UA / RU
Поддержать ZN.ua

Бюджет медицины в год красной Обезьяны

Вопросы, как и где будут сокращать места, что предложат медикам, которые попадут под увольнение, каким образом виртуально сэкономленные миллиарды помогут выжить медицинским учреждениям, остаются без ответа.

Автор: Ольга Скрипник

Бюджет здравоохранения на 2016 год - это крохи с господского стола, милостиво брошенные тем, кто, собственно, наполняет государственную казну, платя налоги и разные сборы.

Общая сумма, которую в этом году планируют потратить на систему здравоохранения, составляет почти 56,5 млрд грн. Сюда входят расходы из общего и специального фондов, а также субвенция, которую с нетерпением ждут в областях. Это значительно меньше от реальных потребностей и даже от того, что было заложено в бюджете прошлого года. Чтобы оценить заботу государства о своих гражданах, следует учесть изменения в ценах и тарифах, произошедшие за последние 12 месяцев, а также девальвацию национальной валюты. По данным НБУ, 01.01.2015 г. официальный курс доллара составлял 15,76 грн, а в начале нынешнего января - 24 грн.

Поэтому 56,5 млрд грн в прошлом году и сегодня, как говорят в Одессе, - это две большие разницы. Нетрудно догадаться, за счет кого будет покрываться дефицит между реальными потребностями и средствами, заложенными в государственной смете.

Для правительства и многих политиков эпопея с принятием госбюджета завершилась довольно удачно - под празднично наряженной елкой, накануне продолжительных новогодних каникул. Тогда не было ни времени, ни возможности даже ознакомиться с полным текстом документа, который будет оказывать определяющее влияние на все сферы нашей жизни на протяжении года красной Обезьяны.

Минздрав в поиске резервов

Заместитель министра здравоохранения Игорь Перегинец убежден, что ситуация с финансами не повлияет на качество предоставления медицинской помощи больным. Об этом он заявлял и на брифингах, и на заседании профильного парламентского комитета. По словам чиновника, "уменьшение затрат на здравоохранение составляет приблизительно 5% - это 2,5 млрд грн. Урезание произошло в основном за счет региональных субвенций. МЗ будет искать внутренние резервы и дополнительные источники для финансирования здравоохранения. Один из таких источников - сокращение фонда койко-мест на 25%. Специалисты МЗ уже разрабатывают методические рекомендации по обеспечению стационарными больничными койками в расчете на 10 тыс. населения. В первую очередь планируется сокращение коек в офтальмологических и неврологических стационарах. Это позволит сэкономить значительные средства, которые будут направлены на дофинансирование медицинских учреждений".

В департаменте финансово-ресурсного обеспечения Минздрава не успевали реагировать на все изменения и предложения, поступавшие от правительства и парламента. В проекте бюджета на здравоохранение было предусмотрено свыше 57 млрд грн, но не успели провести все расчеты, как сумму сократили. И таких урезаний было много. Кабинет министров оперативно утвердил постановление №1024, предусматривающее сокращение койко-мест с 80 до 60 на 10 тыс. населения. Уже подсчитали экономию от этой реформы. По мнению чиновников, такая оптимизация даст возможность сэкономить около 5 млрд грн. Особенно ощутимой экономия будет в областях, а значит, эти средства можно будет направить на улучшение качества медицинских услуг.

Вопросы, как и где будут сокращать места, что предложат медикам, которые попадут под увольнение, каким образом виртуально сэкономленные миллиарды помогут выжить медицинским учреждениям, остаются без ответа.

За чье здоровье проголосовал парламент

Обсуждение разделов, касающихся медицины, и голосование за бюджет разделило депутатов и в комитетах, и во фракциях. Первый заместитель председателя комитета ВР по вопросам здравоохранения, председатель опекунского совета детской больницы "Охматдет", волонтерка Оксана Корчинская, которую хорошо знают в зоне АТО, в госпиталях и больницах, назвала главную смету страны бюджетом вымирания.

