслевого соревнования.

Несколько раньше в «Рабочем слове» (7-8 от 31.01.98 г., 17-19 от 17.03.98 г.) публиковались материалы, в которых сообщалось, что в угоду коммерческой деятельности в ЦТКБ №2 г.Киева, которую возглавляет главврач Д.Хорошун (он же и зав. урологическим отделением), поликлиническое отделение этого лечебного учреждения, обслуживающего более 65 тысяч железнодорожников и членов их семей, пришло в полный упадок. Более того, в урологическом отделении чаще всего наблюдаются нарушения трудового соглашения, которым предусмотрено медицинскую помощь железнодорожникам оказывать бесплатно. Далее мы узнаем, что «на базе железнодорожного лечебного учреждения в нарушение законодательства Украины» было создано малое предприятие «Медек», которое «не имеет ни своего помещения, ни штатов, но имеет свой расчетный счет, на который перечисляются средства за платные услуги, оказываемые штатными работниками ЦТКБ №2 в их основное рабочее время». О деятельности «Медека» газета «Независимость» писала еще в 1994 году. Секрет процветания «Медека» заключался не только в использовании площади больницы, медикаментов и оборудования, но и бесплатного труда медсестер, нянечек, которые по наивности думали, что работают в транспортной больнице. «Медек» удивительным образом получил в Минздраве «право на оказание населению гинекологической, хирургической, ортопедической помощи, не имея в штате ни одного хирурга, ортопеда и гинеколога, но это еще далеко не самое смешное. Эта «медицинская» фирма с 1993 года активно занялась… продажей вина, естественно, без всякой лицензии». Сообщалось и о том, что Д.Хорошун пользовался покровительством одного из высокопоставленных руководителей железнодорожного транспорта.

Не этим ли объясняется боязнь руководителей ведомственной медицины работать в содружестве с государственной?

Читатели: Какова финансовая база страховой медицины?

А.Коротко: Финансовой базой страховой медицины являются отчисления из госбюджета и налоги, выплачиваемые работодателем.

Читатели: Какой смысл в реформировании? Оно привело к тому, что медицина стала платной. Уже за кардиограмму надо платить…

А.Сердюк: Реформирование состоит не в том, чтобы ввести платные услуги. Реформирование состоит в том, чтобы привести в соответствие с мировыми нормами, но с учетом нашей специфики, количество больничных коек и врачебных должностей. Мы меняем всю структуру подготовки кадров, пересматриваем вопросы их аттестации, аккредитации лечебных учреждений. Это сугубо ведомственные вопросы, которые не должны отражаться на ваших отношениях с медициной. Все наши реформы вызваны временем и направлены на то, чтобы в это тяжелое для всей страны время здравоохранение смогло сохранить для вас как можно больше услуг из тех, которые вы имели в докризисный период.

Что же касается платы за кардиограмму, то должен заметить: если ваш участковый терапевт считает, что для уточнения состояния вашей сердечно-сосудистой системы необходимо сделать кардиограмму, то вы за нее не платите. Если же вы приходите к врачу, как говорят, с улицы и заявляете: «Я хочу, чтобы мне сделали кардиограмму», то за это надо будет заплатить.

Читатели: Зачем участкового терапевта вы переименовали вдруг в семейного врача?

А.Сердюк: Семейный врач - это не участковый терапевт. Семейный врач наблюдает и лечит вас, образно говоря, от первого и до последнего дыхания. Он, если можно так выразиться, ведет вас по жизни. Разве что сам не делает сложных операций. В случае необходимости он направит вас на консультацию к узкому специалисту и сам будет следить за исполнением данных предписаний. Семейный врач будет знать состояние здоровья всех членов вашей семьи. Будучи врачом широкого профиля, а значит - знакомым с педиатрией, акушерством и гинекологией, гастроэнтерологией, невропатологией, ортопедией и травматологией, пульмонологией, фтизиатрией и другими дисциплинами, он будет заниматься предупреждением обострения хронических заболеваний у членов вашей семьи. На подготовку врача широкого профиля уходит значительно больше времени, чем на подготовку участкового терапевта. Введение института семейных врачей значительно сократит число обращений к специалистам узкого профиля. Семейные врачи будут заниматься профилактикой инфекционных заболеваний, пропагандой здорового образа жизни. Семейный врач станет добрым другом всей вашей семьи.

Читатели: Почему Минздрав перестал заниматься пропагандой здорового образа жизни?

А.Сердюк: Нет, не перестал. Сейчас Минздрав работает над этой программой. Надеюсь, что через несколько месяцев она «выйдет в люди».

Читатели: Почему Минздрав не использует для лечения инвалидов, пенсионеров и детей часть средств, поступающих от продажи табачных изделий и алкоголя?

А.Сердюк: Потому что не дает государство. Хотя мы считаем, что, безусловно, часть этих средств должна была бы пойти на восстановление здоровья людей, оплативших покупку названных изделий.

Читатели: Сейчас появилось много знахарей и колдунов, имеющих лицензии Минздрава. Имеется целый ряд частнопрактикующих врачей, кодирующих от применения алкоголя, курения и других вредных привычек. Не знаешь, кому и верить...

