UA / RU
Поддержать ZN.ua

БАЙПАСЫ ВЫРАСТАЮТ САМИ

Генотерапия против непроходимости кровеносных сосудов В газете The New York Times появилась весьма любопытная статья за подписью Джины Колаты...

Автор: Оксана Приходько

Генотерапия против непроходимости кровеносных сосудов

В газете The New York Times появилась весьма любопытная статья за подписью Джины Колаты. Суть ее сводится к тому, что семидесятилетней женщине, страдающей непроходимостью кровеносных сосудов в ногах, ввели большую дозу определенных генов, в результате чего у нее проросли новые кровеносные сосуды в обход закупоренных. Если сообщение подтвердится, то это будет означать настоящую революцию как в лечении сердечно-сосудистых заболеваний, так и собственно в методике генотерапии.

Этот успех увенчал многолетние исследования по изучению вещества, названного фактором роста сосудистого эпителия, или veg F, которое, похоже, выполняет в организме роль сигнализатора, вызывающего рост кровеносных сосудов. Революционность этих экспериментов определяется прежде всего методом введения целительных генов в клетки стенок кровеносных сосудов. Если остальные ученые упаковывают понравившиеся им гены в вирусоподобные образования или просто укутывают специальной мембраной, да еще и бьются годами над проблемой, как ввести эти гены в те клетки, для которых они предназначены, и при этом оставить интактными посторонние клетки, то д-ру Джефри Иснеру из Медицинского центра св. Элизабет, что под Бостоном, удалось решить все эти проблемы, введя чистые гены прямо в просвет поврежденных кровеносных сосудов. При этом эти гены не только смогли чуть ли не молниеносно включиться в процесс жизнедеятельности гладкомышечных клеток, выстилающих стенки этих сосудов, но еще и гарантировать интактность остальных клеток организма, так как невостребованные гены тут же подвергались деградации в кровотоке, и таким образом не могли проявлять активность вдали от своей мишени. Более того, «внедрившиеся» гены сохраняли свою активность в течение всего лишь нескольких недель, чего оказывалось вполне достаточно для того, чтобы вызвать рост новых сосудов, но при этом не вызвать нежелательных побочных эффектов.

Изначально опыты с veg F проводились на кроликах, и результаты таких экспериментов были более чем обнадеживающими: у животных с забитыми кровеносными сосудами в течение трех недель после введения генов прорастали сосуды, по которым и направлялась кровь в обход заторов старого русла. Воодушевленный успешными экспериментами, д-р Иснер приступил к клиническим испытаниям нового метода.

Непроходимость кровеносных сосудов ежегодно доставляет жесточайшие страдания не менее чем 30 000, а то и 40 000 американцев, вызывая у них ничем не снимаемые боли и неизлечимые язвы. Большинству из них грозит ампутация поврежденных конечностей. Около 20% пациентов умирает чуть ли не на операционном столе, и еще 40% - до истечения года с момента операции.

Д-р Иснер опробовал свой новый метод на тех больных, которым уже не могла помочь ни ангиопластика, ни компенсирующая хирургия. Первым нескольким пациентам вводили по 100 милиграмм veg F, что приблизительно эквивалентно 16 миллиардам генов, а затем дозу увеличивали до 500 мг, однако никаких результатов при этом обнаружить не удалось.

Затем три пациента, которым уже ничто больше не помогало, получили по 1000 мг генов. У всех троих наблюдалось отчетливое улучшение в показателях кровотока в ногах, исчезновение болезненных ощущений, однако ангиограммы, а также рентгеноснимки артерий не показали возникновения новых сосудов.

Первое прямое доказательство того, что введение veg F таки вызывает рост новых кровеносных сосудов, было получено только у восьмого по счету пациента: ему (вернее, ей) ввели уже целых 2 000 мг veg F.

Этой пациенткой оказалась семидесятилетняя женщина, которая впервые обратилась к врачам год назад из-за того, что ее правую ступню часто сводили очень болезненные судороги. Исследования показали, что артерии ее правой ноги практически полностью закупорены.

Через месяц после введения veg F на ангиограммах отчетливо проявилось возникновение новых сосудов в области колена больной женщины, на половине длины ее икры, а также в области лодыжки. Кровоток в ноге возрос на 82%.

Вначале д-р Иснер надеялся, что введение препарата позволит его пациентке избежать ампутации. Гангрена стабилизировалась в течение двух месяцев с начала лечения, однако затем вновь она начала прогрессировать, через два месяца ей все же пришлось ампутировать ногу по колено.

Сейчас д-р Иснер ожидает результатов лечения еще трех пациентов, которые также получили по 2 000 мг veg F, а для будущих своих пациентов он планирует усовершенствовать свою методику генотерапии. В экспериментах с животными он обнаружил, что у него нет необходимости вводить гены непосредственно в гладкомышечные клетки артериальных стенок. Он может делать инъекцию препарата в любую мышечную ткань, например, в бедро или в грудь, а гены уже сами будут мигрировать по организму до клеток, выстилающих артериальные стенки, которые и станут местом их пристанища.

Другие доктора, специализирующиеся на сердечно-сосудистых заболеваниях, были весьма заинтригованы сенсационным сообщением. «Это поистине фундаментальная работа», - сказал д-р Стивен Ниссен, возглавляющий отделение кардиологии в Кливлендской клинической фундации. - «Это совершенно новый подход, - добавил он, - с очень широкой областью применения».

Однако д-р Юдит Свэйн, возглавляющая отделение кардиоваскулярной медицины в Пенсильванском университете, более осторожна в своих оценках.

- Несмотря на всю анекдотичность этого эксперимента, - говорит она, - хочется верить, что эта методика действительно может работать. Но нужно быть очень осторожными в своих оценках, имея на руках результаты успешного лечения всего лишь одного пациента».

По материалам

The New York Times