По ее словам, она делала все, что могла, чтобы убедить правительственных чиновников и членов бюджетного комитета в том, что на медицину необходимо выделить намного больше средств. В проекте было заложено финансирование целевых программ максимум на четверть от необходимого. Ее видели на акциях, которые проводили пациентские организации под окнами Кабмина, чтобы привлечь внимание власть имущих к проблемам больных детей. К сожалению, это не повлияло на решение чиновников.

Равнодушными остались и члены бюджетного комитета парламента, которые даже не предоставили слово своим коллегам, когда те с цифрами в руках пытались отстоять право людей на здоровье и жизнь. Хотя бы там, где это касается больных детей.

В Украине постоянно сокращается и количество государственных целевых программ, и уровень их финансирования и обеспечения. Бюджет-2016 в этом плане "ударный" - это жесточайший удар из тех, которые чиновники наносили больным, утверждая расходы на здравоохранение. Из 20 госпрограмм оставили чуть больше десятка. По самым скромным расчетам на закупку лекарств необходимо свыше 8 млрд грн, а запланировано всего 3,6 млрд. Дабы уменьшить шквал критики, эту сумму увеличили, приплюсовав средства на закупку маммографов и аппаратов ультразвукового исследования отечественного производства. Бесспорно, оборудование нужное, но оно никак не заменит лекарств, без которых дети, болеющие онкологией, гемофилией, орфанными и другими тяжелыми заболеваниями, теряют шанс не только на здоровье, но и на жизнь.

Как известно, О.Корчинская не голосовала за бюджет, несмотря на то, что большинство членов профильного комитета и фракция Радикальной партии, к которой она принадлежит, отдали за него свои голоса. По ее словам, больше всего возмущает то, что, планируя расходы, сэкономили именно на здравоохранении. Например, на лечение онкобольных запланировали лишь 6% от потребности. И вместе с тем не пожалели средств на деятельность Госуправления делами: в частности, выделили 24 млн грн на фестиваль, который оно запланировало. Эту строку бюджета потом изъяли, но неизвестно, сколько еще таких "важных" мероприятий скрыты в документе, который принимали, не вдаваясь в детали. Хотя хорошо известно, что именно в них кроется.

Много неожиданного найдут в бюджете те, кто возлагал надежды на децентрализацию и увеличение субвенций. Львиная доля финансирования медицины - субвенции из государственного местным бюджетам. Если все сложится, как запланировали, то области получат 44,3 млрд грн. А в прошлом году эта сумма составляла 46,2 млрд грн. Следует учесть, что на протяжении последнего года медицинские учреждения накопили огромные долги за коммунальные услуги (отопление, воду, электроэнергию), горючее, лекарственные препараты, расходные материалы, дезинфицирующие средства и т.п. Что останется больницам после того, как долговые суммы автоматически погасят за счет новых поступлений?..

Однако не все так экономно в бюджете, как рассказывают чиновники простым налогоплательщикам с телеэкранов. Есть статьи расходов, которые значительно улучшат медицинское обслуживание и медицинское обеспечение. Правда, лишь отдельных категорий граждан.

Эксперты отмечают, что на финансирование медобслуживания сотрудников госструктур выделено почти 3,4 млрд грн, что намного больше, чем в прошлом году. В частности, на 83% возросли расходы на медицину для структур МВД, полиции и Нацгвардии.

Урезая бюджет Министерства здравоохранения, авторы закона значительно улучшили финансирование силовых структур, судов и других учреждений. Почти на 22% больше средств, чем в прошлом году, получат Министерство внутренних дел и СБУ, а Генеральная прокуратура - на 13%. Финансирование Верховного суда увеличено на 12%, Высшего административного суда - на 14, а Конституционного суда - почти на 70%.

Не забыли и о депутатах. На финансирование аппарата Верховной Рады в бюджете заложено почти 942 млн грн, что на треть больше, чем в прошлом году. Депутатов и чиновников не только лучше будут обеспечивать и лечить, но и охранять - на госохрану органов государственной власти и должностных лиц выделено 540 млн грн, что на 25% больше по сравнению с предыдущим бюджетом.

