UA / RU
Поддержать ZN.ua

Больницы будущего: все из одних рук

Респектабельную Австрию тоже сотрясали скандалы: строительство нового современного комплекса Центральной клинической больницы Вены растянулось не на годы, а на десятилетия. Спасать проект предложили компании Voest-Alpine (VA).

Автор: Ольга Скрипник

Киев, как известно, входит в число пилотных регионов, где будут отрабатываться этапы реформирования системы здравоохранения. В заветный список столица попала неожиданно, как раз перед принятием закона. Поскольку пилотный проект запус­кается в тех областях, где накоплен передовой опыт и витают реформаторские настроения, логично предположить, что все это относится и к столичной медицине. Никто не спорит, потенциал ее велик. Но почему же так сложно получить качественную медицинскую помощь жителям города? Поликлиник и стационаров у нас более чем достаточно, тем не менее пациенты мотаются по всему городу, чтобы пройти необходимые обследования и консультации. Каждая больница имеет небольшую - зато свою! - лабораторию, а также операционные, реанимационные и другие отделения. Большинство из них - скромные, чтобы не сказать убогие, с устаревшим оборудованием, но ни один главврач не в силах отказаться от своего хозяйства. Поэтому в городе так много отделений, которые дублируют друг друга, но нет современного медицинского центра, где было бы собрано новейшее медицинское оборудование и сконцентрированы лучшие кадры.

Как тут не вспомнить о печальной участи Александровской больницы - центральной клиники Киева, доведенной до уровня заштатной райбольнички. Инте­рес­но, что ее история в какой-то мере перекликается с тем, что происходило с Цент­ральной клинической больницей Вены, которая тоже была создана при поддержке императора прежде всего для того, чтобы спасать простой люд от свирепствовавших эпидемий. С тех пор прошло более ста лет. Александровская больница пребывает в центре земельного скандала, уничтожена поликлиника, разрушаются недостроенные корпуса, нет денег на ремонт и переоборудование тех отделений, которые уцелели. А Центральной клинической больнице Вены возраст не помеха - ежедневно здесь принимают около 20 тысяч пациентов. Ста­ционар рассчитан на 2200 коек, средний показатель пребывания на больничной койке - 5,3 суток. При этом и врачи, и пациенты утверждают, что необходимую диагностику, консультации, операции, лечение - все можно пройти на месте. В больнице функционирует 51 операционная, где за год проводится почти 48 тысяч операций. У нас любят, чтобы в каждом отделении была своя реанимация, и неважно, что одна переполнена, а другая пустует. В венской же больнице 165 мест интенсивной терапии размещаются на одном этаже, что дает возможность лучше их оборудовать и рационально использовать.

Это не просто крупный лечебный комплекс, а город в городе. Даже станцию метро спроектировали так, что по переходу можно попасть прямо в холл, где расположены регистратура и лифты, кафе и магазины, отделение банка, специальные залы, где могут помолиться верующие различных конфессий. Здесь есть чем занять себя тем, кто пришел проведать родственников или ожидает приема врача. В больнице работают около 10 тысяч персонала, из них полторы тысячи - врачей. Особое внимание - службе скорой помощи, где трудятся почти три тысячи специалистов. В этой больнице как должное воспринимают вертолетную площадку на крыше - а как еще можно доставлять пациентов, нуждающихся в экстренной помощи? За сутки вертолет совершает четыре-пять спасательных рейсов.

В клинике созданы максимально безопасные и комфортные условия как для лечения пациентов, так и для работы медперсонала. Что, собственно, не удивляет. Поражает другое - было время, когда эта больница возглавляла список безнадежных долгостроев. Да, такое случается не только в Украине. Респек­та­бель­ную Австрию тоже сотрясали скандалы: строительство нового современного комплекса Центральной клиничес­кой больницы Вены растянулось не на годы, а на десятилетия. Сколько средств ни выделяли, все они исчезали, как суда в Бермудском треугольнике. Почти двадцать лет продолжалось строительство, а до открытия было далеко - деньги в очередной раз закончились, все остановилось. В начале 80-х годов, скандал разразился на всю страну - многие чиновники, обвиненные в коррупции, вынуждены были уйти в отставку. Решение правительства для многих было неожиданным - спасать проект предложили компании Voest-Alpine (VA). Выбор, на первый взгляд, был странным. Да, эта фирма - одна из самых крупных и авторитетных в стране, но к медицине (в то время) она не имела никакого отношения. Компания VA ус­пешно занималась инжинирингом, строительством и оснащением крупных промышленных объектов. В правительстве, видимо, решили, что фирма, способная построить металлургический комбинат, вполне может справиться и с таким объектом как больница. Руководство концерна вызов приняло. Для реализации этого плана создали отдельную структуру, которой поручили заниматься медицинским проектом. Так и появилась на свет фирма VAMED.

