UA / RU
Поддержать ZN.ua

«Дело об исчезнувших младенцах» — перезагрузка

Светлану П. привезли в роддом №6 г.Харькова, где она родила мертвого ребенка. Ей об этом сразу же и сообщили, правда, ребенка не показали по этическим соображениям, поскольку плод был мертвый еще до рождения...

Автор: Валентина Гаташ

Светлану П. привезли в роддом №6 г.Харькова, где она родила мертвого ребенка. Ей об этом сразу же и сообщили, правда, ребенка не показали по этическим соображениям, поскольку плод был мертвый еще до рождения. Это было в ноябре 2002 года. Спустя несколько недель Светлана обратилась в прокуратуру, уверенная, что ее обманули, что, как она заявила «…ребенок где-то есть. Может, продали, я не знаю».

Прокуратура Орджоникидзевского района Харькова возбудила уголовное дело. В ходе расследования представителем заявительниц стала Татьяна Исаева (Захарова), председатель Всеукраинской федерации многодетных семей, которая с этого момента начала делать в СМИ ряд громких заявлений о фактах похищения детей и торговли ими, их органами и стволовыми клетками. В 2003 году в связи с тем, что Т. Исаева выразила недоверие прокуратуре Орджоникидзевского района, уголовное дело было передано сначала в прокуратуру Киевского района, а затем — в Харьковскую областную прокуратуру и Генпрокуратуру

Сотрудники роддома №6 все обвинения в свой адрес отвергали. В ходе расследования была проведена сопровождавшаяся видеозаписью эксгумация биоотходов, захороненных на 17-м кладбище Харькова, однако фактов, которые бы свидетельствовали о краже и торговле детьми или их органами для последующей трансплантации, установлено не было. ДНК-экспертиза биоотходов не проводилась. Генпрокуратура Украины не подтвердила указанных Исаевой фактов и в связи с отсутствием состава преступления уголовное дело было закрыто. Минздрав издал приказ по усовершенствованию деятельности акушерской службы, согласно которому женщина имеет теперь право на выбор роддома и врача, а также на свободный доступ родственников как во время родов, так и после них.

Однако в 2005 году Харьков — по этому же поводу и по инициативе той же Татьяны Исаевой — вновь оказался в центре внимания. Теперь город посетила по официальному приглашению президента Ющенко докладчик Парламентской Ассамблеи Совета Европы Рут-Габи Вермо Мангольд. Представитель Совета Европы встретилась с вовлеченными в это дело лицами, перед отъездом из Харькова она сказала автору этой статьи, что не может пока сделать окончательные выводы. Позже в интервью газете «КоммерсантЪ-Украина» г-жа Мангольд заявила: «Я убеждена, что детей действительно крадут». На вопрос журналиста: «С какой целью могут совершаться эти преступления?» докладчик ПАСЕ сказала: «…органы новорожденных можно пересаживать другим детям, но не это главное. Такой материал пригоден для трансплантации кожи и забора стволовых клеток».

Потом все затихло. И вот, что называется, перезагрузка. Несколько дней назад уже журналисты Би-би-си обвинили харьковских врачей в том, что они вовлечены в международную торговлю стволовыми клетками — «существуют подозрения, что для этих целей используют младенцев». При этом Би-би-си ссылается на все ту же видеозапись эксгумации биоотходов в 2003 году и мнение «известного британского патологоанатома», ни имя которого, ни должность не указаны. Фрагменты этой видеозаписи могли видеть и украинские телезрители.

Маховик затихшего было скандала вновь начал раскручиваться, создавая и Харькову, и Украине крайне негативную репутацию международного дилера по продаже новорожденных «на запчасти». Я не собираюсь вершить правосудие, это дело компетентных органов.

Однако для этой ситуации характерна одна примечательная особенность нашего времени, на которую журналист должен обратить внимание читателей. Я имею в виду тот факт, что в основе скандала лежит подозрение в криминальном использовании новейших медицинских технологий. Криобиология и криомедицина — достаточно сложная область исследования, о которой обычные люди, не специалисты, имеют в лучшем случае смутное представление. И, как показало «дело харьковских врачей», на этой неосведомленности, а зачастую и невежестве обывателя, можно успешно спекулировать.

