Ведущие ученые мира всегда были уверены в том, что проблема Чернобыля не закончилась в 1986 году. Вспомним хотя бы предостережения японских специалистов, высказанные вскоре после взрыва на ЧАЭС, о том, что по-настоящему понять, что случилось у нас в ту черную апрельскую ночь, мы сможем только лет через десять-пятнадцать. 13 лет спустя обнародована скорбная статистика: 400 тысяч ликвидаторов и пострадавших вследствие катастрофы уже умерли. И Бог весть сколько еще носят в себе «чернобыли», которые могут «взорваться» завтра, через месяц, год, пять, десять лет. Проблема длительного воздействия малых доз ионизирующего излучения, «долгоживущих» радионуклидов существует и еще многие годы будет существовать, несмотря на то, что чернобыльская тема в мире почти закрылась да и наш народ проявляет в этом отношении порой просто-таки удивительную забывчивость и беспечность. В то же время хроническое воздействие малых доз радиации чревато весьма печальными последствиями.
Об этом убедительно свидетельствуют данные научных наблюдений, которые в продолжение ряда лет проводятся в Институте урологии и нефрологии АМН Украины под руководством известного хирурга и ученого А. Возианова. Недавно стали известны результаты совместных исследований ученых киевского института и Медицинского университета г. Осаки (Япония). Редакция «ЗН» обратилась к директору Института урологии и нефрологии, президенту Академии медицинских наук Украины, академику Александру Федоровичу ВОЗИАНОВУ с просьбой прокомментировать эти исследования.
- То, что среда обитания человека в значительной мере определяет степень его здоровья, сегодня уже не подлежит сомнению. Так, например, в последние годы опубликованы сведения о фактическом состоянии здоровья населения в регионах, служивших ракетно-космическими и ядерными полигонами. Исследователи отмечают резкое увеличение больных со злокачественными опухолями. После атомного взрыва в японских городах Хиросима и Нагасаки в течение первых десяти лет резко возросла заболеваемость новообразованиями щитовидной железы, крови и эмбриональными формами рака.
Чернобыльская катастрофа отразилась на жизни и здоровье жителей не только прилегающих к ЧАЭС густонаселенных областей, но и ряда регионов ближнего зарубежья не только вследствие внешнего, но главным образом внутреннего (инкорпорированного) облучения в связи с загрязненностью радионуклидами огромных территорий.
Как известно, 80-90 % всех радионуклидов в Украине составляют цезий-137 и цезий-134, которые из организма в основном выводятся с мочой. Излучая радиацию, эти изотопы проходят через сосуды и ткани почек, затем через мочевые пути, оказывая на них канцерогенное влияние, в частности на уротелий мочевого пузыря. За последнее десятилетие распространенность рака мочевого пузыря в Украине возросла с 26,2 до 40,1 на 100 тыс. населения. Причем это заболевание у мужчин встречается значительно чаще, чем у женщин. По-видимому, различие в его распространенности в зависимости от пола в какой-то мере можно объяснить воздействием также других неблагоприятных факторов внешней среды - вредные и тяжелые производства, где заняты преимущественно мужчины, ненормальные условия работы, наконец, курение.
Теоретически хорошо известно, что низкие дозы ионизирующего излучения несут в себе такой же риск развития рака, как и высокие. Однако в мировой научной литературе данные относительно длительного воздействия малых доз ионизирующего излучения на уротелий мочевого пузыря отсутствовали, так же как и свидетельства о молекулярно-генетических нарушениях в уротелии практически здоровых лиц, живущих на радиационнозагрязненных территориях.
- Вы говорите о нарушениях у практически здоровых людей. Что это за нарушения и какую опасность они собой представляют?
- В продолжение ряда лет, оперируя в нашем институте больных с доброкачественной гиперплазией предстательной железы, у которых практически не было признаков рака мочевого пузыря, мы у каждого из них брали на исследования ткань слизистой оболочки мочевого пузыря (биоптаты). В зависимости от загрязненности радиоизотопами цезия мест проживания наших пациентов были сформированы три группы наблюдений: радиоактивно загрязненные регионы Украины, г. Киев, «чистые» регионы Украины (контрольная). Позже география наших исследований расширилась. Будучи связан со всеми крупнейшими в мире специалистами в области урологии, я встречаюсь с ними не только на научных симпозиумах и конгрессах, но и за операционным столом. Когда меня в прошлом году пригласили на операции в Швецию и Австрию, такие же биоптаты были взяты у аналогичных больных этих стран. Таким образом в наши наблюдения были включены еще две контрольные группы: четвертая (Швеция) и пятая (Австрия).
Исследование всего собранного материала проводилось в Японии. С японскими специалистами в этом направлении у нас сложились тесные научные контакты, поскольку они больше других интересуются проблемами радиации и последствиями радиационных поражений. Понятно и то, что там мы смогли сделать это на самом высоком уровне, который сегодня может позволить мировая наука.
- И какие же результаты этих исследований?
