UA / RU
Поддержать ZN.ua

Бюджет-2017: медицина — за бортом

Уже в следующем году наша медицина будет жить и работать по-новому. По крайней мере так утверждает руководство Министерства здравоохранения. Чуть ли не ежедневно появляются анонсы новых реформ, проектов и схем, которые сделают медпомощь качественной и доступной.

Автор: Ольга Скрипник

Уже в следующем году наша медицина будет жить и работать по-новому.

По крайней мере так утверждает руководство Министерства здравоохранения. Чуть ли не ежедневно появляются анонсы новых реформ, проектов и схем, которые сделают медпомощь качественной и доступной. Изменится все - статус медицинских учреждений, условия оплаты труда медиков, маршруты больных, схемы финансирования - обещают заставить деньги таки ходить за пациентом. Стартовать планируют резко - не успеем выбросить новогодние елки, как начнется большое реформирование.

Очень хочется верить, что этой команде все же удастся сдвинуть реформы с мертвой точки. Любые планы, если они касаются кардинального обновления системы, должны иметь крепкую финансовую основу. Станет ли такой опорой для медицинской отрасли государственный бюджет в следующем году?

Что обещает правительство

Государственный бюджет на 2017 г. в Кабинете министров считают честным и реалистичным. Общий объем расходов для Министерства здравоохранения будет составлять 62 млрд грн. Это больше, чем в предыдущие годы. Так, в 2015 г. сумма составляла 57 млрд грн, а в 2016-м - 56 млрд грн.

С чем можно сравнить эти расходы, чтобы оценить заботу правительства о здоровье народа? Например, с затратами на субсидии. В следующем году на них будет израсходовано 51 млрд грн, что 25% больше, чем в нынешнем.

Как видно из проекта бюджета, государство пытается переложить "коммунальное ярмо" на местные громады. В следующем году они должны найти почти 4 млрд грн, чтобы оплатить счета учреждений здравоохранения и образования за коммунальные услуги и энергоносители.

В правительстве считают достижением то, что в 2017 г. медицинская отрасль получит на
6 млрд грн больше по сравнению с нынешним годом. На какие улучшения могут надеяться пациенты и медики после новогодней елки?

В экспертной среде советуют не фантазировать, а заняться простой арифметикой: 6 млрд грн - это не дотягивает даже до 10%, а официальные показатели инфляции составляют 12% (2016 г.) и
8,1 (прогноз на 2017-й). Индексация, как известно, не проводилась, коммунальные и прочие долги накапливаются.

Как будут распределять "медицинские" миллиарды?

Планируется повысить финансирование аппарата МЗ - обещано выделить свыше 14 млрд грн, что почти на 35% больше, чем в этом году. На закупку лекарств дадут на 2 млрд грн больше. Но распределение по целевым программам ожидается очень неравномерным: одни категории больных получат почти 100% медикаментов, другие должны будут рассчитывать только на собственный бюджет. Такая перспектива вызвала возмущение членов профильного комитета парламента, которые провели обсуждение проекта бюджета-2017 и подготовили ряд поправок. Но об этом чуть позже. Не устраивает депутатов и позиция руководства МЗ: оно, по их мнению, не отстаивает интересы отрасли, не принимает активного участия в бюджетном процессе.

И.о. министра здравоохранения У.Супрун, выступая на заседании комитета, объяснила свою позицию тем, что "у Минздрава нет замечаний по проекту бюджета. Главный вопрос, который надо решить, касается передачи 30 объектов здравоохранения на финансирование из местных бюджетов. Мы вернули их на свой баланс, но вопрос финансирования остается нерешенным".

Это отдельная, довольно любопытная история. Бывшее руководство МЗ подписало документы о передаче более 30 учреждений на баланс местных громад. Соответственно, их финансирование не включили в бюджет МЗ на 2017год. В этом списке - десяток специализированных санаториев на морском побережье Одессы и области, несколько санаториев Прикарпатья, Запорожской и Киевской областей, а также уникальная Украинская аллергологическая клиника в Солотвине на Закарпатье, специализированные медицинские центры матери и ребенка и даже Научно-практический центр телемедицины Министерства здравоохранения. В этих заведениях оздоравливались дети и взрослые, болеющие туберкулезом, астмой, ДЦП и прочими недугами, проходили реабилитацию чернобыльцы и др.

Государственная собственность стоимостью в десятки миллиардов гривен, очевидно, быстро перейдет в частные структуры. Вряд ли местные бюджеты смогут их финансировать в надлежащем объеме. Да и захотят ли, если есть возможность тихо приватизировать десятки гектаров земли на побережье моря или в Карпатах, - эти санатории многие годы отбиваются от рейдерских атак.

Несмотря на письма МЗ и обращения профильного комитета парламента, Минфин так и не нашел 672 млн грн для их финансирования. Первое чтение проекта бюджета, к сожалению, тоже ничего не изменило.