Институт проблем криобиологии и криомедицины НАН Украины является единственным в мире научным учреждением, которое занимается проблемой клеточной и тканевой терапии комплексно — от фундаментальных исследований и экспериментов до применения в клинике. За научные разработки по данной проблеме научные сотрудники института получили в разные годы Государственные премии Украины. Валентин Иванович, как вы можете прокомментировать шумиху вокруг событий в 6-м роддоме? — спрашиваю у директора института, лауреата Государственных премий СССР, УССР и Украины, эксперта Всемирной организации здравоохранения академика НАНУ В.ГРИЩЕНКО.

— Даже предположение о том, что для получения стволовых клеток и изготовления из них препаратов нужно красть и убивать новорожденных детей, звучит глупо, дико, невежественно и безобразно. Дети не являются источником стволовых клеток, поскольку, помимо всего прочего, это просто бессмысленно.

Чтобы ситуация стала для читателей более понятной, напомню, что стволовые клетки, о которых говорит сейчас весь мир, были открыты русским ученым Максимовым еще в прошлом веке. Именно эти клетки, являющиеся прародителями всех клеток организма человека, лежат в основе клеточной терапии. Они и называются стволовыми, потому что все остальные виды клеток происходят из них, как ветви из ствола дерева. Это своего рода строительные базовые единицы, которые в тех или иных количествах содержатся в любом человеческом организме, начиная от эмбриона в чреве матери и заканчивая пожилыми людьми.

Интерес ученых к этим клеткам вызван тем, что они заряжены «взрывной» энергией роста и обновления. А также тем, что они обладают удивительной способностью при необходимости трансформироваться в разные виды клеток и помогать таким образом восстанавливаться тем или иным пораженным органам. Препараты из них, введенные пациентам с разными заболеваниями, могут отдавать организму свои биологически активные вещества и таким образом способствовать улучшению состояния здоровья человека и улучшению качества жизни.

— Когда были предприняты первые попытки лечить людей с их помощью?

— Еще в 20-х годах прошлого века. Кстати сказать, эта тема нашла тогда свое отражение в романе Булгакова «Собачье сердце». Однако широкие возможности для применения стволовых клеток появились только благодаря достижениям криобиологии — науки о влиянии холода на живые организмы. Специалисты разработали такие способы низкотемпературной криоконсервации живых клеток, которые позволяют создать их запас и дают время для тщательной и всесторонней проверки каждого образца.

Используя мировой опыт, в наших лабораториях клетки научились выделять, тестировать, замораживать для длительного хранения при температуре минус 196 градусов по Цельсию и оттаивать таким образом, чтобы в результате всех этих превращений они остались живыми и могли бы проявить сполна свои целебные свойства. Таким образом донорский материал превращается в стандартный препарат, готовый к употреблению в любое нужное время. Разработанные нашими учеными методы криоконсервации запатентованы и используются во многих странах.

В 1972 году в Харькове при Институте проблем криобиологии и криомедицины НАНУ создан Низкотемпературный банк биологических объектов, где в условиях глубокого холода хранятся образцы разных тканей и клеток. Его работа построена в полном соответствии со стандартами Европейской ассоциации тканевых банков. Здесь создана единственная в мире международная кафедра криобиологии под эгидой ЮНЕСКО.

— Откуда же берутся эти ткани и клетки?

— Источников несколько. За рубежом особое внимание уделяется эмбриональным клеткам, которые образуются в самые первые дни развития организма. Их можно получить только при искусственном оплодотворении яйцеклетки вне организма, что называется, «в пробирке». Это первые клетки дробления. Мы этим не занимаемся — во-первых, в Украине это запрещено, а, во-вторых, эти клетки, по некоторым сообщениям, могут быть опасны для применения ввиду возможного развития онкологических заболеваний. Однако Европарламент дал разрешение и на их использование, в том числе, в Великобритании.