Чтобы город получил действительно современную, эффективно работающую больницу, решать задачу необходимо комплексно - проектировать, строить, оснащать и обслуживать объект должна одна структура. Именно на таком варианте настаивали специалисты компании. И оказались правы. Вскоре принцип «все из одних рук» станет одним из ключевых в деятельности VAMED. Безус­ловно, это большая ответственность. Но такие условия выгодны прежде всего заказчику: никто не сможет перекладывать вину на чужие плечи в процессе строительства и монтажа - при планировании помещений изначально будут учитываться все требования производителей медоборудования, не придется сносить стены (как это не раз случалось на наших объектах) из-за того, что не учли размеры диагностического комплекса, монтаж начнется согласно графику, чтобы уложиться в гарантийные сроки и т.д.

Любой главный врач больницы расскажет вам, сколько проб­лем он имел после того, как строители ушли с объекта. В Киеве было немало случаев, когда торжественно перерезали ленточку, а потом тихо закрывали парадный вход, месяцами устраняли недоделки, ожидая поставок и монтажа оборудования. Единственный в Украине центр ПЭТ-технологий открывали нес­колько раз. Последний праздник был устроен еще прошлым летом, но пациентов в заветные кабинеты не пускают до сих пор. Говорят, возникли проблемы с комплектацией, монтажом и пуском дорогостоящего оборудования, а поскольку гарантийные сроки давно прошли, ситуация зашла в тупик.

Совершенно другой результат получается, когда фирма руководствуется принципом «все из одних рук». Ситуацию, которая многим казалась безнадежной, удалось спасти - в 1994 году новые корпуса Центральной больницы Вены были наконец-то открыты. Сегодня это одна из самых крупных и авторитетных клиник не только Европы, но и всего мира. Все эти годы компания VAMED осуществляет техническое управление больницей, то есть обеспечивает бесперебойное функционирование всех систем. Стоит ли говорить о том, насколько это трудное и ответственное дело. Центр управления жизнеобеспечивающими системами больницы работает в круглосуточном режиме. Его специалисты отвечают не только за то, чтобы по многочисленным этажам и отделениям бесперебойно двигались 133 лифта, транспортеры, по которым доставляются медикаменты, расходные материалы и все необходимое, но и за то, чтобы медоборудование, вентиляционные, водоканализационные системы и пр. - работали как часы. На случай аварийного отключения электричества есть мощная трансформаторная подстанция. Техническая служба обязана реагировать на заявки медиков - к примеру, если позвонит доктор и попросит снизить на один градус температуру в палате, где лежит больной с ожогами, это будет выполнено неукоснительно.

Кстати, палаты здесь - без особой роскоши, но чистые и уютные, рассчитаны на два-три человека, правда, есть и одноместные. На каждом этаже - своя цветовая гамма, тона мягкие, приятные для глаза. Сест­рин­ский пост и ординаторская - за стеклянной стеной, больные всегда видят, кто дежурит. Вся необходимая информация - в компьютерах, у пациентов, кстати, есть персональные карточки, похожие на кредитки, где накапливается все, что касается диагноза, обследования и лечения. Бумажные медкарты с корявыми записями, которые невозможно разобрать, похоже, канули в Лету.

Центральная клиническая больница Вены - это университетская клиника. Современный научно-практический комплекс, в который входят 26 клиник, четыре клинических института и почти 400 амбулаторий. В Ук­раине давно говорят о необходимости создания университетских клиник. Для нас это болезненный вопрос. Базы наших мед­университетов, как правило, разбросаны по разным больницам. У студентов, мягко говоря, далеко не всегда есть возможность ознакомиться с современными методами лечения, освоить новую аппаратуру. Венская клиника в этом смысле пример, достойный подражания. В ней созданы все отделения, которые только возможны в современной медицине. Будущие врачи получают отличную возможность не только слушать теорию, но и осмотреться, осознанно подойти к специализации. Здесь создана учебная база для четырех тысяч студентов, кроме рабочих комнат оборудованы огромные лекционные аудитории, рассчитанные на 287 и 507 мест. Особая гордость университетской клиники - научная библиотека, в фонде которой 570 тыс. томов книг и почти три тысячи электронных изданий.

