UA / RU
Поддержать ZN.ua

«ЧИСТАЯ» ЕДА С ТЕМНЫМ ПРОШЛЫМ

Заметили новую отличительную черту отечественного потребителя? Выбирая «хлеб насущный», он уже в ...

Автор: Елена Годованец

Заметили новую отличительную черту отечественного потребителя? Выбирая «хлеб насущный», он уже в первую очередь смотрит не на цену, а на содержание колонки «Ингредиенты» да на табличку жиров, углеводов и Е-компонентов. Некоторые особы женского пола, особо подверженные мазохизму, умудряются при этом на ходу решать в уме непростые примеры на сложение трехзначных чисел, вычисляя, укладывается ли только что купленный обед в положенные 2000 дневных килокалорий…

Британцы, как и любой другой цивилизованный народ, помешаны на здоровом питании. Кулинарные книги со вкусными и полезными советами, только попадая на прилавки магазинов, сразу становятся бестселлерами. По телевизору в прайм-тайме самые известные шеф-повара страны делятся секретами своих лучших рецептов. А сами кулинары уже давно сколотили себе миллионные капиталы благодаря вышеупомянутым книгам и телепередачам. Словом, профессия выгодная. Тем не менее факт остается фактом — половина мужчин и треть женщин страдают от лишнего веса, ожирением болен каждый пятый представитель сильного пола и каждая четвертая гражданка Великобритании; 10% шестилетних детей и 15% пятнадцатилетних подростков тоже носят на себе лишний груз. В чем же причина того, что, даже несмотря на моду на здоровое питание, население островов продолжает набирать килограммы? В том, что оно все-таки неправильно питается? Или в самой еде?

Начнем с первого. Как ни крути, а в борьбе за право главенствовать в дневном рационе англичанина фрукты-овощи-витаминчики с треском проигрывают бургерам и классическим британским fish’n’chips — картошке-фри с обжаренной в кляре рыбой. Когда были обнародованы статистические данные, свидетельствующие, что больше половины взрослого населения страны страдает от избыточного веса, а среди детей количество толстячков и толстушек с 1995-го по 2002-й увеличилось на 25%, за головы взялись даже члены правительства. Вскоре возник один из вариантов решения проблемы. Предложенное до сих пор вызывает у одних неудовольствие, у других — полную поддержку и одобрение, у третьих — ироничные улыбки. Речь об обложении большинства калорийных продуктов, а также еды, для которой в английском языке есть свой собственный термин — junk food (то есть еда-мусор, пища, содержащая минимум полезных веществ)
17,5-процентным налогом. А значит, булочки и печеньица, гамбургеры и хот-доги, конфеты и торты, чипсы и картофель-фри значительно повысятся в цене, что, по мнению генераторов идеи, заставит потребителя отдать предпочтение более легким и дешевым закускам типа яблока или банана. Логика ясна, но не последует ли вслед за этим еще более логичное требование населения снизить цены на фрукты и овощи?

Следующим было предложение британской Ассоциации потребителей запретить рекламу junk food по телевидению после семи часов вечера. К слову, вы знаете, сколько в среднем английский ребенок просматривает рекламных роликов в неделю? 217! Причем почти половина из них — реклама продуктов питания, 70% из нее — предложения приобрести все ту же junk food, или газированные напитки. Поэтому неудивительно, что две трети трехлетних британцев легко отличают логотип МакДональдс, но с трудом узнают написанное на бумаге свое собственное имя.

На борьбу с лишним весом плечом к плечу вышли звезды телекухонь, политики, директора школ, медики и общественные деятели. Во многих клиниках при педиатрических кабинетах существуют специальные консультационные центры, где ребенку подберут подходящую диету, курс физических упражнений, необходимые витамины и минералы. А в местных школах, в отличие от наших, нет обязательного молока. Зато каждый учащийся получает положенный дневной фрукт, будь то яблоко, банан или апельсин.