Справедливости ради отметим, что профильный комитет парламента уделил много внимания обсуждению проекта бюджета и подготовке предложений, касающихся медицины. Депутаты считают, что реальные нужды системы здравоохранения учтены на уровне 30-40%. Расходы, запланированные на отрасль, не могут обеспечить ни надлежащего уровня медпомощи, ни защиты населения от распространения социально опасных болезней, ни достойной заработной платы медикам, которая почти не отличается от минимального прожиточного уровня.

На закупку лекарств в рамках госпрограммы запланировано почти на 0,5 млрд грн меньше, чем было в прошлом году. Иначе как катастрофической ситуацию трудно назвать. В бюджете предусмотрено приобретение лекарств для больных: на вирусные гепатиты В и С - 9%, туберкулез - 28%, гемофилию - 27%, сердечно-сосудистые и сосудисто-мозговые заболевания - 63% от реальной потребности. Кроме того свернули программу реимбурсации больным гипертонией, прельстившись тем, что можно сэкономить около 100 млн грн. При том, что в Украине среди причин высокой смертности на первом месте именно сердечно-сосудистые заболевания, которые являются одним из последствий нелеченной гипертонии.

После бурных обсуждений профильный комитет утвердил решение добиваться увеличения затрат на здравоохранение на 10 млрд грн. Половина этой суммы - на финансирование госпрограмм. В первую очередь необходимо выделить средства на спасение онкобольных: 180 млн грн - для детей и 135 млн - для взрослых. На диагностику и лечение больных вирусными гепатитами В и С - 1,3 млн грн, на лечение больных туберкулезом - 600 млн грн. Кроме того, 1 млрд грн просили выделить на закупку оборудования и аппаратуры, необходимой для выполнения госпрограмм.

Ни одно из этих предложений в бюджет не включили.

Несмотря на это, большинство членов профильного комитета отдалили за него свои голоса. Как известно, не голосовала Оксана Корчинская, а депутаты Олег Мусий и Игорь Шурма проголосовали против.

После бюджетной ночи депутаты раздавали интервью и комментарии, растолковывая основные цифры государственной сметы. Медицина, как правило, не попадала в фокус. Тем интереснее был комментарий председателя профильного комитета парламента Ольги Богомолец, которая дала оптимистичный прогноз, заверив телезрителей, что здравоохранение лет через пять будет современным и успешным. Один из путей развития - медицинский туризм, приносящий немалые доходы в бюджеты многих стран. По ее мнению, наших медиков нужно направлять на стажировку в лучшие зарубежные клиники с условием, что они потом вернутся в Украину. Таким образом удастся и кадровую проблему решить, и модернизировать систему здравоохранения.

Пациентов и медиков снова просят подождать

Чтобы дожить до улучшения, которое, может быть, наступит лет через пять, придется преодолеть барьеры, возникшие перед нами в нынешнем году. Дети, которых перед телекамерами политики называют не иначе, как будущее нации, остались один на один со своими страданиями. Интернет, кажется, взорвется от отчаянных криков о помощи - родители не могут обеспечить лечение своим детям. Запасы препаратов давно закончились. В прошлом году были провалены все госзакупки, когда начнутся новые поставки - никто не знает.

Маленьких пациентов ждет взрослая рулетка. Кто и как будет делить упаковки жизненно необходимых лекарств, принимая во внимание недостаточный уровень финансирования? В лучшем случае их смогут закупить для детей: с болезнью Гоше - 35%, с мукополисахаридозом - 29%, для больных аутизмом - 27%, гемофилией - 58%.

"Бюджеты нынешнего и прошлого годов очень похожи - они равнодушны к жизни и здоровью детей, - убежден председатель правления Всеукраинского общества гемофилии Александр Шмило. - Онкология, вирусные гепатиты, орфанные и другие заболевания, от которых страдают десятки тысяч маленьких граждан нашей страны, совершенно не учитываются при формировании государственного бюджета.

В европейских странах проблемы больных гемофилией решили тогда, когда для них появились лекарства. Они ведут полноценный образ жизни, а у нас - это инвалиды. Мама Владика из Кировограда в отчаянии умоляет о помощи. Когда в двухмесячном возрасте его взяли на операцию, даже не знали, что у малыша гемофилия. Из-за этого он потерял много крови, но, к счастью, его спасли. Он бы рос бодрым и веселым, если бы регулярно получал необходимое лекарство. Владику всего семь лет, а у него уже разрушаются суставы ножек и ручек. Каждый день его жизни - это борьба с болью и бездушностью государства, от которых страдают и ребенок, и его мама. И таких примеров - множество.

