UA / RU
Поддержать ZN.ua

Биотехнологии отодвигают старость

Старость — это не так плохо, если рассмотреть альтернативы. Морис Шевалье В последние несколько десятилетий в Украине сложилась парадоксальная ситуация...

Автор: Наталья Кучер

Старость — это не так плохо, если рассмотреть альтернативы.

Морис Шевалье

В последние несколько десятилетий в Украине сложилась парадоксальная ситуация. С одной стороны, у нас каждый четвертый житель — пенсионер по возрасту. С другой стороны, тот, кто не является «четвертым», рискует потерять любую надежду на пенсию — по данным годового отчета ООН за 2003 год, до пенсионного возраста в нашей стране не доживают 47% мужчин и 36% женщин. В среднем продолжительность жизни украинцев на 11 лет меньше, чем в западноевропейских странах — такие данные в конце прошлого года озвучил президент страны Виктор Ющенко. 61% от общей смертности населения, по данным Министерства здравоохранения Украины, приходится на сердечнососудистые заболевания. По прогнозу Института демографии и социальных исследований Национальной академии наук, менее чем за 45 лет население Украины может сократиться до 35 миллионов. Как же нам дожить до старости?

Четыре революции, подарившие людям старость

На продолжительность жизни человека повлияли четыре великие «революции» в медицине, каждая из которых продлила жизнь людей в среднем на 10—12 лет. В целом они привели к увеличению продолжительности жизни в более развитых странах (Япония, США, Великобритания) от 35—40 лет в XVIII веке до 75—80 лет в настоящее время. Эти революции касались взаимоотношений человека с микробами.

Первой такой революцией, которая началась приблизительно в XVII—XVIII вв. в Европе, стало кардинальное изменение понимания роли гигиены. Широкое внедрение вывоза мусора, водоснабжения и канализационной системы, а также соблюдение правил личной гигиены привело к существенному уменьшению количества эпидемий инфекционных заболеваний, забравших сотни миллионов жизней в предыдущие века.

Вторая революция произошла в начале XIX века, когда в медицину внедрили концепции асептики и антисептики. Наиболее очевидно влияние асептической и антисептической врачебной практики сказалось на снижении материнской и детской смертности от септицемии (заражения крови). Эта практика также способствовала существенному уменьшению количества инфекционных осложнений и, соответственно, смертей после хирургических операций.

Третья революция также началась в начале XIX века и продолжается сегодня. Она заключается в использовании вакцинации для защиты от многих (особенно дет­ских) инфекционных заболеваний. Вакцинация привела к значительному снижению детской смертности, особенно в первые годы жизни. Четвертая революция началась в середине ХХ века, когда открыли и внедрили в медицинскую практику антибиотики, полностью изменившие лечение и профилактику ранее неизлечимых или тяжело излечимых заболеваний.

В настоящее время средняя продолжительность жизни в Украине составляет 66 лет. Средняя про­дол­жительность жизни японцев — 81,5 года (Япония по этому показателю занимает лидирующее положение, Украина — на 75-м месте). Но, как это ни парадоксально, увеличение продолжительности жизни почти в два раза привело к возникновению проблемы «ускоренного ста­рения», которая охватила практически все страны мира. Специалисты Организации Объе­диненных Наций в области народонаселения утверждают, что примерно через 50 лет впервые в истории человечества на нашей планете будет проживать больше людей преклонного возраста, чем детей до 15 лет. Стало понятно: для того чтобы люди в пожилом возрасте оставались самостоятельными и продолжали вносить вклад в жизнь своих семей и общин, они должны в обязательном порядке обладать хорошим здоровьем. Это повлекло за собой более пристальное внимание к процессам старения с целью изучения механизмов поддержания здоровья среди пожилого населения.

Старость — это не другая жизнь*

Старение — разрушительный процесс, ведущий к гибели клеток, физиологической функциональной недостаточности, ограниченным адаптивным способностям организма, развитию возрастных патологий и растущей вероятности смерти.

Существует две группы теорий о причинах старения. Одна группа утверждает, что старение происходит в результате случайных или «стохастических» событий, например, непредсказуемых воздействий со стороны окружающей среды или ежедневных метаболических процессов. Другая группа рассматривает старение как результат запрограммированных или нестохастических событий. Многие такие теории являются взаимодополняющими, поскольку старение — это следствие многих причин и в данный момент не может быть объяснено ни одной теорией. Современных теорий старения много: теория старения в результате соматических мутаций, стохастическая теория катастрофических ошибок, перекрестная стохастическая теория, стохастическая теория изнашивания, стохастическая теория свободных радикалов, нестохастическая теория пейсмекеров, нестохастические генетические теории. В то время как каждая из этих теорий удовлетворительно объясняет некоторые элементы процесса старения, ни одна из них не обращает внимания на все элементы.