Чего добивается профильный комитет парламента

По мнению депутатов, скромные расходы на медицинскую отрасль могут привести не только к ухудшению ситуации в медицине, но и к социальному взрыву. После обсуждения проекта бюджета комитет здравоохранения ВРУ решил, что поддерживать его не будет.

Решительную позицию заняла глава комитета Ольга Богомолец, заявившая, что Кабмин должен пересмотреть финансирование здравоохранения: "Если нашли свыше 150 млрд грн на войну, то должны найти средства и на медицину, в том числе на военную. Нельзя так экономить на системе здравоохранения, которая сохраняет жизнь и здоровье людей".

Проанализировав, сколько средств будет направлено на целевые программы, закупку лекарств и оборудования, на развитие экстренной медицины, повышение заработной платы медиков, депутаты назвали ситуацию катастрофической. Даже увеличение на 2 млрд грн расходов на приобретение лекарств покрывает потребность всего на 30-35%. Исключение - программы лечения больных ВИЧ/СПИД и туберкулезом, которые будут обеспечены почти полностью. Другие категории больных окажутся в очень сложной ситуации.

Так, детский гемодиализ будет профинансирован всего на 32% от реальной потребности; лечение больных вирусными гепатитами В и С - на 23; взрослых онкобольных - на 15; медикаментозная поддержка пациентов до и после трансплантации - на 23%. Люди с сердечно-сосудистыми и сосудисто-мозговыми патологиями, т.е. с инфарктами и инсультами, будут обеспечены лекарствами лишь на 24% от реальной потребности. При том, что именно эти заболевания являются самой главной причиной высокой смертности населения Украины. Минфин не нашел средств на лечение детей - нескольких категорий орфанных больных, ДЦП и т.п., а также пациентов с гемофилией, нефрологическими патологиями, психоневрологическими расстройствами.

По мнению заместителя председателя комитета Олега Мусия, ситуация будет обостряться еще и из-за того, что в местных бюджетах нет достаточно средств, чтобы оплачивать медицинским заведениям коммунальные услуги. "Руководство МЗ, - считает О.Мусий, - совершенно не отстаивает интересы здравоохранения. И.о. министра Ульяна Супрун убеждена, что благодаря субвенции местным бюджетам регионы смогут закупить больше лекарств и увеличить фонд оплаты труда. Каким образом, если субвенция составляет около 2,5 млрд грн, а на коммунальные и другие обязательные платежи надо дополнительно найти свыше 4 млрд грн?

Впервые за последние годы правительство выделило на здравоохранение всего 2,7% ВВП. Согласно рекомендациям ВОЗ и ЕС, финансирование медицины должно составлять не менее 5% ВПП. Особенно это важно для стран, где проводятся реформы. Если показатель будет меньше 3% ВВП, это приведет к разрушению системы здравоохранения. Чтобы отрасль нормально действовала и имела перспективы для обновления и развития, финансирование должно быть в пределах 140-
150 млрд грн".

По подсчетам, для того чтобы полностью закупить лекарства в рамках целевых программ, необходимо почти 13 млрд грн. Если этих средств не будет в госбюджете, их вынуждены будут найти в своих карманах пациенты, которые по совместительству являются налогоплательщиками в тот же бюджет.

На бюджетном "Титанике" - и медики, и пациенты

В медицинских кругах, после детального изучения статей и таблиц, составили свое мнение о "честном бюджете-2017". Если раньше главную смету страны называли бюджетом выживания, то сейчас - бюджетом погребения. Можно чуть деликатнее - разрушения. Разрушения тех остатков системы здравоохранения, которые еще каким-то чудом сохранились.

Что больше всего беспокоит медиков? Прежде всего - отсутствие четкой программы деятельности отрасли как на следующий год, так и на перспективу.

Врачам приходится работать в довольно непростых условиях. Речь идет не только о мизерной зарплате, но и о возможности реализовать свои знания и умения в лечебных заведениях, база которых формировалась четверть века назад. Те, кто устал ждать перемен к лучшему, встали в очередь за визами - в этом году отток медиков на работу за границей достиг рекордных показателей. Даже в КГГА наконец заметили, что количество вакансий врачей и медицинских сестер в киевских больницах растет почти ежедневно. Если "скорая" привозит больного ночью, в большинстве случаев ему придется ждать помощи до утра, ведь на все отделение одна медсестра, и пол-врача - поскольку один доктор вынужден дежурить на два отделения.

С кем будут реформировать здравоохранение, если в селах закрываются последние ФАПы, а в райбольницах больше половины врачей - предпенсионного и пенсионного возраста?

По самым скромным подсчетам, дефицит врачей превышает 42 тысячи, а медсестер - более 100 тысяч.

Разве что удастся заманить в провинцию выпускников медуниверситетов. Но мотивация в виде заработной платы 2-2,5 тыс. грн в месяц едва ли станет привлекательной для молодых специалистов.