Сейчас поднялась волна по поводу эпидемии гриппа. Чем больше шума, тем больше славы получат чиновники - найдут средства на лекарства, срочно проведут закупки по сокращенной процедуре и т.д. Эпидемию преодолеют, будет о чем отчитаться. А детей, которые становятся инвалидами из-за того, что не имеют доступа к медпомощи, никто не видит и не слышит, кроме родителей".

Как-то один из депутатов сказал, что в парламенте давно зарегистрирован проект закона об ответственности за жестокое обращение с домашними животными. Но его снова придется отложить, потому что срочно нужно рассмотреть другой законопроект, поданный в парламент Кабинетом министров Украины. Члены правительства называют его проектом бюджета на 2016 год, а по сути - это законопроект о жестоком обращении с людьми. С людьми, которым крайне необходимы помощь и поддержка.

Не вызывает оптимизма бюджет-2016 у врачей и медицинских сестер, которые уже устали ждать обещанного повышения заработных плат, создания нормальных условий для работы, решения проблем, накапливающихся в отрасли уже не годами, а десятилетиями.

"Все привыкли к тому, что медики в Украине - это рабы, обязанные молча работать за зарплату, которой не хватает даже на одного человека, не то что на семью с детьми, - нарекает председатель Общественного совета при Минздраве, врач неотложной помощи Максим Ионов. - Во многих странах минимальная оплата труда за час - 8 долларов. А у нас сколько? Даже обязательные муниципальные надбавки в январе-феврале снимают, оставляя медиков на голодном пайке.

Скупой бюджет нынешнего года ничего не улучшит в системе экстренной медпомощи и медицины катастроф. Поскольку цена на лекарства растает, с их поставками постоянно будут возникать проблемы. Мы давно ждем создания эффективно работающих оперативно-диспетчерских служб. То, что существует сегодня, - прошлый век, а не современная экстренная медицина. Она функционирует как приложение к семейной медицине - перевозит пациентов в больницу. Мы не можем работать так, как в европейских странах, где реанимационные мероприятия могут проводить уже по дороге в клинику.

Если сократят медицинские субвенции, в регионах трудно будет удержаться даже на нынешнем уровне. От коллег я знаю о проблемах, существующих во многих районах, - старые раздолбанные машины, плохие дороги, перебои с лекарствами. Остро стоят и кадровые проблемы. На вызовы к больным детям должны ездить врачи, а их в бригадах все меньше. Из-за того, что педиатрическая служба разрушена, уровень медпомощи детям значительно снизился.

В здравоохранении сложилась угнетающая атмосфера: куда ни обращайся, в какие колокола ни бей, - со стороны управленцев полное равнодушие и безответственность. Экономия бюджета, как бы ее ни называли, - это экономия на нашем здоровье и жизни".

"Политики любят повторять, что реформы подобны шоку, их надо выдержать, чтобы стало лучше, - говорит глава правления Союза защиты прав пациентов "Здоровье нации" Валентина Очеретенко. - Средств на здравоохранение и социальные проблемы не выделяют, называя это примитивным популизмом. С этим можно было бы согласиться, если бы не постоянное увеличение финансирования статей бюджета, предназначенных для власть имущих.

Чем объяснить тот факт, что расходы на систему здравоохранения уменьшены на 5%, в то время как на лечебно-профилактическое обслуживание администрации президента, правительства, парламента увеличены на 20,5%? Бюджет медицины такой, что для 70% населения медпомощь будет недоступной.

Согласно рекомендациям ВОЗ, государства должны направлять на здравоохранение своих граждан не менее 5% ВВП. Любое снижение приводит к разрушению системы здравоохранения, а уровень и доступность медпомощи резко падают. В прошлом году в нашем бюджете было заложено 3,8% ВВП. В бюджете-2016 на здравоохранение запланировано всего 2,5%.

Учитывая это, очень трудно поверить, что государство заботится о своих гражданах и думает о будущем".