Имена победителей второго конкурса «Нет» — детскому курению!» для журналистов национальных и региональных СМИ были обнародованы на пресс-конференции, состоявшейся 21 сентября в помещении Национального союза журналистов Украины. Как и в прошлом году, конкурс был инициирован Всеукраинской благотворительной организацией «Общественный совет по
социальным проблемам развития подрастающего поколения»
и Национальным союзом журналистов Украины при финансовой поддержке АО «Филипп Моррис Украина».
На этот раз в конкурсе приняло участие вдвое больше журналистов, чем в прошлогодней акции. За четыре месяца, в течение которых продолжался конкурс, в ведущих национальных и региональных СМИ вышло свыше 100 материалов. Их цель — широкое обсуждение проблемы детского курения и путей ее преодоления, содействие формированию активной общественной позиции, направленной на искоренение такой противозаконной и аморальной практики, как продажа табачных изделий несовершеннолетним.
Несмотря на то что продажа табачных изделий несовершеннолетним запрещена законом, одной из долгосрочных инициатив «Общественного совета» является «Программа по предупреждению доступа несовершеннолетних к сигаретам в пунктах их продажи». Не потому ли, что законодатели приняли довольно мягкие карательные санкции к нарушителям? Штраф составляет лишь 1700 гривен, а в случае повторного нарушения в течение года — 3400.
Не секрет, что торговля табачными изделиями, алкогольными и слабоалкогольными напитками приносит огромные доходы для их производителей. Интерес к ним потребителей подогревается массовой рекламой. Так почему бы законодателям не обязать несущих подобную рекламу в массы и зарабатывющих на этом большие деньги поддерживать общественные организации,
у которых недостаточно средств на оплату эфирного времени или газетной площади, в пропаганде здорового способа жизни? Тем более когда речь идет о детях и подростках. Нельзя сказать, что такая пропаганда в отечественных СМИ вообще отсутствует. Но то, как она ведется, к примеру, с экранов телевизоров, наводит на размышление о двойных стандартах. Бесспорно, братья Кличко — достойный пример для подражания. Вопрос только в том, где они выглядят для подростка убедительнее — в роликах, пропагандирующих спорт, или в рекламе продукции одного из пивных королей? Ответ,
к сожалению, остается за кадром.
— В Верховную Раду подано несколько законопроектов, которыми предусматривается применение подобного механизма, — прояснил ситуацию народный депутат, председатель правления благотворительного фонда «Здоровье для всех» Сергей Шевчук. — Но говорить о том, когда они будут предложены депутатам на рассмотрение, довольно сложно, учитывая, что на текущей сессии предстоит рассмотреть порядка 1300 законопроектов.
В связи с этим хочется сказать, что позиция производителей табачных изделий в данном вопросе гораздо последовательнее. Руководитель корпоративных коммуникаций АО «Филипп Моррис Украина» Алла Игнатенко заявила следующее:
— Наша продукция — исключительно для взрослых. Они осознанно делают свой выбор и несут ответственность за его последствия. Мы глубоко убеждены в том, что дети не должны курить, и это убеждение находит практическое воплощение в поддержке программ по предотвращению курения среди несовершеннолетних.
— Члены жюри тщательно ознакомились с конкурсными работами, среди которых оказалось немало по-настоящему талантливых, — сообщил председатель Национального союза журналистов, возглавляющий конкурсное жюри, Игорь Лубченко. — Однако, принимая во внимание масштабность и глубину этой тематики, жюри пришло к решению не предоставлять первую премию ни в одной из номинаций. Высвобожденные таким образом призовые средства направлены на поощрение молодых авторов — представителей региональных СМИ. Следовательно, лучший материал против детского курения еще впереди.