А.Сердюк: При Минздраве создана специальная профессиональная комиссия, которая будет заниматься решением этих вопросов.

Читатели: Сейчас особенно тяжело живется пенсионерам. Если, не дай Бог, надо делать операцию, вовек не расплатишься.

А.Сердюк: За проведение операций по скорой помощи больной (или пострадавший) ничего не платит. За плановую операцию платит администрация района, где проживает данный больной. Состояние вашего здоровья позволяет вам немного подождать, а вы хотите сделать операцию послезавтра. Можно, но за нее придется заплатить.

Читатели: Что входит в «гарантированный» объем бесплатной медицинской помощи населению?

А.Сердюк: В 1997 году на заседании Верховной Рады, докладывая о состоянии дел в здравоохранении, я остановился на трех уровнях медицинской помощи населению.

Первый уровень - оптимальное обеспечение нужд населения в медицинской помощи. Для его реализации необходимо 7 093,2 млн. гривен (из расчета на одного жителя - 142,1 грн.).

Второй уровень - гарантирует сохранение состояния здоровья населения. Для его реализации потребуется 5137 млн. грн. (из расчета на одного жителя - 102,9 грн.).

Третий уровень - минимальная медицинская помощь населению. Для этого нужно иметь 3 400 млн. грн. (из расчета на одного жителя - 68,1 грн.). При этом можно обеспечить:

скорую и неотложную помощь населению в полном объеме (помощь оказывается станциями и отделениями скорой помощи);

амбулаторно-поликлиническую помощь - не более 5% той, что оказывалась населению в 1990 году, т.е. оказывать помощь только при острых и неотложных заболеваниях. При этом профилактическое направление в здравоохранении (профилактика инфекционных заболеваний, диспансеризация и оздоровление диспансерных больных в амбулаторных условиях), штаты амбулаторно-поликлинического звена придется сократить на 40%. Объем стационарной помощи будет сохранен на уровне 60% от необходимого. Оказание в полном объеме экстренной стационарной медицинской помощи будет невыполнимо.

Государство выделило 3850 млн. грн. Это несколько больше третьего уровня. Кроме этого, мы получаем гуманитарную помощь от государств и отдельных граждан. Часть детей, пострадавших от аварии на ЧАЭС, проходит лечение за рубежом. Некоторые страны берут к себе на отдых наших детей. В этом году наметились положительные сдвиги в нашей промышленности и сельском хозяйстве, а значит, государство выделит здравоохранению больше средств. Хочу отметить, что несмотря на тяжелое экономическое положение Украины и только благодаря самоотверженному труду рядовых медиков в 1997 г. общая смертность снизилась до уровня 1995 года, т.е. 14,9 на 1000 человек населения (в 1996 г. она была - 15,2).

Н.Колбун, директор фирмы «Биополис», академик Украинской академии национального прогресса: Разработанная мною информационно-волновая терапия (ИВТ) чрезвычайно экономична и позволяет лечить 95% болезней без лекарств. Когда государство обратит внимание на ИВТ и возьмет его на вооружение?

А.Коротко: У вас есть все необходимые заключения (Комитета по новой технике, Госстандарта и т.д.), апробировался ли ваш метод и есть ли у вас заключение об апробации?

Н.Колбун: Все необходимые документы у нас есть.

А.Коротко: Передайте, пожалуйста, их нам и мы их рассмотрим.

Г.Савроцкая обратилась по поводу группы инвалидности дочери. Дочь не явилась на очередное освидетельствование. Впоследствии ей понизили группу инвалидности. Областная медико-санитарная экспертная комиссия после рассмотрения вопроса направит ответ Г.Савроцкой.

М.Рудю (г.Кривой Рог), обратившемуся к министру по поводу отсутствия необходимых лекарственных препаратов, после выяснения ситуации ответит замминистра А.Картыш.

Читатели просили А.Сердюка похлопотать о снятии 20% налога на благотворительную деятельность. Министр пообещал. Но мне кажется, что это ничего не даст. И вот почему. Милиция давно и безуспешно бьется с рэкетирами, взимающими с нищих за место 10% их дохода. А тут - 20% и… государство. Ей-Богу, бесполезно. Кто может справиться с государственным рэкетом?

У меня самого возник вопрос, который я бы хотел задать министру. Может, рано отказались мы от централизованного управления медициной и снабжения? Может, оставить его хотя бы для детей, пенсионеров и инвалидов, для онкологических, туберкулезных больных, больных, нуждающихся в трансплантации органов, больных СПИДом и по жизненным показаниям? Молодой человек 28 лет обратился к хирургам по поводу опухоли желудка. Ему сказали, сколько должна стоить такая операция. Нужной суммы у него не оказалось. Через четыре месяца он ее собрал. Опухоль, а это была саркома, стала к этому времени неоперабельной. Деньги на операцию больному не понадобились…

Может, прав был Генри Форд, когда писал: «До тех пор, пока мы ждем от законодательства, что оно уврачует бедность и устранит из мира привилегии, нам суждено созерцать, как растет бедность и умножаются привилегии»?