Источником стволовых клеток и тканей может являться также материал после искусственного прерывания беременности, так называемый утильный материал, на использование которого берется письменное согласие женщины. Причем только после того, как она приняла решение прервать беременность по собственному желанию и поступила в медицинское учреждение. В соответствии с этой спецификой харьковские криобиологи работают в контакте с кафедрой акушерства и гинекологии Харьковского медицинского университета. Кстати сказать, из роддома №6 мы никаких материалов никогда не получали и не получаем. На одном из витков этого дела я был приглашен в харьковскую прокуратуру, где в письменном виде это и засвидетельствовал.

— А что касается новорожденных…

— А что касается новорожденных, то существует простой, эффективный и, естественно, не криминальный способ получения их стволовых клеток — из плацентарной крови, оставшейся в пуповине после родов. Она никому не нужна и после рождения ребенка вместе с плацентой всегда уходила в отходы. Сейчас в нашем институте это фактически основной источник стволовых клеток. В этом случае перед людьми открываются дополнительные перспективы — клетки, полученные после рождения ребенка из его плацентарной крови, можно хранить как неприкосновенный запас в так называемом «Банке здоровья». Если этот человек впоследствии в любом возрасте заболеет или пострадает в результате несчастного случая, ему можно будет пересадить его же собственные клетки без опасности отторжения.

Стволовые клетки из плацентарной крови — самый безобидный, этически нейтральный и простой способ их получения. Спрашивается, зачем убивать детей, если можно получить аналогичные клетки из плацентарной крови?

Естественно, что Генпрокуратура Украины и Министерство здравоохранения опровергли информацию об использовании органов новорожденных с целью получения стволовых клеток. А Координационный центр трансплантации органов заявил об отсутствии смысла в использовании органов новорожденных с целью трансплантации, поскольку незрелые органы нельзя использовать для пересадки взрослому человеку из-за их функциональной неполноценности.

— Среди прочего, звучали также обвинения, что стволовые клетки получают из костного мозга новорожденных…

— Да, стволовые клетки можно получить из костного мозга. Однако исключительно из костного мозга пациента, взрослого человека, которому эти клетки нужны. Например, пациент страдает нервным заболеванием, болезнью Паркинсона — в таком случае из его собственного костного мозга или его же подкожной клетчатки получают ткань, в которой есть стволовые клетки, их обрабатывают особыми ростовыми факторами, превращают в нервные клетки и ему же вводят.

— Была история с поездом Харьков—Москва, где якобы задержали человека, везшего в Россию изготовленные в вашем институте человеческие эмбрионы…

— У нас была совместная работа по договору с одной из исследовательских организаций России, посвященная изучению воздействия глубокого холода на разные ткани. Мы передали приехавшему из Москвы аспиранту замороженные в жидком азоте клетки и ткани лабораторных крыс. Поскольку их перевозили через границу, я как директор института написал необходимое официальное сопроводительное письмо. Однако молодой человек не предъявил бумаги на таможне. Когда факт перевозки обнаружился, была сделана экспертиза содержимого термоса. Она однозначно подтвердила, что это были крысиные ткани. Вопрос был закрыт.

— И все-таки, возможны ли в принципе злоупотребления в области медицины, связанной со стволовыми клетками?

— Возможны, но они не связаны с кражей новорожденных! Они лежат совсем в другой плоскости. Дело в том, что при наличии средств можно оборудовать, образно говоря, «подпольную» лабораторию и изготавливать там препараты стволовых клеток. Из той же плацентарной крови, например. Вопрос состоит в том, какого качества получаются эти препараты? Как они воздействуют на пациентов? Проверяются ли они на наличие инфекции, как это делаем мы в институте? Например, на гепатит и ВИЧ-инфекцию. Не наносят ли подпольно изготавливаемые препараты вред пациенту?