Что же касается многочисленных организаций, фондов и движений, цель которых — научить британцев бояться карбогидратов и полюбить протеин, то все больше и больше такого рода активистов стало выступать за употребление исключительно органической еды. И все же слишком много осталось людей, продолжающих сомневаться, стоят ли «чистые» органические продукты тех денег, которые за них запрашивают?.. Кстати, Великобритания сейчас находится на пятом месте в мире по количеству земли, отведенной под выращивание органических сельскохозяйственных культур. В прошлом году продажа «чистой» еды в стране перевалила рекордный рубеж в один миллиард фунтов. Подразумевают три основных «за» употребления органики. Первое — это искреннее и похвальное беспокойство об окружающей среде. Конечно, органическое яблоко может быть выращено на замечательном «беспестицидном» дереве. Но как насчет паров авиабензина тех самолетов, на которых эти органические яблоки доставляют в страну, скажем, из Новой Зеландии?.. Второе «за» — польза для здоровья. Опять-таки британские супермаркеты набиты органическими бананами из Доминиканской Республики и органическим манго из Бразилии, органическим сладким картофелем из США и органическим консервированным горошком из Италии. Чтобы перевезти продукт из точки А в точку Б неповрежденным, его нужно упаковать. «Чистые» же, скажем, чипсы упакованы в неорганические пластиковые пакетики. Даже в недавнем отчете британского Агентства пищевых стандартов говорится: нет никаких доказательств того, что органическая еда безопаснее или питательнее. На интернет-сайте www.organicfood.co.uk одним из доводов в пользу «органики» (всего таких доводов на сайте предлагается десять) является утверждение, что покупать органическое — лучший способ «спрятаться» от генетически модифицированных продуктов. Пару недель назад этот тезис благополучно развеяли местные СМИ. В их сообщениях, в частности, говорилось, что, согласно результатам последних исследований, во многих продуктах на британском рынке были обнаружены ГМ-компоненты. Например, некоторые компании-производители активно используют для изготовления «органических» тортов и печенья муку из генетически модифицированной кукурузы.

Ну и наконец третье «за» — органическая еда просто лучше по качеству. Чтобы опровергнуть и это утверждение, не нужно обращаться к специалистам. Как человек, минимум раз в неделю посещающий супермаркет и перепробовавший не одно наименование продукта в поисках лучшего, с уверенностью скажу: «органическое» не всегда значит «лучшее», равно как и наоборот. Мнение объективное — со мной согласятся многие британские кулинарные эксперты. Мнение субъективное — знаете, где найти самые органические продукты? На любом украинском рынке возле лотка с бабушкой, продающей зелень. Только здесь укроп по-настоящему пахнет укропом, петрушка — петрушкой, а зеленый лук — зеленым луком…

Но вернемся к рациону британцев. Итак, грубо говоря, половина островитян питается фаст-фудом, а вторая — органически правильно. Золотая середина не предусмотрена хотя бы потому, что очень трудно себе представить сбалансированное сочетание одного и другого. Тем не менее и те, и эти страдают… нет, не только от лишнего веса. От стресса, депрессий, бессонниц, расстройства желудка. Все это напрямую связано с неправильным питанием. Об этом пишут авторитетные медики в авторитетных журналах. А виноват в том, что британцы едят не то, что надо, и не так, как надо, темп их пресловутой британской жизни. Банально? Только не тогда, когда речь идет о здоровье. Англичанам просто не хватает времени готовить самостоятельно. Кулинарные бестселлеры в очень многих домах пылятся на книжных полках. А спрос на готовую еду из супермаркетов, будь то суп или второе блюдо, с 1998-й по 2004-й вырос на 44%. В прошлом году жители островов потратили на нее 1,9 миллиарда фунтов. Это огромная сумма, но далеко не запредельная. По прогнозам, к 2007 году «туманноальбионцы» станут потребителями 51% всего европейского рынка готовой еды.

Британцы постоянно испытывают нехватку времени. Это их главная болезнь. Они работают больше всех в Европе, у них самые короткие отпуска. И поэтому перекусывание на ходу — обычное явление. Офисный работник едет в метро с мисочкой лапши быстрого приготовления на коленях — никто не удивляется, лишь бы на соседей не пролил. Готовить некогда. Тот, кто побогаче, идет ужинать в ресторан (в среднем лондонцы трижды в неделю обедают вне дома), кто победнее — в ресторан быстрого питания. Впрочем, не все так запущено. Англичане хранят традиции, это очень «традиционная» нация. Поэтому раз в неделю, по воскресеньям, они все-таки готовят дома семейные обеды. Иногда...

Я дописываю эти строки во время обеденного перерыва. Времени осталось — минут 10. До ближайшей закусочной — примерно столько же. Можно либо остаться голодной и тем самым понизить свою работоспособность, либо добежать, купить сэндвич и, опять же на бегу, затолкать его в себя. Ладно, чего же это я сижу? Не буду терять времени. Тем более что у меня его все равно нет…