Ни одна из этих теорий самостоятельно не может объяснить все известные процессы старения. И ни одна из них не объясняет, что является пусковым механизмом старения. Иными словами, многие из этих теорий не определяют причинные факторы изменений, имеющих отношение к возрасту, а просто объясняют механизмы изменений. Например, подобно тому, как непрерывные научные исследования в онкологии открывают многие механизмы происхождения рака. Дальнейшие исследования в биологической геронтологии, конечно, откроют больше механизмов старения на уровнях молекулы, клетки, органа и организма. Но они, тем не менее, оставят вопрос механизма запуска изменений без ответа.

Скажи НЕТ микробам!

Микробиолог, специалист в области инфекционных заболеваний и иммунологии, доктор биологических наук, профессор Кеннет Алибек, который уже много лет читает лекции в известнейших университетах мира и консультирует правительства ведущих стран (США, Великобритании, Франции, Голландии, Германии, Швейцарии, Швеции, Австралии, Японии), выдвинул гипотезу, которая заключается в том, что основной причиной старения и впоследствии смерти являются различные (в основном так называемые невысокопатогенные) микробы (включая вирусы, бактерии, грибки, паразиты и др.).

Сегодня доктор Кеннет Алибек выступил инициатором создания в Украине научно-производственного центра «Макс-Велл», который будет состоять из клиники для лечения онкологических и кардиологических заболеваний, а также производственного комплекса для разработки биофармацевтических препаратов для лечения тяжелых заболеваний.

«Мы считаем, что многие процессы старения, а также многие хронические неинфекционные заболевания, «ассоциированные» со старением, на самом деле запускают микробы или продукты их метаболизма, — утверждает ученый. — Мы находимся на переходном этапе к еще одной, пятой революции, которая начнется с признания микробов как основных причин старения». Обоснованию данной гипотезы будет посвящена седьмая книга ученого, которая уже готовится к печати – «Пятая революция».

По мнению профессора, кумулятивное и длительное воздействие острых, хронических и латентных вирусных и бактериальных инфекций у людей ведет к возникновению т. н. неинфекционных соматических заболеваний, которые часто «сопровождают» процесс старения. Уже сегодня известны многие специфические взаимоотношения между микробами и патологическими нарушениями, которые на первый взгляд не имеют к ним отношения, такими как коронарная болезнь сердца, раковые заболевания, нарушения нервной системы (болезнь Альцгеймера, шизофрения, рассеянный склероз), диабет, периодонтальные и аутоиммунные заболевания. Анализ этих взаимоотношений, а также процессов, которые считаются свойствами «нормального» или «здорового» старения, указывает, что микробы могут играть большую роль в индуцировании старения и смерти, подчеркивает доктор Кеннет Алибек.

Сегодня в медицинских и научных кругах нет значительных разногласий по поводу того, что микроорганизмы могут быть очень важными факторами, вызывающими различные соматические заболевания, но нет единства в том, какие микроорганизмы становятся причиной того или иного нарушения или заболевания. «Это разногласие о возможном участии определенных вирусов или бактерий в патогенезе разных соматических заболеваний возникает от возможного непонимания, что различные микроорганизмы могут быть этиологическими факторами одного и того же соматического заболевания», — считает доктор Кеннет Алибек.

По его мнению, проблема в том, что много различных патогенных микроорганизмов способно инициировать и/или вызывать прогрессию одних и тех же соматических заболеваний. Это может объяснять, почему некоторые исследовательские группы не способны подтвердить результаты, показывающие связь между определенным патогенным микроорганизмом и специфическими соматическими нарушениями. В то же время, в случаях соматических заболеваний не всегда можно увидеть классическую картину строгой корреляции между патогенным фактором и инфекцией, как в случае с Bacillus anthracis, которая приводит к заболеванию сибирской язвой, или с Variola major, в результате которой человек заболевает оспой. Существует много микроорганизмов, которые можно «обвинить» в индуцировании соматических заболеваний, а также соматических заболеваний, сопровождающих процессы старения. Кумулятивный эффект таких микробов, как хламидии, хеликобактер, нанобактерии, бактерии периодонта, вирусы герпеса, цитомегаловирус, энтеро- и аденовирусы, ретровирусы и т. д. трудно переоценить.