- Полученные результаты, скажу так, превзошли наши ожидания. К нашим исследованиям проявили огромный интерес за рубежом, где многими они были восприняты на уровне открытия. Об этом сразу же сообщили в ведущих научных журналах. Но вполне понятно, что у нас эти данные вызывают в большей степени чувства тревоги и беспокойства. К сожалению, оказалось, что практически у 95% жителей (мужчин) территорий, пострадавших от воздействия радиации вследствие аварии на ЧАЭС, изменения в клетках слизистой мочевого пузыря соответствуют либо предраковым состояниям, либо начальным состояниям рака. Во второй группе наблюдений (г. Киев) такие изменения выявлены в 94% случаев, в третьей («чистые» регионы Украины) - в 40%. В четвертой и пятой (контрольных) группах имеется соответственно 0% и 10%. (Более подробно результаты этих исследований изложены в статье, опубликованной в первом номере недавно появившегося нового издания «Украинский журнал патологии». Ее авторы: А.Возианов, А.Романенко, Ш.Ямамото, Ш.Фукушима. - Ред.)
Своеобразным пусковым механизмом в развитии злокачественного процесса являются генетические повреждения. В ходе этих исследований удалось обнаружить ген, «ответственный» за этот процесс, мутации которого и связанных с ним других генов приводят к нарушениям в регуляции клеточного цикла и затем к злокачественной трансформации уротелиальных клеток. Однако следует сказать, что пока это представляет чисто научный интерес, так как на данный момент повлиять на эти гены мы не можем.
Как это ни печально, но данные этих исследований наводят на мысль, что впереди нас ждут гораздо более сложные дела…
- В таком случае неизбежный, как последняя надежда, вопрос: что же делать, как спасать народ, ведь в эти 94-95 % может попасть любой живущий здесь?..
- К счастью, за рубежом недавно появился принципиально новый метод диагностики и лечения рака мочевого пузыря, который идеально подходит для нашей ситуации. Это так называемый метод фотодинамической диагностики и лечения ранних стадий карциномы мочевого пузыря (PDD). Впервые он был разработан и применен в урологической клинике Гросхадерн (Германия), где работает профессор А.Хофштеттер и доктор Кричмер. В чем смысл этого метода? Благодаря открытой химиками специальной маркирующей субстанции - аминолавулиновой кислоте, обладающей способностью накапливаться в клетках, которые только начали превращаться в раковые, при помощи системы PDD опухоли можно распознавать на самых ранних стадиях. Световая система их легко обнаруживает по окраске: пораженные ткани имеют красный цвет, тогда как здоровые - голубой. И затем с помощью этой же аппаратуры выявленные опухолевые поражения уничтожаются.
- Но ведь аппаратура где-то, а беда - у нас. Есть ли возможность приобрести ее для Украины?
- Пользуясь своим авторитетом в научном мире, я встретился с создателями нового метода, и они поставили систему PDD для апробации в Киев. Должен заметить, что такая система есть одна на всю Германию, и вот теперь появилась в Украине. На сегодняшний день новый метод диагностики и лечения опухолей мочевого пузыря в нашем институте уже работает и, несомненно, будет широко применяться. Естественно, это дает надежду на спасение многих наших больных. Без этого перспектива мне представляется очень мрачная.
- Значит, если у кого-то появилось малейшее сомнение, если что-то беспокоит, лучше не терять времени и сразу обращаться в Институт урологии и нефрологии?
- Да, сегодня благодаря методу фотодинамической диагностики и лечения мы можем обнаружить опухоль, когда она еще только внутри клетки, и предотвратить дальнейший процесс. В нашем институте создан отдел эндоурологии, который возглавляет доктор медицинских наук Сергей Александрович Возианов, где делаются операции без разрезов на почке, мочеточнике, мочевом пузыре.
- Александр Федорович, по-видимому, научные исследования будут продолжаться?
- К сожалению, нам есть еще над чем работать. Исследования продолжаются, и теперь мы хотим больше обратить внимания на промышленные зоны, химически загрязненные регионы, а также сельские районы, где нет выбросов производств. Мы хотим проследить влияние малых доз ионизирующего излучения в зависимости от других неблагоприятных факторов окружающей среды. Конечно, нельзя сказать однозначно, что рост количества больных раком мочевого пузыря связан только с изотопами цезия. Однако те же химические выбросы и отходы существовали и до Чернобыля, а такой печальной картины, как сейчас, с этим заболеванием никогда раньше не наблюдалось.
- Мы почему-то ужасно инертны в вопросах профилактики. Бьем в колокола не тогда, когда пожар только начинается, а когда уже дом пылает…
- Думаю, что полученные данные убедительно свидетельствуют о необходимости организации многолетнего диспансерного наблюдения за населением, проживающим в загрязненных радионуклидами регионах Украины, которое бы включало регулярный цистоскопический контроль с соответствующими исследованиями на предмет выявления атипичных клеток. В связи с тем, что сегодня в Украине освоен самый современный метод раннего распознавания и лечения карциномы мочевого пузыря, это представляется тем более важным.