Пользуясь возможностью, я призываю потенциальных пациентов отказываться от непроверенных источников стволовых клеток. Кабинет министров Украины своим постановлением разрешил заниматься этой деятельностью строго определенному количеству государственных и частных медицинских учреждений, куда входит и наш институт. Мы исследуем клетки, изготавливаем из них препараты, проводим клинические испытания совместно со специалистами целого ряда украинских институтов, например Институтом неврологии и психиатрии, Институтом проблем позвоночника и суставов, Институтом трансплантологии, Институтом нейрохирургии, с различными кафедрами Харьковского медицинского университета.

— Достижения современной науки, особенно в области биологии, генетики, медицины, вызывают у людей не только восхищение, но и опасения. Может быть, страхом перед новым и неизведанным отчасти и вызваны шумные события, которые мы обсуждаем?

— Возможно. Но научный прогресс нельзя остановить, даже если на первых шагах развития какого-то нового направления возникает его неприятие. В силу своего возраста я пережил немало различных катаклизмов. Например, искусственное оплодотворение при бесплодии — обычное дело сейчас. А когда все только начиналось, сколько было разговоров и протестов! Что это вмешательство в таинство природы, что это неэтично, что этого нельзя допускать ни в коем случае. Однако Всемирная организация здравоохранения постановила: все то, что полезно человеку, должно делаться для человека. Это решило судьбу целого направления в медицине, дало возможность родиться тысячам и тысячам детей и стать счастливыми множеству семей. И чем дальше, тем более востребованной становится эта область медицины, поскольку по разным причинам процент бесплодных семей сейчас растет. Кстати, напомню, что именно в Харькове благодаря специалистам нашего института родился первый в Украине ребенок «из пробирки», девочка.

Конечно, должен быть строжайший контроль специалистов. Конечно, ученые должны информировать общество о результатах своего труда. Но науку, которая приносит пользу человеку, нельзя пытаться поместить в прокрустово ложе.

***

…Между тем министры стран Европейского Союза решили продолжить финансирование исследований стволовых клеток, взятых из человеческих эмбрионов. Стволовые клетки могут превращаться в любые другие клетки человеческого организма, что, по мнению ряда специалистов, позволит использовать их для создания «запчастей» для человека и производства лекарств. При этом ЕС выдвигает жесткие условия для финансирования таких исследований: научная работа не должна преследовать цель клонировать человека или же изменить его генофонд.

Некоторые страны высказались «против» продолжения исследований. В их числе — Германия, Австрия, Литва, Люксембург, Мальта, Польша и Словакия. Наиболее активно поддерживают исследования стволовых клеток Бельгия, Испания, Швеция и Великобритания. Однако ученые настаивают на том, что исследования являются ключом в поиске лекарств против болезней, в том числе Альцгеймера и Паркинсона. Согласованный в Брюсселе бюджет предполагает финансирование исследований стволовых клеток в 2007—2013 годах.

P.S. В последнее время в прессе появляется информация о том, что в Украине могли убивать новорожденных с целью получения из их тел стволовых клеток. Пресс-служба Генпрокуратуры опровергает эти заявления. «Все это абсолютно не соответствует действительности», — заявили в понедельник в пресс-службе Генпрокуратуры.

В Министерстве здравоохранения также опровергли информацию об использовании органов новорожденных с целью получения стволовых клеток. Координационный центр трансплантации органов заявил о том, что использовать органы новорожденных с целью трансплантации не имеет смысла, поскольку незрелые органы нельзя использовать для пересадки взрослому человеку из-за их функциональной неполноценности.

Ранее экс-следователь Богомолова в интервью британской газете Sunday Telegraph заявила, что торговля стволовыми клетками является реальностью в Украине. Следователь считает, что ее отстранили от расследования дела по подозрению в убийстве грудных детей в украинских родильных домах, поскольку она приблизилась к раскрытию. Богомолова заявила, что расследовала обвинения женщин, которые уверяли, что их детей забрали в роддоме сразу после рождения. Ее отстранили от дела, когда она потребовала расширения следствия на все роддома Украины. Следователь подозревает существование коррупции на этом участке, который ведет в высшие эшелоны власти.

В феврале Украину посетят представители Совета Европы для расследования этого дела.

(Немецкая волна,
«Интерфакс-Украина»)