«Во всех этих случаях мы имеем дело с патогенными микроорганизмами, которые могут вызывать и способствовать развитию соматических заболеваний, используя множество различных неспецифических механизмов, — развивает свою гипотезу доктор Кеннет Алибек. – Это тот самый случай, когда микроорганизмы, относящиеся к разным тохономическим группам, могут вызывать одно и то же соматическое заболевание, в то время как один и тот же микроорганизм может быть индуктором различных соматических заболеваний».

Любая смерть является результатом серьезных нарушений гомеостаза, завершающего инфекционный и неинфекционный патологический процесс. В то же время, предполагает профессор, жизнеспособность любой сложной биологической системы зависит от стабильности самых слабых жизненно важных биологических подсистем в биологической системе. Если этот постулат верен, то, по мнению ученого, это может объяснять главные механизмы патологических изменений, ведущих к преждевременной смерти или смерти в результате старения.

Так, преждевременная смерть от заболевания является результатом трех предрасполагающих факторов: восприимчивые гены (которые не обязательно ведут к смерти), инициирующие факторы окружающей среды (среди них микробы являются самыми важными), серьезные повреждения главных систем контроля и восстановления организма.

В свою очередь смерть от «обычного» старения является результатом кумулятивного процесса (но, как правило, зависящего от трех вышеперечисленных факторов), который обнаруживает себя со временем, после накопления несущественных структурных и функциональных нарушений, в конечном итоге ведущих к заболеванию «подсистемы», допускающей более серьезное нарушение, как результат долговременного эффекта этих трех факторов. В этом типе старения микробы могут быть на «обоих участках» патологических процессов, а именно: они предрасполагают к структурным и функциональным нарушениям, которые со временем становятся мишенями для факторов окружающей среды (включая микробов как главные инициирующие факторы).

Что же касается «успешного» старения, то это также патофизиологический процесс, приводящий ко многим необратимым изменениям и в конечном итоге к смерти. В этом типе старения не существует (по крайней мере, длительный период времени) слабых «звеньев цепи», которые могут инициировать преждевременную смерть или смерть от «обычного» старения. В данном случае процессы аккумуляции структурных и функциональных нарушений происходят медленно и синхронно во всех главных системах и органах, в конечном счете ведя к смерти. Но даже в этом случае разрушительная роль фактора окружающей среды (и особенно микробов) не может быть переоценена, так как главные структурные и функциональные изменения происходят в результате постоянных долговременных взаимодействий между организмом человека и различными микроорганизмами.

Кроме того, доктор Кеннет Алибек считает, что, несмотря на тип смерти (и процессы старения), существует определенная закономерность в этих патофизиологических процессах. Он называет их «закономерностью порочного круга». То есть все процессы имеют циклический характер (см. диаграмму).

Единственным важным отличием (с точки зрения продолжительности жизни) является то, как много «условных кругов» будет пройдено определенным человеком, прежде чем он состарится и умрет. Это зависит от трех главных факторов, о которых мы упоминали выше. И будущее развитие профилактических и лечебных подходов, методов увеличения продолжительности жизни и качества жизни будет зависеть от того, сможет ли медицина разорвать этот порочный круг.

Украину спасет пятая революция

Современная медицинская наука, безусловно, уделяет внимание второму фактору (различным микробным агентам и инфекциям) при лечении многих нарушений и заболеваний. Но пока эти подходы сосредоточены в основном на так называемых очевидных нарушениях и заболеваниях. Например, на таких, для которых связь между инфекционным фактором и заболеванием является ясной и «краткосрочной». Доктор Кеннет Алибек предлагает начать исследование микробного фактора не только с точки зрения причины прямых инфекций, но и с точки зрения долгосрочного взаимодействия между организмом человека и микробом, которое приводит к соматическим заболеваниям, не имеющим на первый взгляд инфекционных корней. Такой подход приведет к созданию профилактической медицины, направленной на инфекционные механизмы неинфекционных заболеваний и на противоинфекционное лечение многих соматических заболеваний, включая сердечно-сосудистые нарушения и патологии, которые, как уже отмечалось выше, в Украине являются причиной смерти в 61% случаев.

Доктор Кеннет Алибек уверен: если начать всесторонне изучать взаимодействие между людьми и несметным количеством микробов, с которыми люди сталкиваются в течение своей жизни, и, основываясь на этих новых и усовершенствованных знаниях, создавать новые лекарства, направленные на устранение инфекционных причин соматических заболеваний, будет осуществлена пятая революция в медицине, в результате которой существенно увеличится продолжительность жизни в XXI столетии.