Зарплата медиков уже в который раз попала в зону бюджетной турбулентности, в результате чего обещанное повышение растаяло в воздухе. В проекте госбюджета речь шла о повышении заработной платы педагогам и медикам на 30%. Со временем уточнили, что медикам хватит и 20%. А после первого чтения осталось всего 11%, что не перекроет даже показателей инфляции.

В профильном комитете возмущались, когда члены правительства утверждали, что врачи получают свыше 6 тыс. грн в месяц. По мнению депутатов, это явное преувеличение. Конечно, есть часть опытных специалистов, прежде всего хирургов, у которых зарплата высокая. Но подавляющее большинство врачей и медицинских сестер, чтобы хоть как-то прожить, вынуждены работать и на полторы ставки, и после выхода на пенсию. Собственно, об этом свидетельствует и уровень пенсий рядовых медиков.

Похоже, на эту проблему обратили серьезное внимание в Минздраве. В рамках реформирования, которое должно начаться уже в январе, заработная плата семейного врача должна возрасти до... 19-50 тыс. грн в месяц. По крайней мере, именно такие цифры услышали медики во время презентации реформы. Информацию о том, как и когда они смогут получать такие деньги, очевидно, следует искать в проекте бюджета на следующий год.

По словам заместителя министра финансов С.Марченко, средств, запланированных для здравоохранения, вполне достаточно. Ведь как ни увеличивай бюджет медицины, деньги все равно пойдут на содержание сети лечебных заведений и зарплату врачам. Похоже, обещанные реформы пока не будут иметь финансовой поддержки. Чиновник советует сначала сделать несколько шагов в этом направлении, а уже потом просить денег.

С ним вполне солидарен и заместитель министра здравоохранения П.Ковтонюк, отвечающий за нововведения в системе МЗ. Он убежден, что сейчас почти 60% бюджета здравоохранения расходуется на зарплаты, составляющие 1,5-2 тыс. грн. Даже если удастся в два раза увеличить бюджетное финансирование, то почти все уйдет на зарплаты, которые поднимутся до 3-4 тыс. грн. По мнению чиновника, без структурных изменений бюджет и в дальнейшем будет выполнять всего лишь функцию поддержки системы здравоохранения. А на самом деле суть реформы заключается в том, чтобы бюджет использовался иначе: деньги должны направляться на конкретные услуги для конкретного пациента.

Не исключено, что такой подход в наших реалиях тянет на ноу-хау. Деньги, вероятно, будут ходить за пациентом, а уж тот будет платить врачам за медпомощь. Вопрос только в том, на что хватит этих денег, если в бюджете на охрану здоровья гражданина предусмотрено 1800 грн в год. А кто будет осуществлять "функцию поддержки" для лабораторной сети, диагностических отделений, экстренной помощи, туббольниц и т.п.?

Много лет подряд в бюджет не включают финансирование таких статей, как техническое обслуживание, поверка и ремонт медицинского оборудования и аппаратуры. Не исключение и бюджет-2017. В таких условиях больные не могут получить качественную диагностику и лечение, что приводит к неправильным диагнозам и врачебным ошибкам, а порой заканчивается и летальными случаями. Даже в столице большинство диагностического и операционного оборудования работает по 18-20 лет и более. Новые рентген-аппараты, УЗИ, маммографы, МРТ - еще надо поискать. Дыхательная аппаратура, без которой не могут функционировать оперблоки и реанимационные, по словам врачей, рвет легкие, но заменить ее нечем. Во многих клиниках по 6-18 месяцев простаивают МРТ, КТ, ангиографы и другое дорогостоящее оборудование - не хватает средств на ремонт и замену блоков. О каком внедрении международных стандартов и протоколов, определении стоимости различных видов медпомощи идет речь, если нет элементарных условий для тех методов диагностики и лечения, которыми уже давно пользуется весь мир?..

Проект бюджета вызвал большую тревогу в медицинских кругах.

Виктория Коваль, председатель профсоюза работников здравоохранения Украины, обратилась к премьер-министру Владимиру Гройсману с призывом провести встречу при участии руководства МЗ, НАМНУ и представителей отраслевого профсоюза для обсуждения проблем, дестабилизирующих работу медицинской отрасли и создающих социальное напряжение. В письме, в частности, указано, что "нормы и положения проекта Закона Украины "О Государственном бюджете Украины на 2017 год" об обеспечении социальных стандартов, уровня финансирования здравоохранения, повышения заработной платы ее работникам и проведения реформы отрасли профсоюз считает не соответствующими Конституции Украины, законодательству и реальным потребностям отрасли.

Несогласованные подходы к реформированию системы здравоохранения мы воспринимаем как национальную угрозу".

Профсоюз, объединяющий почти миллион медиков, верит, что премьер-министр, который неоднократно подчеркивал, что реформа здравоохранения является одним из приоритетов деятельности правительства, их услышит, и такая встреча состоится. Хорошо бы успеть до утверждения проекта бюджета - медики все еще надеются, что правительство найдет дополнительные средства на развитие отрасли, которая касается каждой семьи.