UA / RU
Поддержать ZN.ua

Бутоны и завязи на стволе клеточной терапии

Казалось бы, после скандала, разразившегося вокруг сфальсифицированного южнокорейским ветеринар...

Автор: Оксана Приходько

Казалось бы, после скандала, разразившегося вокруг сфальсифицированного южнокорейским ветеринаром прорыва в возможностях применения эмбриональных стволовых клеток, пропасть между рекламными обещаниями специализированных клиник и разоблачающими заявлениями критиков этого направления достигнет глубины Марианской впадины. Однако в действительности пережитый в начале года кризис заставил представителей мировой научной общественности мобилизоваться и заодно подвести промежуточные итоги развития клеточной терапии, а также более четко определиться с ее перспективами.

Фантастика
в реальности

Наиболее скрупулезно анализировала сложившуюся ситуацию Американская ассоциация научного прогресса. Именно в издаваемом ею журнале Science и были помещены сенсационные статьи доктора Вонг Ху Сук о первой успешной попытке клонирования человеческих эмбрионов и получении стволовых клеток «под» конкретного пациента, на которые через 20 месяцев пришлось давать опровержение.

Наиболее известной областью применения стволовых клеток является трансплантация костного мозга, более 30 лет используется клеточная технология при лечении лейкемии и других форм рака и заболеваний крови. При лейкемии лейкоциты за счет своего ракового перерождения утрачивают способность выполнять свои защитные функции и начинают наносить непоправимый вред остальным органам. Лечение лейкемии ведется в двух направлениях — уничтожении «неправильных» лейкоцитов и создании условий для их замещения «правильными». Первую задачу традиционно решают при помощи химиотерапии, и при наиболее благополучном варианте развития событий этого может оказаться достаточно для того, чтобы в дальнейшем организм сам справился с заболеванием. Однако нередко приходится действовать и более жесткими методами — к химиотерапии подключают радиотерапию, в результате чего уничтожаются как сами аномальные лейкоциты, так и костный мозг, их производящий. Для его замещения и используются стволовые клетки. В классическом варианте их получают из костного мозга здорового донора, обладающего подходящими иммунологическими характеристиками. В детской онкогематологии достаточно рутинной стала уже операция по трансплантации стволовых клеток пуповинной крови. Для лечения же взрослых пациентов одной дозы такой крови недостаточно. Впрочем, недавно ученые нашли способ увеличения численности популяции стволовых клеток кордовой крови втрое при помощи специального ингибитора GSK-3.

Аналогичные схемы используются и при лечении многих других гематологических патологий, аутоиммунных заболеваний и при восстановлении после химиотерапии при различных формах рака. Однако этим возможности стволовых клеток не ограничиваются. Направления их применения могут быть следующие:

— трансплантация собственно стволовых клеток;

— выращивание in vitro отдельных органов и тканей с целью их последующей трансплантации;

— управление поведением стволовых клеток в пределах человеческого организма;

— выращивание in vitro отдельных органов и тканей с целью разработки и испытания на них новых методик лечения;

— борьба с раком.

Эскадрон гусар летучих

В опытах на животных трансплантация стволовых клеток уже показала великолепные результаты при лечении таких заболеваний, как сахарный диабет, болезнь Паркинсона, болезнь Альцгеймера, травмы головного и спинного мозга, заболевания печени, облысение. У мышей стволовые клетки самого различного происхождения (в том числе и человеческие) помогали восстанавливать синтез инсулина при диабете, дофамина — при паркинсонизме, нарушенные нервные соединения при болезни Альцгеймера и мозговых травмах и т.д. Первые робкие клинические испытания не всегда давали столь обнадеживающие результаты, кроме того, требования к контролю оказывались гораздо более жесткими. Так, например, при лечении болезни Паркинсона по западной методике стволовые клетки вводятся в специальные отверстия в черепе. На стадии эксперимента вполне достаточно группы интактных животных, а также сравнения показателей двигательных функций. А клинические исследования требуют симуляции хирургической операции с выполнением всех до- и послеоперационных процедур, а также проведения психологических тестов. (Кстати, наша отечественная методика предполагает менее травматическое введение стволовых клеток — сочетание внутривенной инъекции с их имплантацией в жировую клетчатку — и к тому же дает более убедительные результаты). Тем не менее весьма красноречивым является факт получения разрешения от американского управления по контролю продуктов питания и лекарственных препаратов (FDA) на проведение техасскими медиками первого этапа клинических исследований по лечению стволовыми клетками травм головного мозга у детей. Последние являются в Америке самой распространенной причиной смерти и инвалидности в возрастной группе до 25 лет. Опыты на мышах показали, что инъекции стволовых клеток животным с мозговыми травмами за четыре месяца восстанавливают их способность передвигаться при помощи задних лап. Нынешний же эксперимент должен продемонстрировать хотя бы безопасность новой методики лечения.

Предполагается, что десяти пациентам в возрасте от пяти до 14 лет, которые не более 48 часов назад получили травму головы, будут вводить стволовые клетки, полученные из их же костного мозга (взятого из бедра). Каждый новый пациент будет включаться в исследование только после того, как после предыдущей операции пройдет не менее двух недель и за это время не будет зарегистрировано никаких осложнений.

(Продолжение следует).