Готовят здесь не только врачей, но и медицинских сестер. Кстати, дефицита кадров нет - сотрудники больницы получают, по их словам, достойную зарплату и, что немаловажно, имеют возможность селиться в уютных общежитиях, которых тут построен целый городок.

Будущим медикам есть у кого учиться - в Центральной клинической больнице Вены работают высококлассные доктора. Достаточно сказать, что здесь проводятся операции на открытом сердце, ежегодно делают десятки операций по пересадке почек, печени, легких, ушных перепонок, костного мозга. В прошлом году провели 46 операций по пересадке сердца, были случаи, когда одновременно трансплантировали сердце и легкие.

Всякий раз, попадая в такую клинику, как в Вене, я пытаюсь условно перенести ее в Киев. Но даже виртуально она не вписывается в городскую структуру. В Вене жителей намного меньше, чем в нашей столице. Все население Австрии, по большому счету, это чуть больше, чем два Киева, если сосчитать всех, кто живет в нашей столице (с регистрацией и без нее). Но наш мегаполис, в отличие от Вены, тратит немалые бюджетные средства на создание амбулаторий, как будто современные лечебные центры и университетские клиники - лишние в медицинском пространстве Киева. Впрочем, трудно сказать, какой вид имела бы венская императорская больница, если бы правительство страны в свое время не рискнуло сломать старые схемы и поручить ее строительство фирме, которая никогда ранее медициной не занималась.

- Сегодня наша компания тесно сотрудничает с ведущими европейскими университетс­кими клиниками не только в Вене, но и в Берлине (известная клиника «Шарите»), Гамбурге, Кель­не и Любеке, - рассказывает Анд­реа Раффаседер, генеральный директор VAMED Engineering. - Контракт на строи­тельство Цент­ральной клинической больницы Вены был первым в нашем портфеле. С тех пор прошло почти 30 лет, за это время мы реализовали около 500 проектов в 60 странах мира. Сегодня в нашем управ­лении находится более 150 больниц по всему миру, коечный фонд которых достигает 54 тысяч.

У нас есть очень интересный проект в Казахстане - управление Национальным научным центром материнства и детства в Астане. Это, по-моему, уникальный для стран СНГ случай, когда государственная больница передана в управление частной компании-оператору. Мы осуществляем техническое обслуживание, управление качеством и медицинскими ресурсами. Весной нынешнего года Нацио­нальный центр получил награду ВОЗ за быстрый прогресс в повышении эффективности работы клиники и снижении младенческой смертности. В целом же в странах СНГ мы реализовали более 20 проектов -
в Азер­байджане, Армении, России и т.д. Есть в этом списке и Украина - сейчас идет работа над первым проектом в Крыму, - подчеркнула Андреа Раффасе­дер.

Интересно, что компания VAMED является пионером в реализации проектов по модели государственно-частного парт­нерства. Эта схема сотрудничества государственного и частного секторов начала активно развиваться не так давно, но уже хорошо зарекомендовала себя в Австрии и Германии. Так, в разных регионах Австрии открываются реабилитационные центры, где поправляют свое здоровье больные после инсультов, пациенты неврологического и ортопедического профиля. Уровень лечения и ухода в таких учреждениях - высочайший, действительно обеспечивается индивидуальный подход во всем. Строи­тельство таких центров зачастую финансируется совместно - фондом социального страхования и компанией VAMED. Пребывание пациентов в реабилитационных центрах обходится недешево - расходы покрываются за счет страховки, личных средств и т.д.

Но что касается Центральной клинической больницы Вены, там пациенты ничего не доплачивают из собственного кармана - для этого у них есть страховой полис. Государственная медицина Австрии давно работает по принципу обязательного страхования, отчисления осуществляет предприятие, на котором человек трудится. При желании можно оформить дополнительную - частную страховку. Но она не влияет на качество медпомощи, скорее обеспечивает более комфортное пребывание в больнице (улучшенное меню, например). При том, что университетская клиника, бесспорно, одна из лучших в Европе, здесь почти не встретишь иностранцев, более 98% пациентов - граждане Австрии. Причина в законодательстве - государственная больница не имеет права взимать с пациентов деньги за медицинскую помощь, которая, кстати, обходится весьма недешево. Все расчеты - только по страховке.

И последний штрих. Годовой бюджет Центральной клиничес­кой больницы Вены - 900 млн. евро. Говорят, что его увеличат - клиника планирует расширяться.