UA / RU
Поддержать ZN.ua

БЮДЖЕТ НЕСБЫВШИХСЯ НАДЕЖД

В приемном покое ко мне пододвинули коробочку с прорезью, напоминающую миниатюрную избирательную урну: - У нас каждый помогает больнице, чем может...

Автор: Светлана Кабачинская

В приемном покое ко мне пододвинули коробочку с прорезью, напоминающую миниатюрную избирательную урну:

- У нас каждый помогает больнице, чем может. Добровольно, разумеется...

Вряд ли кто из жертвующих интересуется, как оприходуются эти добровольные пожертвования, на что используются. Как и те копейки и гривни, которые в больницах берут за различные процедуры и осмотры. Ведь известно, что на содержание медицины привлекаются внебюджетные средства и деньги за платные услуги. Существует даже плановый показатель привлечения в отрасль внебюджетных поступлений - правда, не обязательный, а рекомендованный, и составляет он 15% к бюджетным назначениям из расчета на год. Известно и то, что за 9 месяцев текущего года хмельницкая медицина не дотянула до нужной цифры почти 4%, хотя сумма собранных средств - 6 миллионов 669 тысяч гривен - на полтора миллиона превышает прошлогоднюю. Не получается, надо понимать, у наших медиков собрать с миру по нитке - видать, оскудела таки рука дающих. Но зато некоторым собирателям под шумок платных услуг удается поднакопить приличный капиталец: расхожими стали рассказы о плате за прием в больницу, а мзда за операцию так вообще стала общим местом в больничном фольклоре.

Что поделаешь - разводят руками медики. Не укладывается медицина в узкие рамки бюджетных ассигнований. Даже на Хмельнитчине, где общее состояние отрасли еще терпимое, оно настолько далеко от необходимого, как самочувствие больного человека - от здорового. Тем более что полноценного лечения этот человек не получает. Не получает он и того критического минимума, на который скрепя сердце согласился.

За 9 месяцев (все цифры приводятся за этот срок. - Авт.) медицина Хмельнитчины получила 58,4 миллиона гривен - 75,6% от запланированного. Из них 35,5 миллиона ушло на зарплату, 7,3 - на оплату услуг и энергоносителей. Уменьшить эти цифры вряд ли было возможно - задолженность по зарплате в некоторых районах составляет от трех до пяти месяцев, хотя в среднем по области - меньше двух. Другое дело, что из этих средств пришлось погашать задолженность предыдущих лет - в бюджет это не закладывалось. В результате на все остальное не так уж много и осталось.

Остальное - это в первую очередь медикаменты. На их приобретение и оплату льготных рецептов использовано 7,2 миллиона гривен - по 5,07 гривни в расчете на одного жителя. Казалось бы, это хоть что-то. Но стоит посмотреть на ситуацию в разрезе районов - и удовлетворение улетучивается. В Летичевском районе, например, среднестатистический житель довольствуется 1 гривней 42 копейками - много ли купишь лекарств при нынешних ценах? Так что село по сравнению с городом и в этом обделено несказанно. А уж о тратах на лекарства больных в стационаре и говорить не приходится. Согласно экспертной оценке Минздрава, их должны бы обеспечить на 6,18 гривни. В наличии же имелись лишь 1,67 гривни. О мытарствах больных лучше промолчать. Но стоит заметить, что такая ситуация, как любой дефицит, создает условия для злоупотреблений.

Смешные суммы предусмотрены в медучреждениях на приобретение оборудования и инвентаря - 3,8 миллиона гривен. Выручает бартер, взаимозачеты - но и значительно удорожает стоимость техники. А уж для махинаторов тут вообще широкое поле деятельности. Не случаен интерес областной прокуратуры к этой сфере финансовой прыти медучреждений. По поводу особо бурных ее проявлений даже возбуждены уголовные дела. Но толку? Крайними все равно оказываются финотделы, в обязанности которых входит контроль за финансовой деятельностью местных лечебных заведений. Да и поди докажи, был злой умысел или очень благие намерения, которыми, как давно известно, и выстлана дорога в ад.

Впрочем, дорога туда может быть сокращена тяжелыми социально опасными болезнями, которых лечить как бы и нечем. Особые опасения вызывает туберкулез. Хоть заболеваемость им на Подолье снизилась (37,1 на 100 тысяч населения против 37,6 в 1998 году), но возросло количество заболевших детей. А это значит: в связи с недостаточным финансированием на местах не в полной мере обеспечивается флюорографическое обследование населения, что является основным методом раннего обнаружения болезни. Да и то сказать - в медучреждениях всей Хмельнитчины насчитывается всего лишь 9 передвижных флюорографов выпуска 1990-1991 годов. Все остальные исчерпали свой ресурс еще десять лет назад, и их рабочее состояние - бесконечный ремонт. Крайне необходимо купить еще хотя бы три флюорографа. Конечно, это не панацея от поразившей страну тяжелой болезни, но хоть что-то. Тем более что по другим основным показателям состояния здоровья населения на Хмельнитчине можно говорить о стабилизации (заболеваемость детского и взрослого населения) и даже улучшении (снижение смертности малышей и взрослых).

Что и говорить - на все нужны деньги, и грешно было бы сказать, что в области их не ищут и не используют с умом. Иначе не пришлось бы в этом году праздновать новоселье Летичевской районной больницы, строить их в Старосинявском и Городоцком районах, располагаться в реконструированных корпусах областного противотуберкулезного диспансера. Но сумма в 270 миллионов, необходимая на текущее содержание отрасли, осталась розовой мечтой. Выделили 98 миллионов. Немного погодя, обсудив состояние медицины на специальной сессии облсовета, уточнили цифру и проголосовали за 105 миллионов.

Но и этого, конечно же, мало. И потому, когда заходит речь о реорганизации отрасли, согласно кивают не только медики, но и больные. Нынешний беспредел в медицине их угнетает и унижает. Бесправие больного делает его всецело зависимым от любого представителя медперсонала. Весьма размытые границы между платными услугами и обязательно бесплатными создают безграничные возможности для нечистых на руку людей, которых хватает в любой отрасли, но в медицине они часто смертельно опасны. От этого устали все. И все ждут взвешенных решений, способных упорядочить работу отрасли. «Пульс Украины» породил надежду, которая может стать призрачной без сделанных вовремя оптимальных шагов. Тем более что ложка дорога к обеду: бюджет-2000 уже рассматривается. Не превращать же и его в старые песни о главном.